СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка "Синонимы. Омонимы. Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта тема изучается в 5 классе казахской школы, возможно в 4 классе русской школы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Синонимы. Омонимы. Антонимы"»



Урок русского языка в 5 классе



Тема урока: Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы



Цели урока:

Обучающая: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;

Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.

Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родной природе, терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.

Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие



Тип урока: комбинированный

Форма работы: групповая

Методы:

  • Репродуктивный (рассказ)

▪ Частично поисковый (восстановление деформированного текста)

• дифференцированный (домашнее задание)

• элементы игровой технологии (ответы обучающихся во время игры с

мячом)

• средства ИКТ (работа со слайдами в ходе всего урока, выполнение

заданий учащимися на интерактивной доске)

Тип урока:

  • Комбинированный

Оборудование:

  • компьютер,

  • интерактивная доска,

  • мультимедийная презентация «Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы»,

  • муз.файл,

  • раздаточный материал,

  • учебник «Русский язык. 6 класс», У.А.Жанпейс

Программное обеспечение: Word, Power Point, ActivStudio


Ход урока:

I.Орг.момент. 2 мин.

Ребята выбирают карточки с цветными фигурками, разбиваются по группам. Назначаются лидеры групп .

II.Мотивационный этап.

1) Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.



Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.

— Ребята, поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку-смайлик, которая соответствует вашему настроению на уроке… Теперь я знаю, какое у вас настроение.— Давайте улыбнемся друг другу … и настроимся на урок.

2). Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Работа с иллюстративным материалом. 5 мин.

Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Лексика». Вам предстоит определить лексическую тему. Для этого вы должны  прослушать музыку природы и просмотреть картинки на тему«Осень» .

Цель: определить тему и записать в тетрадях  слова, которые вы «услышали».

(Картины на тему «Осень», звучит соответствующая музыка)

— Какие слова вы записали?

Учащиеся зачитывают слова (дождь, птицы, ветер, шум, лес, деревья, листья).

— Молодцы. Итак, вы нашли в этих звуках музыки слова дождь, птицы, пение и т. д. Скажите, с каким временем года связаны эти слова? (с осенью) Да, наша лексическая тема «Осень».

3). Работа по картинкам. Обратите внимание на картинку. Какой сейчас месяц? Октябрь. Какими в это время года мы можем видеть деревья? (с ярко – красными, желтыми листьями). Подберите похожие по смыслу слова к словам красный, желтый (оранжевый, бордовый, алый, огненный, пламенный…)

О каких словах русского языка идет речь? (о синонимах) Что вы о них знаете? Посмотрите на следующие иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? (слова – антонимы – тонкий, толстый, мокрый сухой.). Значит тема нашего урока – это понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы. Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке? Формулируем цель ( повторение понятий: синонимы, антонимы, омонимы; научиться различать данные понятия, умение использовать в речи.).

4) . Повторение изученного. (3 мин.)

— Повторение — мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Лексика». На магнитной доске — осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. Вы должны по одному выйти к доске, взять карточку и ответить на вопрос.

1. Что такое «Лексика»? (Лексика — словарный состав языка)
2. Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно значение, называются однозначными)
3. Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными)
4. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое значение?  Золотой браслет —золотая пшеница, малыш спит — природа спит.
5. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение? Школьник идёт — дождь идётзолотое кольцо — золотая осень.

III. Операционный этап.

  1. Работа с учебником. Прочитать правило на стр.15. Выполнить упр.26 стр.16.




  1. Работа в группах. Каждой группе раздаются листы А-3, на которых они должны нарисовать Кластер по теме «Синонимы», «Омонимы» или «Антонимы». Время – 10 минут.

  2. Защита Кластеров. (5 мин.)


4. Разминка ( Физминутка для глаз)-2 мин.


5. Использование ИД (шторка). Подобрать антонимы к данным словам. -

2 мин.

Горе               —       радость;
Большой        —       маленький;
Низкий           —       высокий;
Белый            —       черный;
Друг                —       враг;
Хороший         —       плохой;
Сложный        —       простой;
Синоним         —       антоним;
Мальчик         —       девочка;
Хорошо          —       плохо;
Зима              —       лето.

Сделать проверку. (Шторка открывается)


6.Индивидуальные задания по карточкам- 2 мин.


Соедините каждое  слово первого столбика  с  синонимом  из  второго столбика

буря                                лекарь

аромат                            швырять

врач                                 запах

бросать                          чародей

ветер                               ураган

воин                                 вихрь

волшебник                     ратник


Взаимопроверка.



6. Игра «Снежки». Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы должны произнести антоним к этому слову (игра в мяч)- 3 мин.

 Послушайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?»

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь ….НИЗКО

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь ….БЛИЗКО

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь …ПОЛ.

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ….НАШЕЛ

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ

Теперь НАЧАЛО я скажу.

Ну отвечай …КОНЕЦ


7. Работа с интерактивной доской «Что это?»-написать ручкой ответы.-

5 мин.

IV.Закрепление . 2 мин.

Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же… подведем итог.

— Какой раздел повторяли?
— Что такое лексика?
— Что значит лексическое значение слова?
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Для чего нужны эти слова?

— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)

В заключение выполним проверочную работу. (2 мин.). Взаимопроверка.

Молодцы, ребята! Работали активно, но самые правильные ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Лидеры групп заполняют листы оценивания.

V. Этап рефлексии. Заполнить карточку рефлексии -2 мин. Зачитать выборочно.

Выдача домашнего задания по выбору.

Дифференциация:

1.Составить словарь антонимов (5 слов).
2.Составить словарь синонимов(5 слов).

3.Словарь омонимов (5 слов).
4.Словарь добрых слов.

5. Нарисовать страну Лексику;
6. Написать эссе   «Осень в Павлодаре» , используя синонимы, антонимы, омонимы.













































Средняя общеобразовательная школа №25






















Открытый урок

по русскому языку

в 5 классе


«Синонимы. Антонимы. Омонимы»




Подготовила и провела:

Хамитова Н.М.










г.Павлодар

2015 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!