Конспект урока на тему: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Ход урока.
Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: познакомиться с новой категорией глагола – наклонение, разобраться, чем они отличаются, а так же научиться находить
глаголы изъявительного наклонения в тексте и определять их морфологические признаки»
Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.
- Какая часть речи называется глаголом? (Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)
- Какими членами предложения они могут являться? (в предложении глаголы выступают в роли сказуемого)
- Какого вида бывают глаголы и как их различить? (глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать?)
- В каком случае глаголы изменяются по числам и родам? (в прошедшем времени)
- В каком случае глаголы изменяются по лицам и числам? ( В настоящем и будущем времени)
- Какие глаголы называются разноспрягаемыми + примеры? (которые не имеют одного спряжения, а спрягаются по двум спряжениям одновременно. Хотеть, бежать, есть, дать)
- Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? (Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )
III. Работа по теме урока.
Прочитайте предложения. (Записать на доске заранее) 3-5мин
Я бы съел чего-нибудь вкусненького.
Сходи за хлебом.
Я съел мороженое.
Петя читает интересную книгу.
Сегодня мы пойдем в цирк.
- Попробуйте объяснить, в чем разница между этими предложениями? (В первом предложении выражено пожелание, во втором – просьба, а в третьем, четвертом и пятом – реальное действие)
- А что указывает на это? (форма глаголов)
Слово учителя: Глагол обладает еще одной категорией – это категория наклонения. Наклонение – это грамматическая категория, обозначающая отношение действия к действительности.
- В какой форме употреблены глаголы, указывающие на реальность действия? (в форме прошедшего, настоящего и будущего времени)
Это глаголы в изъявительном наклонении, они помогают нам обозначить (изъявить) действия, которые произошли, происходят или будут происходить.
И как вы уже заметили, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, т.е. бывают в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Всего, в русском языке существует три наклонения глагола: изъявительное, условное и повелительное.
Давайте попробуем на примере разобраться, чем они отличаются. Листочки с текстом раздаются каждому ученику. 3-5 мин
Я не то ещё пропел бы,
Про себя поберегу,
Я не то ещё сыграл бы –
Жаль, что лучше не могу.
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
- Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
Плясуны на пару пара
С места ринулися вдруг,
Задышал морозным паром,
Разгорелся тесный круг. Из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
При каких условиях и что сделал бы герой поэмы?
Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста?
В каких глаголах выражено действие, которое происходило, происходит или будет происходить?
Выписать глаголы в три колонки.
Пропел бы стойте поберегу
Сыграл бы дайте не могу
Идут
Обступают
Ринулися
Задышал
Наклонения глагола
Разгорелся.
Изъявительное
Условное
Повелительное
Глаголы обозначают действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом, будет происходить в будущем на самом деле, явно.
Учит, учу, учила, будет учить
Глаголы обозначают действие, которое кто-то кого-то побуждает сделать (просит, приказывает, советует – «повелевает»)
Учи, учите
Глаголы обозначают действие, которое возможно при определенном условии.
Учил бы
Ученик выходит к доске, учитель диктует часть пословиц. Задача ученика: Вставить в пословицы подходящий по смыслу глагол и определить их наклонение.Слова для справок в левой колонке.(заранее написать на доске) 5 – 7 мин
1. Дело мастера… | Сидит(ь)ся |
2. Кто любит трудиться, тому без дела не… | Катат(ь)ся |
3.Тот труда не боится, кто умеет… | Познают(ь)ся |
4.С песней и труд… | Боит(ь)ся |
5.Любишь…, люби и саночки возить. | Кончает(ь)ся |
6.Друзья… в беде. | Трудит(ь)ся |
7.Всё хорошо, что хорошо… | Ладит(ь)ся |
Любишь кататься, люби и саночки возить. – синтаксический разбор.
Повествовательное, не восклицательное, простое, распростронённое.
Любишь – морфологический разбор.
Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
В предложении является сказуемым.
Потренируемся в образовании трех форм наклонений. К доске выходит 2 человека(по очереди) Каждому достается по 2 слова. Задание: Изменить глаголы писать, участвовать, извиняться, извиниться по наклонениям, записать их в таблицу. 4-5 мин
Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
Пишу, писал, буду писать Участвую, участвовал, буду участвовать Извиняюсь, извинялся, буду извиняться Т.к. совершенный вид, нет формы н.в., извинюсь, извинился | Писал бы Участвовал бы Извинялся бы Извинился бы | Пиши, пишите Участвуй, участвуйте Извиняйся, извиняйтесь Извинись, извинитесь |
Диктант с грамматическим заданием. Учитель диктует текст, ученикам необходимо подчеркнуть грамматические основы, определить время и наклонение глаголов. 5-6мин
Мне очень нравился(изъяв., прош.) этот ласковый, приветливый зверь. Бывало, еще издали увидит(изъяв., буд.) он меня или услышит(изъяв., буд.) мой голос, сразу бросается(изъяв., наст.) к клетке. Прижмется(изъяв., буд.) лбом к прутьям и следит(изъяв., наст.) за мной. Наступило(изъяв.,прош.) лето, и вот, когда я уже надеялась(изъяв., прош.), что гепард останется(изъяв., буд.) в зоопарке, за ним приехали(изъяв., прош.) из цирка.
(В. Чаплина)
6) синтаксический разбор предложения: Внезапное сумасшествие Дубровского
отравило его торжество. (простое, повествовательное, невосклицательное, распростр. )
Отравило – Морфемный разбор
Домашняя работа. (Упр. 483)
Фронтальный опрос.
Что такое наклонение глагола?
О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке?
В каком наклонении глаголы изменяются по временам?
Выставление оценок. Спасибо за работу!