СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:. Обобщение и систематизация  знаний учащихся об обращении.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Обращение"»

Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема урока: Обращение.

Цель урока:. Обобщение и систематизация знаний учащихся об обращении.

Задачи:

Образовательные: Закрепление умений учащихся определять и находить обращение в предложении, тексте, различать распространенные и нераспространенные обращения; обращения, выраженные одушевленными и неодушевленными именами существительными; выделять обращения знаками препинания.

Закрепление умений использования обращения в речи, построения с ними предложений, выразительного чтения предложений с обращением.

Расширение представления о красоте родного языка, используя произведения А.С.Пушкина;

Коррекционно- развивающие: Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие, обогащение и активизация словарного запаса, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательные: воспитание моральных, этических качеств.

Воспитание познавательного интереса к урокам русского языка и литературы.


Ход урока.

1.Орг. момент. Приветствие. Психологический настрой учащихся. Готовность к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Борисовна, сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами станем одной командой. Как настроение?

2.Актуализация знаний. Проблемная ситуация.

Учитель: Я приехала к вам не одна. Сегодня вместе с нами будут заниматься ребята из Турунтаевской школы. Это тоже учащиеся 9 класса, такие же замечательные ребята, как и вы.

Видео 1. ( Дети обращаются, не называя имен)

Учитель: Что – то не так в этом видео? ( ответы детей – нет обращений)

Видео 2. ( Дети обращаются по именам)

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

( Обращение).( Слайд 1)

Запишите в тетрадях число и тему урока.

Мы изучаем обращение с 5 класса. Как вы думаете, какие знания мы сегодня должны вспомнить и закрепить? Слайд 2.

Мы вспомним, что такое обращение, знаки препинания при обращении, вспомним, с какой интонацией произносится обращение, выясним, умеем ли мы обращаться, и будем учиться употреблять обращения в речи.

Кто скажет, что такое обращение?

Работа со словарем . Обращения – это слова, которые указывают на того, к кому обращаются с речью.

3.Основная часть.

Учитель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам прослушать аудиозаписи стихотворных отрывков с обращениями. Давайте выпишем обращения и ответим на вопрос - с какой интонацией произносятся обращения? ( один ученик работает у доски, записывает в две колонки). В первой колонке –ветер , во второй – свет наш солнышко. )

Учитель: Из какого произведения эти строчки. Кто автор? («Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

Как произносится обращение? (Обращение произносится с особой – звательной – интонацией: сначала тон повышается, затем – понижается.) .

Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, почему я попросила записать обращения в две колонки ?

( Обращения могут распространенные и нераспространенные)


Слайд 3. В 1-й колонке:

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела.. ( Сожженное письмо)

Во 2-й колонке:

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный…

( «Зимнее утро»)

Учитель: Что объединяет эти стихотворные строчки? ( Автор – А.С. Пушкин) Давайте назовем обращения. ( письмо любви, друг прелестный).

Проблемный вопрос.

Учитель: Почему я так разделила эти строки из стихотворений. ( Обращения, выраженные одушевленными и неодушевленными существительными)

Обращаться мы можем не только к живым существам- людям, птицам, животным, но и к неодушевленным предметам.


А кто помнит, как мы схематично обозначаем обращение? (О). Посмотрим на экран. Слайд 4.

Проблемная ситуация. На экране схемы расстановки запятых при обращении. Одна схема – лишняя ( из однородных членов).

Расшифровка схем. Правило.

Если обращение стоит в начале предложения, то после него ставится запятая или восклицательный знак.

Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Если обращение стоит в конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу: точка, восклицательный знак или вопросительный знак.

Учитель: Давайте посмотрим, как разобрались наши друзья из Турунтаево со знаками препинания при обращениях.

. Ученики из Турунтаево на доске расставляют знаки препинания , объясняют правило, делают схему..

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

«Балдушка, погоди ты морщить море,

Оброк сполна ты получишь вскоре»

«Поди-ка сюда, верный мой работник Балда.»

Учитель: Ребята, из какого произведения эти строчки? («Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкин)

Работа у доски. На доске – набор слов: надобно, тебе, чего, старче ?

Учитель: Ребята давайте попробуем составить предложение. Из какого произведения? («Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкин) Кто такой старче? ( Пожилой человек) (Первый ученик записывает предложение на доске, находит и выделяет обращение, объясняет правило постановки запятой, составляет схему. Далее – из этих слов составляются предложения с обращениями в различных местах предложения).

  1. Чего тебе надобно, старче? ( ,О)

  2. Старче, чего тебе надобно? (О,)

  3. Чего тебе, старче, надобно? (,О,)

Работа с учебником.

Учитель: Давайте, ребята, откроем учебник на стр. 216 дополним определение.

Проблемный вопрос. Нужны ли обращения? Мнения учащихся СКОШИ№ 3 г. Улан-Удэ и Турунтаевской СКОШИ.( видео 4)

Учитель: Итак, мнения разделились. Одни из вас считают, что если мы к кому-либо обращаемся, то обращение необходимо. Другие полагают, что можно обойтись без лишних слов. Формулируем проблему: «Как надо обращаться?»

Прочтите еще раз предложения без обращений. В чем недостаток этих реплик? (Они неучтивы, невежливы.) Подумайте, какие предложения благозвучнее: с обращениями или без обращений. (Конечно, с обращениями.) Сделайте вывод, нужны ли обращения в предложениях. (Да, нужны.)

Учитель: Обращение – вещь тонкая, связанная с нашей общей культурой, воспитанием, образованием, и характеризует оно не столько того, к кому мы обращаемся (адресата), сколько нас самих.

При обращении надо учитывать, с кем ты говоришь, кому пишешь и по какому поводу обращаешься. Нужно уметь это правильно делать. В обращении проявляется отношение к собеседнику( какие могут быть отношения?) _ уважение, почтение, любовь, забота. Даже если ты не уважаешь человека, соблюдай речевой этикет. Речевой этикет – признак культурного человека. Не забывайте слова вежливости

Работа по карточкам. Распредели обращения в таблице.

Текст


Обращение (поставь нужный номер)

1.Письмо родным или друзьям.


2. Официальное письмо.


3. Объявление.


4.Поздравительная открытка.




  1. Товарищи жильцы

  2. Уважаемый Сергей Иванович

  3. Родные мои Серёжа и Павлик

  4. Дорогая мамочка.

Учитель:. Ребята, а вам нравятся спектакли: А вы сам в них участвуете? Предлагаю ненадолго стать актерами.

Физминутка- Работа в группах. Обыгрывание жизненных ситуаций.

  1. Два друга (подруги) Пригласите подругу (друга) в театр.

  2. Мама (папа) и ребенок. Спросите разрешения у родителей пойти в кино.

  3. Учитель и ученик. Попросите разрешения у учителя войти в класс.

  4. Дедушка и внук. Внук просит рассказать сказку.

  5. Классный руководитель и ученик. Поздравьте с Днём учителя своего классного руководителя.

Физминутка для глаз ( Слайд 5)

Самостоятельная работа. ( дифференцированная)

Учитель. Давайте прочитаем письмо няни Арины Родионовны к А.С. Пушкину. Каким чувством наполнено это письмо?

Задание: подчеркнуть обращения, расставить знаки препинания.

1 уровень:

Любезный мой друг!

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. Я вам всем сердцем благодарна. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское.

Прощайте, мой батюшка. За ваше здоровье я молебен отслужила. Живи, дружок, хорошо.

Остаюсь любящая вас няня ваша Арина Родионовна.

  6 марта 1827 г.

Дополнительное задание – сделать схемы.

2 уровень(текст сокращен):.

Любезный мой друг!

Александр Сергеевич, я получила ваше письмо. Я вам всем сердцем благодарна. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское.

Прощайте, мой батюшка. Живи, дружок, хорошо.

Ваша няня  Арина Родионовна.

  6 марта 1827 г.

Итог урока

Учитель:. Наш урок подходит к концу. Над какой темой мы работали, какие задачи решили. Как вы считаете, урок достиг своей цели, повторили мы понятие «обращение»? О творчестве какого поэта мы сегодня говорили? Какие произведения А.С. Пушкина мы с вами вспомнили? Убедились , что общение нуждается в обращении?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Назовите самых активных на уроке. Я считаю, сегодня все на уроке работали отлично.

Рефлексия.

Что вам понравилось, какие виды работ? Понравились вам ребята из Турунтаево? Я очень надеюсь, что вы встретитесь и ответите на все их вопросы.

Домашнее задание (Дифференцированное): Напишите письмо ребятам из Турунтаево, используя обращения. Ответьте на их вопросы. Расскажите о своих увлечениях. Если кого-то написание сочинения затруднит, составьте устный рассказ – письмо.

Видео 5. (Приглашение ребят в гости)



Самоанализ урока русского языка. Тема «Обращение»

Цель урока:. Обобщение и систематизация знаний учащихся об обращении.

Задачи:

Образовательные: Закрепление умений учащихся определять и находить обращение в предложении, тексте, различать распространенные и нераспространенные обращения; обращения, выраженные одушевленными и неодушевленными именами существительными; выделять обращения знаками препинания.

Закрепление умений использования обращения в речи, построения с ними предложений, выразительного чтения предложений с обращением.

Расширение представления о красоте родного языка, используя произведения А.С.Пушкина;

Коррекционно- развивающие: Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие, обогащение и активизация словарного запаса, коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательные: воспитание моральных, этических качеств.

Воспитание познавательного интереса к урокам русского языка и литературы.



В классе обучаются 9 детей. 2 человека (Данил, Люда) – 1-го уровня обученности (дети, наиболее успешно овладевающие программным материалом. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно).  7 человек- 2-го уровня обученности.. Учащиеся 2-го уровня  также достаточно успешно обучаются в классе. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Из них – 3 человека (Аюр, Сергей, Баир Ц.) 2 уровень 2 группа. (т.е. дети, требующие дополнительного объяснения, имеющие замедленный темп чтения и письма.). При разработке данного урока я учитывала индивидуальные особенности учащихся. В связи с этим, на уроке использовался дифференцированный подход. Индивидуальный подход учителя к учащимся проявлялся на протяжении урока в постоянной корректировке выполнения задания каждым ребенком, в создании ситуации успеха и сотрудничества. ( поощрение, похвала), активизирующие познавательную активность обучающихся, мотивирующие их на самостоятельность в выполнении заданий.

При подготовке к уроку я. выделила проблемы, отобрала материал, средства, методы и формы деятельности учеников. Поставила цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся об обращении.

Подведение к теме урока прошло в нестандартной обстановке – через видео- общение со своими сверстниками. Я считаю, такое начало урока усилило интерес учащихся к уроку.

Знания я не давала в готовом виде, а преподносила, как проблемные ситуации, которые трансформировались в учебные. Такой подход мыслительной деятельности – развивающий. Основной этап урока был направлен на восприятие материала, где действия детей носили преобразующий характер: дети классифицировали обращения, сравнивали, выясняли закономерность. Здесь напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца: пробуждается интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы. Создала определенный уровень трудности. Моя роль на уроке была направляющей, помогающей найти правильный путь для достижения цели.

На уроке использовала разнообразные виды работ –прослушивание аудизаписей, работа со словарем, с учебником, работа по карточкам, обыгрывание жизненных ситуаций.

Самостоятельная работа проходила дифференцированно.

На уроке использовались компьютерные технологии и элементы арт-технологии для повышения качества образования учащихся . Физминутка прошла в форме инсценировки.

На уроке были использованы следующие формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная. Использовались межпредметные связи – с чтением,этикой. Практически все задания были связаны с творчеством А.С. Пушкина.. Урок имеет большое воспитательное значение. В центре внимания –формирование умений вежливого обращения и общения с окружающими.

Контроль за усвоением материала осуществлялся на протяжении всего урока: во время ответов, выводов, которые делали учащиеся, самостоятельной работы , при подведении итога урока. В конце урока проведена рефлексия, выдано дифференцированное домашнее задание.

Урок проходил в быстром темпе.(учитывается особенности детей в данном классе). Все этапы были взаимосвязаны, каждый этап был продолжением следующего.

На уроке была создана деловая, спокойная обстановка, направленная на коммуникативное развитие детей.

Заявленные задачи урока решены.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!