Урок русского языка
Тема: «Личные формы глаголов»
4 «Б» класс
2020-2021 учебный год
Цель: дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и личную формы глаголов.
Задачи: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.
- развивать речь, внимание, наблюдательность.
- прививать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, карточки со словами.
УМК «Школа России»
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой на работу
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка.
Желаю вам удачи на уроке.
Проверка готовности к уроку.
2. Минутка чистописания.
- Сегодня для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца И.А.Крылова.
Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.
И.А. Крылов
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).
3. Актуализация знаний
- Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет, -
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол)
- Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи.
Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО
- Какие? (личные местоимения)
- Нам нужно расселить личные местоимения по домикам: «Кто говорит», «Кто слушает», «О ком говорят».
- Молодцы.
4. Изучение нового материала
Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь.
- А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)
- Какие глаголы на это не указывают? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).
- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)
- При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).
- Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов).
- Подумайте, как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)
- В какой же форме стоят глаголы первой группы? (в личной)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов)
- Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.
- Сделаем вывод:
Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.
Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.
- Отройте учебник и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: Обрати внимание!
- Выполним упражнение 1. Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).
(2 человека у доски, остальные в тетрадях).
- Проверьте друг друга, оцените соседа.
Физминутка
Зрительная гимнастика.
5. Закрепление изученного материала.
- Выполните упражнение 2. Прочитайте задание. Например: я умею, ….
Проверка.
- Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару? (окончание)
- С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).
Игра «Займи свободное место»
- У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, все ли справились с заданием? У кого возникли сложности, выполняя это задание? Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока. Оцените свою работу. Изобрази на полях соответствующий квадратик.
- Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)
- С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)
7. Домашнее задание.
Приложение
вернуть | дарить |
советовать | говорить |
уйти | выучить |
гулять | сломать |
узнать | обедать |
рисовать | учиться |
я | мы |
ты | вы |
он | она |
они | |