СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Олицетворение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 6 класса по теме "Олицетворения" разработан в соответствии с тематическими рекомендациями обновленных ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка для 6 класса по теме "Олицетворение"»

Урок №70

Тема: Олицетворения.

Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с олицетворением как средством выразительности, развития умения применять олицетворения в устной и письменной речи.

Задачи:

- формировать умение находить в художественном произведении олицетворение;

- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;

- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;

- воспитывать в детях учебную активность, терпеливость, дружелюбие.

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап.

2. Орфографическая диктовка. Найдите в стихотворении эпитет, метафоры.

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.


3. Первичное освоение учащимися новых знаний.

3.1. Задание 1. Выразительно прочитайте стихотворение.

Пузатый чайник я люблю!

Он жарким делом занят,

Свистит он песенку свою

И крышкой барабанит!

Пых-пых, веселый вкусный пар

Из чайника летит, как шар,

А иногда из носа

Торчит, как знак вопроса.

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Тогда варенье или мед

В два счета мама достает

И две большие плюшки

Для маленькой пирушки!

Я улыбаюсь до ушей,

А чайник мой грохочет,

Хохочет,

Словно муравей

До слез его щекочет!

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с медом, он – с вареньем,

С чудесным настроением!

И пляшет чайник на столе,

Пируя вместе с нами,

А я пою в его тепле

Про чайник песню маме:

«Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с медом, он – с вареньем,

С чудесным настроением!» (Ю.П. Мориц)

3.2. Беседа. Определение темы, целеполагание.

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Расскажите о чём это стихотворение?

- Взрослый или ребёнок рассказывает историю? (ребёнок)

- Кто является главным героем этого стихотворения?

- Что делает чайник? Назовите его работу.

-Чайник –одушевлённый предмет? А в стихотворении? Как это удалось поэту?

-Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, чайник свистит песенку, барабанит крышкой, грохочет, хохочет и т.д.

-Назовите тему урока, ответив на следующий вопрос: как называется средство выразительности, когда неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных? (олицетворение)

-Какие задачи поставите перед собой?

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

3.3. Знакомство с новым материалом.

-С какими средствами выразительности мы познакомились на прошлом уроке? (с эпитетом и метафорой)

-Что такое эпитет? (художественное определение предмета или явлении, который помогает живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему)

-Что такое метафора? (выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов).

- В шуточном стихотворении Ю.П. Мориц «Пузатый чайник» создается картина «жизни» чайника как живого существа, для этого поэт использует особый прием, помогающий создать картину, происходящую на кухне.

-Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать).

- Какие предметы олицетворяют авторы? (Неодушевлённые)

- Какими свойствами живых существ наделяются неодушевлённые предметы? (Даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать)

- Для чего автор использует эти изобразительные средства? (…)

- Используя олицетворение, автор хочет, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтобы поднялось настроение).

- Хотите научиться определять олицетворение в тексте? (да)

4. Первичное закрепление знаний

4.1. Задание 2. Найдите олицетворения в предложенных текстах, попробуйте определить их роль.

а) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость (А. С. Пушкин)

б) Идёт седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мрак, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного её дыхания
Природы взор оцепенел. (Г. Р. Державин)

в) Устало всё кругом:
Устал и цвет небес.
И ветер, и река, и месяц, что родился.
И ночь, и в зелени потусклый спящий лес,
И жёлтый тот листок что, наконец, свалился
(А. Фет)

4.2. Задание 3. Вставьте подходящие по смыслу олицетворения. Сверьтесь с авторским вариантом.

а) «Луна ____________ как клоун» (С. Есенин)
б) «Лазурь небесная ________________,
Ночной омытая грозой» (Ф. И. Тютчев)
в) «А заря _________________обходя кругом,
Осыпает ветви новым серебром (С. Есенин)

4.3. Задание 4. Найдите олицетворения. Составьте с ними красивые, подробные предложения.

Лес проснулся. Ребёнок проснулся. Камыш шепчет. Девушка шепчет. Темнота подкралась. Разведчик подкрался. Зарыдал двоечник. Зарыдали бубенцы.

5. Подведение итогов.

 -Какую роль в нашей речи играют эпитеты, метафоры и олицетворения?

- Ребята, а где живут средства выразительности?

6. Рефлексия.

Я знаю… Я умею… Было интересно… Было трудно… Оценки…

7. Домашнее задание:

  1. Учить правила; 2) составить и записать три предложения о море, включая в них олицетворения.