Урок №70
Тема: Олицетворения.
Цель: организация деятельности обучающихся для знакомства с олицетворением как средством выразительности, развития умения применять олицетворения в устной и письменной речи.
Задачи:
- формировать умение находить в художественном произведении олицетворение;
- развивать умение анализировать шуточное стихотворение, понимать замысел поэта;
- развивать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение;
- воспитывать в детях учебную активность, терпеливость, дружелюбие.
Ход урока:
1. Организационно-мотивационный этап.
2. Орфографическая диктовка. Найдите в стихотворении эпитет, метафоры.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
3. Первичное освоение учащимися новых знаний.
3.1. Задание 1. Выразительно прочитайте стихотворение.
Пузатый чайник я люблю!
Он жарким делом занят,
Свистит он песенку свою
И крышкой барабанит!
Пых-пых, веселый вкусный пар
Из чайника летит, как шар,
А иногда из носа
Торчит, как знак вопроса.
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Тогда варенье или мед
В два счета мама достает
И две большие плюшки
Для маленькой пирушки!
Я улыбаюсь до ушей,
А чайник мой грохочет,
Хохочет,
Словно муравей
До слез его щекочет!
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с медом, он – с вареньем,
С чудесным настроением!
И пляшет чайник на столе,
Пируя вместе с нами,
А я пою в его тепле
Про чайник песню маме:
«Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с медом, он – с вареньем,
С чудесным настроением!» (Ю.П. Мориц)
3.2. Беседа. Определение темы, целеполагание.
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Расскажите о чём это стихотворение?
- Взрослый или ребёнок рассказывает историю? (ребёнок)
- Кто является главным героем этого стихотворения?
- Что делает чайник? Назовите его работу.
-Чайник –одушевлённый предмет? А в стихотворении? Как это удалось поэту?
-Всё это удалось благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, чайник свистит песенку, барабанит крышкой, грохочет, хохочет и т.д.
-Назовите тему урока, ответив на следующий вопрос: как называется средство выразительности, когда неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных? (олицетворение)
-Какие задачи поставите перед собой?
Я хочу узнать…
Я хочу научиться…
3.3. Знакомство с новым материалом.
-С какими средствами выразительности мы познакомились на прошлом уроке? (с эпитетом и метафорой)
-Что такое эпитет? (художественное определение предмета или явлении, который помогает живо представить себе предмет. Почувствовать отношение автора к нему)
-Что такое метафора? (выражение в переносном значении. Когда одно понятие уподобляется другому. Сравнивается, но без сравнительных союзов).
- В шуточном стихотворении Ю.П. Мориц «Пузатый чайник» создается картина «жизни» чайника как живого существа, для этого поэт использует особый прием, помогающий создать картину, происходящую на кухне.
-Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета признаками и свойствами человека (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать).
- Какие предметы олицетворяют авторы? (Неодушевлённые)
- Какими свойствами живых существ наделяются неодушевлённые предметы? (Даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать)
- Для чего автор использует эти изобразительные средства? (…)
- Используя олицетворение, автор хочет, чтобы читатель увидел сам чайник, порадовался вместе с героем, чтобы поднялось настроение).
- Хотите научиться определять олицетворение в тексте? (да)
4. Первичное закрепление знаний
4.1. Задание 2. Найдите олицетворения в предложенных текстах, попробуйте определить их роль.
а) Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость (А. С. Пушкин)
б) Идёт седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мрак, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного её дыхания
Природы взор оцепенел. (Г. Р. Державин)
в) Устало всё кругом:
Устал и цвет небес.
И ветер, и река, и месяц, что родился.
И ночь, и в зелени потусклый спящий лес,
И жёлтый тот листок что, наконец, свалился
(А. Фет)
4.2. Задание 3. Вставьте подходящие по смыслу олицетворения. Сверьтесь с авторским вариантом.
а) «Луна ____________ как клоун» (С. Есенин)
б) «Лазурь небесная ________________,
Ночной омытая грозой» (Ф. И. Тютчев)
в) «А заря _________________обходя кругом,
Осыпает ветви новым серебром (С. Есенин)
4.3. Задание 4. Найдите олицетворения. Составьте с ними красивые, подробные предложения.
Лес проснулся. Ребёнок проснулся. Камыш шепчет. Девушка шепчет. Темнота подкралась. Разведчик подкрался. Зарыдал двоечник. Зарыдали бубенцы.
5. Подведение итогов.
-Какую роль в нашей речи играют эпитеты, метафоры и олицетворения?
- Ребята, а где живут средства выразительности?
6. Рефлексия.
Я знаю… Я умею… Было интересно… Было трудно… Оценки…
7. Домашнее задание:
Учить правила; 2) составить и записать три предложения о море, включая в них олицетворения.