СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка по теме : «-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных». 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка по теме : «-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных». 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка по теме : «-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных». 6 класс»

Тема урока: "-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных". 6-й класс.

Учитель: Лобец В.Т.

 Цель

Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»

Практические:

  1. Совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой

  2. Формировать орфографическую зоркость

Воспитательные:

  1. Создать эмоциональную творческую обстановку

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас учащихся

  2. Обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия

  3. Развивать творческие способности учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала;

Структура (этапы) урока :

  1. Актуализация знаний

  2. Изучение нового материала.

  3. Закрепление полученных знаний.

  4. Итог урока.

Материальная база, оборудование урока:

  1. Карточки с текстом, таблицей; справочные материалы

  2. Репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь»

  3. Музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санс «Лебедь», Салманов «Лебёдушка»

  4. Толковый словарь русского языка

  5. Фразеологический словарь

Ход урока:

Актуализация знаний, побуждение интереса к учению

                                                                        Эпиграф

 Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи идет речь?

Изучая эту тему, мы с вами узнали, что речь человека, который редко употребляет прилагательные, то есть признаки предметов, бывает бедной, однообразной. И, наоборот, тот, кто видит качества предмета и умеет употреблять в своей речи прилагательные, может нарисовать яркую картину того, о чем рассказывает.

1. Работа с текстом. Прочитайте название текста. (СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА) Определите по названию тему текста. О чем пойдёт речь в тексте?

Подсказки.


Снег падает, мелькает, вьётся,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

С.Есенин

Ты посмотри – какая красота!
Вечерний снег мелькает еле-еле.
Поляна лунным светом залита
Вокруг немой заиндевелой ели.

С.Смирнов

2. Рассуждения учащихся.

3. Выразительно прочитайте текст. (Карточки с текстом у каждого ученика).

                                              Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По…..)

4. Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу). О чём текст? Какова основная мысль текста? Какие художественные средства вы увидели?

  1. Лексический разбор слова иней ( ученик выполняет задание на доске), остальные учащиеся подчёркивают прилагательные (ученик у доски готовится рассказать о прилагательном).

Объяснение нового материала

  1. Выпишите в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам. 


Корень + суффикс -ин-
Корень + суффикс -янн-
Корень + суффикс -ян-

корень на -н- + суффикс -н-
корень + суффикс -енн-

  1. Проверка. 


звериные
стеклянный
ледяные
серебряный

лунные
сонные
торжественный
искусственный
таинственный

  1. Анализ выписанных слов. 

От каких слов образованы эти слова (от существительных). Какие суффиксы вы выделили? Что обозначают суффиксы прилагательных? Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).(Суффиксы ан, ян  имеют значения «сделанный из.. и состоящий из..» и «предназначенный для чего – то -  дровяной склад) (суффикс енн этих значений не имеет, кроме слов тыквенный, соломенный, клюквенный)

  1. Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)

Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.

  1. Добавьте слова на это правило в таблицу

(румяный, оловянный, деревянный, туманный). «Переведите» стихотворение на научный язык. Сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?

  1. Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2011г. стр 132).

  1. Какая информация не встретилась в стихотворении? Прочитайте ещё одно стихотворение.

Вам скажет каждый джентльмен:
Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- -
С двумя -НН- получишь слово!
А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.
Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!

Запишите в таблицу слово (ветреный человек, ветреный день , но ветреная мельница).

Класс делим на 2 группы.

Используя теоретический материал учебника, справочника и шуточные стихотворения составьте алгоритм действий правописаний прилагательных образованных от существительных при помощи суффиксов ИН, АН, ЯН, и ОНН,ЕНН

Защита Схем – алгоритмов . 

Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так и на краткие формы.

Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных

Длинный: шнурок длинен

                   дорога длинна

                   слово длинно.

Единый:   коллектив един

                   Россия едина

                   общество едино.

Закрепление изученного материала

  1. Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.


 

 

1. Основа существительных + -ан-, -ян-

Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный

Примеры

1. Основа существительных + -онн-, -енн-

Исключение: ветреный

Примеры

2. Основа существительных + -ин-

Примеры

2. Основа существительных на -н-+ -н-

Примеры

1.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчи…ую шкуру
Осли…ые губы и ноздри вола.

Б.Пастернак

2. И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

С.Есенин

3.

Ты любишь ледя…ой январь,
Безветрье, стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.

С.Кирсанов

4.

Свет луны, таинств…ый и дли…ый.
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавл…ых
Не разлюбит отчие поля.

5.

– Что же за всем этим будет? – А будет январь!
– Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю,
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот с картинками вьюги стари….ый букварь.

6.

Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.

Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поёт иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг?

С.Есенин

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника.

2. В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) Образуйте от двух существительных из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)

Как вы понимаете две последние строчки этого стихотворения?

 Задание 1 группе :

Каково лексическое значение слова лебедь? (Работа с Толковым словарём) Какого рода это слово? (Как птица из семейства утиных, это существительное муж.рода: чудесный лебедь. В поэзии, фольклоре – женского рода)

Задание 2 группе:

В состав каких фразеологических оборотов входит прилагательное, образованное при помощи суффикса –ин- ? (лебединая песня; лебединая верность) (Возможна работа со словарём фразеологизмов)

Чудесная сила слов лебедь, лебединый не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. П.И.Чайковский – автор музыки к балету «Лебединое озеро».

Сен-Санс создал миниатюру «Лебедь». Шум лебединой стаи мы слышим в музыке Салманова «Лебёдушка».

Звучит музыка.

Опишите Царевну-лебедь на репродукции с картины М.Врубеля «Царевна-лебедь».

Проверка знаний

Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:

Величество (природа)

Дерево (зодчество)

Простота и торжественность (интерьер)

Искренность (восхищение)

Восторженность (туристы)

Былина (размах)

Вспомним, какова была наша цель? Удалось ли достигнуть нам ее? О чем мы сегодня узнали на уроке?

Рефлексия:

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения

Я узнал…

Мне понравилось..

Я открыл для себя…

Было интересно…

Д.З.

- подготовьте словарный диктант по изученному виду орфограммы

- придумайте грамматическую сказку на тему « Приключения Н и НН в королевстве  Прилагательного»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!