СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка»

РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 3 КЛАССА ПО ТЕМЕ:

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Ибрагимова Барият Магомедовна, учитель начальных классов МБОУ « ПСОШ № 3»


Тема урока

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

ПРЕДМЕТ

Русский язык

КЛАСС

3

ТИП ЗАДАЧИ

«Урок открытия новых знаний»


ЦЕЛИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ






Цели:

  • Умение правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи;

  • добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

регулятивные:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

  • высказывать свое предложение

коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

    познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  • развитие умения правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.


ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ ЗАДАЧА

Русский язык: знание правила и умение находить и выделять нужную информацию, умение применять знания на практике при написании существительных с шипящим звуком на конце .


КАКИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

УМЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТ

Проявляют умение работать в малой группе (коммуникативная компетентность): организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействовать и оказывать взаимопомощь в ходе решения задачи, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.


ПЛАНИРУЕМЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Демонстрация учащимися:

-усвоения предметного материала и возможностей его применения в новой ситуации.


СПОСОБ И ФОРМАТ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

В процессе решения задачи оценивается:

-владение учащимися необходимым предметным материалом;

-умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

Учебник «Русский язык» для 3 класса В.П.Канакина  В.Г.Горецкий, 2 часть, компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями для групповой, парной и индивидуальной работы.


Этапы урока


Визуализация (в течение урока на доске выстраивается план этапов урока)










Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи




3 этап – определения ожиданий обучающихся


Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока).









4 этап модерации : интерактивная лекция (передача и объяснение информации

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.


I этап инициации

Метод организации начала урока «Подари улыбку другу».

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Проведение: учащиеся поворачиваются друг к другу и улыбаются.

Примечание: каждый ученик может повернуться и улыбнуться нескольким ученикам

- Начинаем урок со стихотворения:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.


2 Этап погружения в тему


Рассмотрите рисунки и прочитайте записи. Произнесите слова, определив звуки на конце слов, сравните их.

РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА Как видно, на конце одних существительных пишется «ь», на конце других существительных мягкий знак не пишется. Почему? Узнаем на уроке.

ВПЕРЁД




Прочитайте слова на слайде № 1

варенье капель пальчик льёт

меч рожь тушь врач

речь плащ камыш роскошь

- Лексическое значение каких слов вам непонятно?

Что такое роскошь? камыш? тушь? капель? ( НА СЛАЙДЕ №2 КАРТИНКИ)

Что заметили? ( какой частью речи являются эти слова?)Докажите.

По какому признаку можно разделить эти слова на группы?

1 группа - разделительный мягкий знак, 2 группа - мягкий знак-показатель мягкости согласных.

Понаблюдайте над словами врач и речь.

Произнесите слово речь. Выделите последний звук. Дайте характеристику последнему звуку. (Звук- согласный ; глухой непарный; шипящий; мягкий, непарный) Верно, звук [ ч]- всегда мягкий. Но тогда почему в одном слове пишется мягкий знак, а в другом - нет? От чего это зависит?

У нас на уроке, проблема, узнать, почему у существительных после шипящих пишется ь.

Какая тема урока? "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

Какую цель мы поставим на уроке?

Узнать когда пишется мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Выполнение системы заданий.



Запишите слова в 2 столбика

Проверка.





А сейчас ребята, работа в группах. Выберите в каждой группе ответственного. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группах.

Карточка

ёж, мышь, кирпич, дочь, плащ, вещь

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам.

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

7. Сделайте вывод.



Составление алгоритма.


слайде №3

















5 этап модерации: проработка содержания темы (групповая работа учащихся).









Эмоциональная разрядка (разминка)

Цель: снять усталость и напряжение






Этап закрепления изученного материала

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Слайд № 4




Платформа Яндекс.Учебник



6 этап модерации

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока).


Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися







РЕЛАКСАЦИЯ

Слайд № 5

















Как и где можно проверить правильность выполнения задания? (Сверимся с учеб- ником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника)


На доске появляется совместно выработанный алгоритм

1. Существительное

2. С шипящим на конце

3. Сущ. ж.р- пишем ь,

Сущ. м. р. - без ь

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт

Какова же роль мягкого знака в  слове: помощь?

Мягкий знак показывает, что это имя существительное женского рода.



Поиграем в игру, проведем физкультминутку:

Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, хлопаем ладонями над головой; если услышите существительное мужского рода,- за спиной.


Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, борщ. ералаш. ландыш, полночь. багаж.


Работа в парах

Следующее задание, работаем в парах на карточках.

Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

От цв.тов на п.лях Над р.кой наклонясь,

Л.ётся зап.х кругом., Что-то шепчет камы.,

И сияет р.са А кругом, на полях,

На тр.ве серебром. Непробудная тиш..


- Объясните правописание пропущенных букв.

- Найдите слова с новой орфограммой.

- В каких словах вставили мягкий знак после шипящего ? Почему?


Поиграем в игру, проведем физкультминутку:


Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, то нужно присесть.

Слова: мышь, кирпич, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж, врач, речь, камыш, луч, карандаш.


Запишите в тетрадь одним словом.

  • Человек, который играет на трубе (Трубач)

  • Человек. который выступает в цирке. ( Циркач)

  • Очень сильный человек (Силач)

  • Человек, который играет на скрипке (Скрипач)

  • Житель Москвы (Москвич)

  • Помещение, в котором стоят автомашины (Гараж)

  • Место, где купаются и загорают (Пляж)



Тест «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Выполняют самостоятельную работу с проверкой.


Этап подведения итогов (рефлексия)

Какое открытие вы сегодня сделали?

Над какой темой работали на уроке?

- Реализовали ли мы цели урока, которые определили для себя в начале урока?


А сейчас выберите для себя смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы уходите с урока?!

- Вспомните свои ожидания и опасения.

- У кого оправдались ожидания?

- А у кого сбылись опасения? (Мы ещё будем на уроках работать над темой)



СПАСИБО ЗА УРОК!

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Весёлой науки

И радостных глаз!

Этапы активного урока при использовании современных методов преподавания:


1. Мотивация (возникновение проблемной ситуации, выдвижение гипотез, вопрос для изучения) – 5-10 мин.

2. Исследовательская работа (групповая работа) – 10-12 мин.

3. Обмен информацией (ответы учеников, презентация ответов групп друг другу) – 7-8 мин.

4. Обсуждение и организация информации (после каждого полученного ответа) – 5 мин.

5. Обобщение и результат – 5 мин.

6. Оценка – 3 мин.

7. Творческое применение (задание домашней работы) – 2 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!