Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы
Цели урока:
Обучающая: Продолжить изучение лексических понятий: синонимы, антонимы, омонимы; научить учащихся различать данные понятия; расширять лексический запас обучающихся;
Развивающая: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся; развитию умения работать в группах, умения слушать и слышать друг друга, умения делать собственный выбор, творчески подходить к выполнению заданий, развивать навыки самооценивания и взаимооценивания.
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родной природе, терпимости по отношению друг к другу; формировать навыки коммуникативного характера.
Ключевая идея урока: Развитие коммуникативной компетенции учащихся через групповое взаимодействие
Тип урока: комбинированный
Форма работы: групповая
Методы:
▪ Частично поисковый (восстановление деформированного текста)
• дифференцированный (домашнее задание)
• элементы игровой технологии (ответы обучающихся во время игры с
мячом)
• средства ИКТ (работа со слайдами в ходе всего урока, выполнение
заданий учащимися на интерактивной доске)
Тип урока:
Оборудование:
компьютер,
интерактивная доска,
мультимедийная презентация «Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы»,
муз.файл,
раздаточный материал,
учебник «Русский язык. 6 класс», У.А.Жанпейс
Программное обеспечение: Word, Power Point, ActivStudio
Ход урока:
I.Орг.момент. 2 мин.
Ребята выбирают карточки с цветными фигурками, разбиваются по группам. Назначаются лидеры групп .
II.Мотивационный этап.
1) Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
— Ребята, поднимите, пожалуйста, сигнальную карточку-смайлик, которая соответствует вашему настроению на уроке… Теперь я знаю, какое у вас настроение.— Давайте улыбнемся друг другу … и настроимся на урок.
2). Проблемная ситуация. Определение темы. Постановка цели и задач урока. Работа с иллюстративным материалом. 5 мин.
Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Лексика». Вам предстоит определить лексическую тему. Для этого вы должны прослушать музыку природы и просмотреть картинки на тему«Осень» .
Цель: определить тему и записать в тетрадях слова, которые вы «услышали».
(Картины на тему «Осень», звучит соответствующая музыка)
— Какие слова вы записали?
Учащиеся зачитывают слова (дождь, птицы, ветер, шум, лес, деревья, листья).
— Молодцы. Итак, вы нашли в этих звуках музыки слова дождь, птицы, пение и т. д. Скажите, с каким временем года связаны эти слова? (с осенью) Да, наша лексическая тема «Осень».
3). Работа по картинкам. Обратите внимание на картинку. Какой сейчас месяц? Октябрь. Какими в это время года мы можем видеть деревья? (с ярко – красными, желтыми листьями). Подберите похожие по смыслу слова к словам красный, желтый (оранжевый, бордовый, алый, огненный, пламенный…)
О каких словах русского языка идет речь? (о синонимах) Что вы о них знаете? Посмотрите на следующие иллюстрации. Что изображено на них? Какие понятия я здесь зашифровала? (слова – антонимы – тонкий, толстый, мокрый сухой.). Значит тема нашего урока – это понятия Омонимы, Синонимы, Антонимы. Запишите тему урока. Какую цель мы ставим перед собой на данном уроке? Формулируем цель ( повторение понятий: синонимы, антонимы, омонимы; научиться различать данные понятия, умение использовать в речи.).
4) . Повторение изученного. (3 мин.)
— Повторение — мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Лексика». На магнитной доске — осенние листья. На обороте этих листьев-карточек записаны вопросы. Вы должны по одному выйти к доске, взять карточку и ответить на вопрос.
1. Что такое «Лексика»? (Лексика — словарный состав языка)
2. Какие слова называются однозначными? (Слова, имеющие одно значение, называются однозначными)
3. Какие слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными)
4. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют прямое значение? Золотой браслет —золотая пшеница, малыш спит — природа спит.
5. В каких словосочетаниях выделенные слова имеют переносное значение? Школьник идёт — дождь идёт, золотое кольцо — золотая осень.
III. Операционный этап.
Работа с учебником. Прочитать правило на стр.15. Выполнить упр.26 стр.16.
Работа в группах. Каждой группе раздаются листы А-3, на которых они должны нарисовать Кластер по теме «Синонимы», «Омонимы» или «Антонимы». Время – 10 минут.
Защита Кластеров. (5 мин.)
4. Разминка ( Физминутка для глаз)-2 мин.
5. Использование ИД (шторка). Подобрать антонимы к данным словам. -
2 мин.
Горе — радость;
Большой — маленький;
Низкий — высокий;
Белый — черный;
Друг — враг;
Хороший — плохой;
Сложный — простой;
Синоним — антоним;
Мальчик — девочка;
Хорошо — плохо;
Зима — лето.
Сделать проверку. (Шторка открывается)
6.Индивидуальные задания по карточкам- 2 мин.
Соедините каждое слово первого столбика с синонимом из второго столбика
буря лекарь
аромат швырять
врач запах
бросать чародей
ветер ураган
воин вихрь
волшебник ратник
Взаимопроверка.
6. Игра «Снежки». Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы должны произнести антоним к этому слову (игра в мяч)- 3 мин.
Послушайте стихотворение Д.Чиарди «Еще одно эхо?»
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
7. Работа с интерактивной доской «Что это?»-написать ручкой ответы.-
5 мин.
IV.Закрепление . 2 мин.
Учитель: К концу подходит наш урок
Ну что же… подведем итог.
— Какой раздел повторяли?
— Что такое лексика?
— Что значит лексическое значение слова?
— Что такое синонимы?
— Что такое антонимы?
— Для чего нужны эти слова?
— А где можно уточнить лексическое значение слова, узнать о синонимах, антонимах, если есть затруднения? (Словари)
В заключение выполним проверочную работу. (2 мин.). Взаимопроверка.
Молодцы, ребята! Работали активно, но самые правильные ответы были у………..
Хорошо и продуманно отвечали………
Лидеры групп заполняют листы оценивания.
V. Этап рефлексии. Заполнить карточку рефлексии -2 мин. Зачитать выборочно.
Выдача домашнего задания по выбору.
Дифференциация:
1.Составить словарь антонимов (5 слов).
2.Составить словарь синонимов(5 слов).
3.Словарь омонимов (5 слов).
4.Словарь добрых слов.
5. Нарисовать страну Лексику;
6. Написать эссе «Осень в Павлодаре» , используя синонимы, антонимы, омонимы.
Средняя общеобразовательная школа №25
Открытый урок
по русскому языку
в 5 классе
«Синонимы. Антонимы. Омонимы»
Подготовила и провела:
Хамитова Н.М.
г.Павлодар
2015 г.