Урок русского языка по теме «Не с существительными»
Максимова Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №19» г. Кемерово
Класс: 5
Тема и номер урока: Не существительными, 1 час (4 урок в теме «Имя существительное»)
Базовый учебник: Разумовская М.М. и др. Русский язык. 5 класс. - М.:
Дрофа, 2012
Цель урока: усвоение обучающимися новых знаний, добытых в ходе самостоятельного решения проблемы; формирование практических навыков компетентного выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными.
Задачи:
- обучающие:
формировать у обучающихся практические умения и навыки поиска новых знаний в ходе решения проблемного вопроса;
формировать навыки сравнения и сопоставления различных языковых единиц
- развивающие:
развивать мышление и способности обучающихся;
развивать творческие умения, коммуникативные навыки, умение работать в группе
- воспитательные:
воспитывать активную творческую личность обучающегося, умеющую видеть, ставить и разрешать нестандартную проблему
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: экран, проектор, компьютер, подключение к Интернету
Содержание (этапы) урока
Организационный момент
Время: 2 мин.
Деятельность учителя: Создание комфортных условий для проведения урока. Проверяем готовность учебных принадлежностей к уроку, здороваемся, поворачиваемся друг к другу лицом и улыбаемся соседу.
Деятельность ученика: Подготовка к уроку. Здороваются с педагогом и друг другом, слушают информацию учителя о том, что будет на уроке.
Актуализация знаний
Время: 5 мин.
Деятельность учителя: Организация фронтальной работы.
Проведение синтаксической пятиминутки с целью анализа продиктованного предложения с точки зрения его строения, а также выделения существительных и определения их роли.
Деятельность ученика: Восприятие устной информации.
Запись и анализ предложения у доски (одним учеником), в тетрадях (всем классом), поочередное комментирование работы.
Сама маленькая принцесса прогуливалась вместе со своими друзьями по террасе.
Объяснение нового материала
Время: 10 мин.
Деятельность учителя: Создание проблемной ситуации урока, предполагающей самостоятельный поиск условий выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительным с помощью ресурсов (таблица № 1).
Деятельность ученика: Восприятие визуальной информации. Решение проблемного вопроса «Почему не с существительными в одних случаях пишется слитно, а в других – раздельно?»
В ходе просмотра мультимедиа урока необходимо ответить на поставленные вопросы и выполнить задания на соотнесение признаков, выбор признаков из ряда представленных.
Сравнение полученных результатов с предложенным в мультимедиа уроке.
Физминутка
Время: 2 мин.
Деятельность учителя: Организация физминутки через проигрывание стихотворения Б. Заходера «Побывал я однажды в стране»
Деятельность ученика: Выполнение физических упражнений с помощью проигрывания стихотворения «Побывал я однажды в стране».
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не. (По Б. Заходеру) [1, с. 76]
Закрепление материала
Время: 10 мин.
Деятельность учителя: Организация творческой самостоятельной работы обучающихся с целью формирования учебных навыков.
Предлагается разным категориям учеников выбрать задания по силам. Задание 1 (таблица №1) предполагает устный ответ на основе интерактивной таблицы. Задание 2 (таблица №1) - работу с различными источниками информации (развиваются межпредметные связи, связь с литературой)
Деятельность ученика: Ознакомление с условиями выполнения заданий. Выполнение творческой самостоятельной работы: Задание 1 выполняется слабыми учениками под руководством учителя, при самостоятельном выполнении Задания 2 возможно объединение в пары.
Обобщение и систематизация знаний
Время: 10 мин.
Деятельность учителя: Организация фронтальной работы с классом.
Предлагается обобщить полученные на уроке знания, используя ресурс «Таблица "Правописание не с существительными"» (таблица №1) , представляющий собой комплексную гипермедийную таблицу усложнённой структуры, в которой систематизированы все варианты разграничения значений не-частицы и не-приставки (слабые ученики уже знакомились с ней на предыдущем этапе урока). Возвращение учеников к исходному проблемному вопросу и анализ действий по решению вопроса.
Организация групповой работы с классом. Класс разбивается на несколько групп, которые выполняют творческое Задание 3 (таблица №1), связанное с конструированием текста (упражнения с трансформацией текста), демонстрируется ресурс и объясняется задание.
Деятельность ученика: Воспроизведение и обобщение, полученных на уроке знаний на основе ресурса «Таблица "Правописание не с существительными"» (таблица №1).
Выполнение в группе творческого задания по следующему ресурсу «Задание 3.
Творческое задание. Поддерживает тему "НЕ с существительными"» (таблица №1).
Контроль и коррекция
Время: 5 мин.
Деятельность учителя: Организация контроля усвоения изученной темы с помощью интерактивного теста «Тест 07.2. Правописание НЕ с существительными» (таблица №1). Комментирование заданий, контроль.
Деятельность ученика: Выполнение учениками тестов по вариантам на компьютерах, оценивание друг друга.
Домашнее задание
Время: 3 мин.
Деятельность учителя: Организация индивидуализированного домашнего задания. Предложенные электронные учебные модули (таблица №1) практического и информационного типов позволяют регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке.
Для традиционного домашнего задания предлагается изучение §91 и выполнение упражнения № 696.
Деятельность ученика: Выполнение учениками домашнего задания, которое отвечает их реальным учебным возможностям.
Таблица № 1.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Этап урока | Название ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Объяснение нового материала | Правописание не с существительными. Часть 1 Мультимедиа урок. Поддерживает тему "НЕ с существительными". Содержит новый материал. [Карточка ресурса] | мультимедийная презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/26a5df27-d66d-4541-badf-6383e39a6985/view/ |
Правописание не с существительными. Часть 3 Мультимедиа урок. Поддерживает тему "НЕ с существительными". Содержит новый материал. [Карточка ресурса] | мультимедийная презентация | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93f438a3-1d4a-4f7f-8ab7-f6d055d22363/view/ |
Закрепление | Таблица "Правописание не с существительными" Комплексная гипермедийная таблица усложнённой структуры; систематизирует все варианты разграничения значений не-частицы и не-приставки. | таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75c57298-3361-40a7-aebc-07179f099c62/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_13-AT%5D.swf |
Задание 2 Творческое задание. Поддерживает тему "НЕ с существительными". [Карточка ресурса] | творческое задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1423979e-1a1b-4027-893a-79db23ad9229/view/ |
Обобщение и систематизация знаний | Таблица "Правописание не с существительными" Комплексная гипермедийная таблица усложнённой структуры; систематизирует все варианты разграничения значений не-частицы и не-приставки. | таблица | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/75c57298-3361-40a7-aebc-07179f099c62/%5BIS-TA_05-11_02%5D_%5BIA_13-AT%5D.swf |
Задание 3 Творческое задание. Поддерживает тему "НЕ с существительными". [Карточка ресурса] | творческое задание | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43081750-9052-44bd-a1cf-d6f6c57ca582/view/ |
Контроль и коррекция | Тест 07.2. Правописание НЕ с существительными Тест включает 4 задания, обучающая цель которых: 1) научиться применять правила правописания не с существительными; 2) научиться видеть сигналы раздельного написания не с существительными; 3) научиться проверять слитное и раздельное написания существительных с не, подбирая синонимы без не; 4) развитие речи, развитие навыков правописания существительных с не. | тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/460e7ea7-6cfa-4653-bc71-12c38b63fe7f/index_listing.html |
Домашнее задание | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными Электронный учебный модуль практического типа (п-тип) для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными". | упражнения | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp/60/p/page.html |
Слитное и раздельное написание НЕ с существительнымиЭлектронный учебный модуль практического типа (п-тип) для углублённого изучения предмета по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными". | упражнения | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp/60/p/page.html |
Слитное и раздельное написание НЕ с существительнымиЭлектронный учебный модуль практического типа (п-тип) для углублённого изучения предмета по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными". Вариант 1. загрузить (3.46 MБайт) тип: П, скачиваний: 121 версия: 1.0.8.7 от 10.12.2008 | упражнения | http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.01/hps/10/hp/60/p/page.html |
Список литературы
Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя [Текст] / Г.А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003.- с. 76