Урок №51
Тема: Структура научного сообщения.
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации; учить применять полученные знания в жизненных ситуациях; создать условия для духовно – нравственных и эмоциональных переживаний; показать, что видеть мир по-новому можно благодаря единству человека и природы
Задачи:
Личностные результаты: ценностное отношение к самому себе через осознание особенностей своей собственной позиции
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД - понимают важность планирования своей деятельности, оценивают свою деятельность в соответствии с образцом
познавательные УУД - осуществляют поиск необходимой информации; - анализируют информацию, строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
коммуникативные УУД – умение работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности
Предметные результаты: формировать представление о том, как правильно подготовиться к научному выступлению, какие критерии нужно соблюдать, чтобы добиться успеха
Ход урока
1. Организационный момент
2. Орфографическая диктовка, грамматические задания.
Байкальский заповедник
1) Байкальский заповедник - единственный из заповедников на берегах Байкала, не имеющий непосредственного выхода на берег озера. 2) Он был создан в 1969 году. 3) Протяженность заповедника вдоль береговой линии Байкала около 60 км. 4) Заповедник создавался с целью сохранения уникальной природы хребта Хамар-Дабан, с целью охраны ненарушенных кедровых лесов. 5) При заповеднике действует Музей Природы. 6) В заповеднике известны 37 видов млекопитающих и 260 видов птиц. 7) Байкальский заповедник – уникальное место на территории России.
1) Из 1 пр. выпиши сущ. имена собственные (Байкальский заповедник, Байкала)
2) Из 2,3 пр. выпиши 3 слова с орфограммой «Безударная гласная проверяемая и непроверяемая», выдели орфограммы. (протяжённость, заповедника, береговой, Байкала, шестидесяти)
3) Из 4 и 7 пр. выпиши ГО (заповедник создавался, Байкальский заповедник - место)
5) Из 5,6 пр. выпиши 3 разных по виду СЧТ
Взаимопроверка
3. Актуализация знаний, целеполагание.
-К какому стилю относится данный текст?
-Какие особенности научного стиля вы можете назвать?
-РС для научного стиля?
-Что мы называем научным сообщением?
-В каких ситуациях мы можем использовать научное сообщение?
-Поставьте цели на сегодняшний урок.
4. Первичное освоение знаний
4.1. Эвристическая беседа
-Как вы думаете, из каких частей состоит научное сообщение?
-Посмотрите на текст из задания 1. Можно ли разделить текст на 3 смысловые части? Какие?
-О чём говорится в 1 части? Во 2? 3?
Сделайте вывод о строении научного сообщения.
4.2. Задание 1. Заполните таблицу.
Вступление | Тема и цели выступления |
Основная часть | Изложение всего материала |
Заключение | Выводы |
5. Первичное закрепление знаний
5.1. Задание 2. Карточка «Сравните текст»
*Сравните 2 текста, составленных вашими ровесниками. У кого получился научный текст, а у кого не получился, и почему? По каким признакам вы это определили?
Цели: выяснить каково количество заповедников в России и их значение
Текст 1.
Здравствуйте! Заповедники — образцы нетронутой, дикой природы — по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять, как изменяется природа под жестоким влиянием деятельности человека. Места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу. Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.
Текст 2.
Основная задача заповедников состоит в строжайшей охране эталонов дикой природы соответствующей зоны и ландшафтов для сравнения и анализа тех изменений, которые вносит в природу человек. Необходимо помнить, что сбережение всех видов животных и растений, обитающих на земле, имеет важное научное и практическое значение.
Заповедники стали резервуарами редких животных и растений. Только благодаря заповедникам удалось сберечь такие эндемичные и реликтовые животные: как фламинго, белая цапля, турач, зубр, кулан, пятнистый олень, горал, и многие другие.
В Российской Федерации на 1 января 2022 года существует 102 заповедника и 42 национальных парка.
5.2. Беседа.
-Как вы думаете, почему научное сообщение у одного из ребят не получилось?
-Существуют некоторые секреты успешного выступления.
5.3. Задание 3. Составление памятки «Как подготовиться к научному сообщению»
- Перед вами карточки со словами, которые помогут вам составить памятку. Выберите те, которые вы считаете самыми необходимыми. Работаете в паре. Затем обсудим.
ПРИВЕТСТВИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, РЕПЕТИЦИЯ, КОНСПЕКТ, ВРЕМЯ, ПАУЗЫ, ТЕМП, МЕСТО ВЫСТУПЛЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ, ВНЕШНИЙ ВИД, ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ, ПРОЩАНИЕ.
-Для чего вы составили эту памятку? Когда она пригодится?
5.4. Задание 4. Составьте из рассыпанных предложений научное сообщение.
5,2, 4,3,8, 1,7,6
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7. Домашнее задание: используя памятку, подготовьте научное сообщение об 1 из достопримечательностей нашей области или района.
8. Рефлексия
- Ну что ж пришла пора подвести итог нашего урока.
Какую цель мы ставили в начале уроке? Достигли мы её? Научились составлять научное сообщение? Где пригодятся на эти знания?
Закончите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- На уроке я научился (лась)…
- Моё настроение на уроке…