Тема урока: "-Н- – -НН- в суффиксах прилагательных". 6-й класс.
Учитель: Лобец В.Т.
Цель
Организовать деятельность учащихся по изучению правописания Н и НН в суффиксах прилагательных; создание условий для саморазвития обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных»
Практические:
Совершенствовать умение писать слова с изученной орфограммой
Формировать орфографическую зоркость
Воспитательные:
Создать эмоциональную творческую обстановку
Развивающие:
Обогащать словарный запас учащихся
Обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия
Развивать творческие способности учащихся
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура (этапы) урока :
Актуализация знаний
Изучение нового материала.
Закрепление полученных знаний.
Итог урока.
Материальная база, оборудование урока:
Карточки с текстом, таблицей; справочные материалы
Репродукция картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санс «Лебедь», Салманов «Лебёдушка»
Толковый словарь русского языка
Фразеологический словарь
Ход урока:
Актуализация знаний, побуждение интереса к учению
Эпиграф
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
О какой части речи идет речь?
Изучая эту тему, мы с вами узнали, что речь человека, который редко употребляет прилагательные, то есть признаки предметов, бывает бедной, однообразной. И, наоборот, тот, кто видит качества предмета и умеет употреблять в своей речи прилагательные, может нарисовать яркую картину того, о чем рассказывает.
1. Работа с текстом. Прочитайте название текста. (СЕРЕБРЯНАЯ СКАЗКА) Определите по названию тему текста. О чем пойдёт речь в тексте?
Подсказки.
Снег падает, мелькает, вьётся, Ложится белой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
С.Есенин | Ты посмотри – какая красота! Вечерний снег мелькает еле-еле. Поляна лунным светом залита Вокруг немой заиндевелой ели.
С.Смирнов |
2. Рассуждения учащихся.
3. Выразительно прочитайте текст. (Карточки с текстом у каждого ученика).
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По…..)
4. Подтвердились ваши гипотезы? (Если учащиеся не знают слово «гипотеза», провести разъяснительную работу). О чём текст? Какова основная мысль текста? Какие художественные средства вы увидели?
Лексический разбор слова иней ( ученик выполняет задание на доске), остальные учащиеся подчёркивают прилагательные (ученик у доски готовится рассказать о прилагательном).
Объяснение нового материала
Выпишите в два столбика прилагательные, соответствующие данным схемам.
Корень + суффикс -ин- Корень + суффикс -янн- Корень + суффикс -ян- | корень на -н- + суффикс -н- корень + суффикс -енн- |
Проверка.
звериные стеклянный ледяные серебряный | лунные сонные торжественный искусственный таинственный |
Анализ выписанных слов.
От каких слов образованы эти слова (от существительных). Какие суффиксы вы выделили? Что обозначают суффиксы прилагательных? Что объединяет слова первой и второй групп? (учащихся смущает слово стеклянный).(Суффиксы ан, ян имеют значения «сделанный из.. и состоящий из..» и «предназначенный для чего – то - дровяной склад) (суффикс енн этих значений не имеет, кроме слов тыквенный, соломенный, клюквенный)
Прочитайте стихотворение (у каждого ученика на парте)
Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.
А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.
Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встрече
Сначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.
Для прилагательных давно записано в учёных книжках:
Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.
Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –
Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.
А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,
Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.
Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,
В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
Добавьте слова на это правило в таблицу
(румяный, оловянный, деревянный, туманный). «Переведите» стихотворение на научный язык. Сформулируйте тему нашего урока, чему должны научиться?
Познакомьтесь с правилом в учебнике (Русский язык. 6 класс.М., Просвещение, 2011г. стр 132).
Какая информация не встретилась в стихотворении? Прочитайте ещё одно стихотворение.
Вам скажет каждый джентльмен:
Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,
И только ветреный с одною.
Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- -
С двумя -НН- получишь слово!
А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.
Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!
Запишите в таблицу слово (ветреный человек, ветреный день , но ветреная мельница).
Класс делим на 2 группы.
Используя теоретический материал учебника, справочника и шуточные стихотворения составьте алгоритм действий правописаний прилагательных образованных от существительных при помощи суффиксов ИН, АН, ЯН, и ОНН,ЕНН
Защита Схем – алгоритмов .
Правило выбора Н и НН распространяется как на полные прилагательные, так и на краткие формы.
Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных
Длинный: шнурок длинен
дорога длинна
слово длинно.
Единый: коллектив един
Россия едина
общество едино.
Закрепление изученного материала
Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.
| |
1. Основа существительных + -ан-, -ян- Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный Примеры | 1. Основа существительных + -онн-, -енн- Исключение: ветреный Примеры |
2. Основа существительных + -ин- Примеры | 2. Основа существительных на -н-+ -н- Примеры |
1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчи…ую шкуру Осли…ые губы и ноздри вола. Б.Пастернак | 2. И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин |
3. Ты любишь ледя…ой январь, Безветрье, стужу зверскую. А я – лютующий февраль, Метель, позёмку дерзкую. С.Кирсанов | 4. Свет луны, таинств…ый и дли…ый. Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл…ых Не разлюбит отчие поля. |
5. – Что же за всем этим будет? – А будет январь! – Будет январь, вы считаете? – Да, я считаю, Я ведь давно эту белую книгу читаю, Этот с картинками вьюги стари….ый букварь. | 6. Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспыхнувших сил. Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил. Я не знаю, то свет или мрак? В чаще ветер поёт иль петух? Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг? С.Есенин |
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника.
2. В каком стихотворении нет прилагательных на изученное правило? (текст № 6) Образуйте от двух существительных из этого стихотворения прилагательные с суффиксом -ин-.(петушиный, лебединый)
Как вы понимаете две последние строчки этого стихотворения?
Задание 1 группе :
Каково лексическое значение слова лебедь? (Работа с Толковым словарём) Какого рода это слово? (Как птица из семейства утиных, это существительное муж.рода: чудесный лебедь. В поэзии, фольклоре – женского рода)
Задание 2 группе:
В состав каких фразеологических оборотов входит прилагательное, образованное при помощи суффикса –ин- ? (лебединая песня; лебединая верность) (Возможна работа со словарём фразеологизмов)
Чудесная сила слов лебедь, лебединый не раз вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание прекрасных произведений. П.И.Чайковский – автор музыки к балету «Лебединое озеро».
Сен-Санс создал миниатюру «Лебедь». Шум лебединой стаи мы слышим в музыке Салманова «Лебёдушка».
Звучит музыка.
Опишите Царевну-лебедь на репродукции с картины М.Врубеля «Царевна-лебедь».
Проверка знаний
Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»:
Величество (природа)
Дерево (зодчество)
Простота и торжественность (интерьер)
Искренность (восхищение)
Восторженность (туристы)
Былина (размах)
Вспомним, какова была наша цель? Удалось ли достигнуть нам ее? О чем мы сегодня узнали на уроке?
Рефлексия:
Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения
Я узнал…
Мне понравилось..
Я открыл для себя…
Было интересно…
Д.З.
- подготовьте словарный диктант по изученному виду орфограммы
- придумайте грамматическую сказку на тему « Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»