Тема: Слова, обозначающие признаки предмета.
Цели: познакомить со словами, обозначающими признаки предметов.
Задачи:
- углубить представление учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
- совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного;
- учить находить слова- признаки в речи;
- формировать навыки грамотного письма;
- формировать умения ставить вопросы к словам;
- развивать память внимание;
- развивать у детей умение работать коллективно, в группах;
- воспитывать интерес к языковым явлениям, к русскому языку.
Формируемые УУД
- предметные: ознакомление со словами, которые обозначают признаки предметов;
- метапредметные: формирование умения определять цели и задачи урока учебной деятельности; формирование самоконтроля;
Оборудование: кукла Каллиграфия, у детей наборы смайликов для отображения настроения, таблицы, карточки.
Ход урока
I. Организационная часть.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
- Мы все любим солнышко. А за что? (Ответы дет
- Улыбнемся и мы друг другу. Пусть это добавит нам настроения и желания активно работать на уроке. А сейчас выберите смайлик, соответствующий вашему настроения и покажите классу.
Работать мы с вами будем под девизом: «Чем труднее задание, тем дороже победа!»
2. Игровой момент.
- К нам в гости сегодня пришла госпожа Каллиграфия. Она будет весь урок наблюдать как красиво и аккуратно вы работаете в тетрадях, принесла много заданий для нашего урока. И просит помочь ей.
II. Актуализация опорных знаний.
Минутка каллиграфии.
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
Аккуратно я пишу!
- Добавьте нужную букву и запишите в тетрадях.
АБВ кл. п.с ДЕ. .уф ( в алфавитном порядке)
2. Словарь «Назови одним словом»
- Зимняя игра со снегом (снежки).
- Место для выращивания овощей (огород).
- Крупный населенный пункт (город).
- Помещение для автомобилей (гараж).
- Жидкость красного цвета в организмах живих существ (кровь).
- Отпечаток ноги на снегу или земле (след).
- Сильный холод зимой (мороз).
- Самая близкая звезда к Земле (Солнце).
- Плод елки (шишка).
- Площадка для посадки в вагон поезда (перрон).
- Самое трусливое животное (заяц).
- Шестой день недели (суббота).
- Живой замок дома (собака).
Поставьте вопрос к этим словам. Что это за слова? (Существительные)
На какие группы можно разбить эти слова? (Одушевленные и неодушевленные, по родам, за орфограммами и т.д.)
III. Мотивация учебной деятельности
Назовите слова из словаря- 3, 8, 13. Подберите слова, которые их опишут.
Город- родной, большой, любимый… (какой?)
Солнце- яркое, веселое, теплое… (какое?)
Собака- злая, большая, пушистая… (какая?)
(В каких словах букв больше, чем звуков? Подчеркните их.)
IV. Сообщение темы и задач урока
Какой? какое? какая? - на эти вопросы я отвечаю,
Цвет, вкус и размер я вам называю.
Дружу я с именем существительным.
Кто я? Быстрее назовите… (Появляется табличка «Имя прилагательное»)
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
Определение роли имён прилагательных
– А теперь выясним для чего нужны имена прилагательные?
– Наша гостья нам принесла задание. Послушайте и определите, о ком идёт речь: «У него уши, хвост, шерсть. У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.»
– Какие слова во втором тексте помогают догадаться, о ком говорится в тексте? (Картинка с изображением зайца)
– Это имена прилагательные. Как нам помогли отгадать слово?
Игра «Кто это? Что это?»
Допишите недостающие слова.
Добрая, любимая, родная – …
Весенний, звонкий, говорливый – …
Интересная, библиотечная, любимая – …
Хитрая, рыжая, пушистая – …
Закрепление материала.
(Работа в группах)
1 группа. Отгадайте загадки, подберите к отгадке слова- признаки из загадки.
1). Это кто в лесу живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
2). Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост- краса. Кто же это? (Лиса)
3). Зимой белый,
Летом серый. (Заяц)
4). Маленькая, серенькая
Под полом шевелится
В щели глядится,
Вылезти боится. (Мышь)
2 группа. Составить фоторобот предметов за словами-признаками.
Длинный, зеленый, вкусный. (Огурец).
Овальный, желтый, кислый. (Лимон).
Круглое, яркое, теплое, ласковое. (Солнце).
Белые, холодное, легкие. (Снежинки).
3 группа. Составьте пословицы. Найдите слова- признаки.
Маленькое, лучше, безделья, дело, большого.
Старый, новых, друг, лучше, двух.
Кривое, горит, дерево, прямое, как.
4 группа.
– Рассмотрите иллюстрации, составьте сравнительное описание этих предметов. Сравните арбуз и дыню, грушу и лимон.
2. Итоговая игра-соревнование на закрепление материала «Рисуем солнышко»
(На доске нарисованы 3 круга для каждого ряда). Кто первым нарисует солнышко: 1 лучик- 1 прилагательное. Дети по очереди подходят к доске.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Буратино должен был записать слова- признаки предметов. Правильно ли он выполнил задание?
Хитрая, круглое, зелень, хищный, косолапый, зеленый, певчий, высокое, хитрость.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
- Какую роль они играют в нашей речи?
2. - Выполнили мы задачи, которые вы поставили себе в начале урока?
- Что вы узнали о словах, которые называют признаки предметов?
- Я на уроке научился…
- Я на уроке узнал…
- Мне понравилось..
- Мне было трудно…
3. - Покажите смайлик-настроение в конце урока.