СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение. Употребление обращений в речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока закрепления материала по теме "Обращение" в форме урока-практикума.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение. Употребление обращений в речи".»

Урок русского языка в 5 классе.


Тема: Обращение. Употребление обращений в речи.


Цели: 1) обучающие

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

формировать культурологическую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи в экстралингвистических ситуациях;

2) развивающие

- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;

3) воспитательные

- воспитывать культуру общения.


Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, презентация.


Тип урока: закрепление


Форма: урок-практикум




Ход урока

I. Организация урока.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас всех видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок. Присаживайтесь.

Сегодня мы должны повторить пройденный материал и закрепить его.


II. Повторение

Сначала немного поиграем: разгадаем кроссворд.

Несколько человек выполнят индивидуальные задания.

2 ученика работают индивидуально.


// Индивидуальная работа у интерактивной доски. Синтаксический разбор предложения.

Весело трещат в костре сухие ветки.

// Индивидуальная работа по карточке (Приложение 1)


Кроссворд «Обращение» (Самостоятельно. Каждому ученику раздаётся форма кроссворда. Потом ребята озвучивают правильные ответы)

- У вас на столах лежит кроссворд, разгадав который, вы повторите пройденный материал и узнаете тему сегодняшнего урока. Вы сами сможете назвать её после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово. 1



1


















2















3





















4














5

















6






















7

















8















9















Лингвистическая разминка (кроссворд)6

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)

  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)


Проверка:

- Давайте проверим весь кроссворд. Слайд.

Фронтально(ребята озвучивают правильные ответы)

- Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку. Молодцы!

- Обратите внимание на закрашенные клеточки в центре кроссворда.

Какое слово получилось ?

-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.


III. Сообщение темы урока. Проверка домашнего задания.


- Итак, тема нашего урока “Обращение”.

Проверим, как вы поняли, что это за конструкция.


2 ученика работают индивидуально.

// Индивидуальная работа у интерактивной доски. Синтаксический разбор предложения. Я вижу вас, родные степи.

(повеств., невосклиц., прост., распростр.)

// Индивидуальная работа по карточке (Приложение 2)


В это время посмотрим, как вы поняли, что это за конструкция.

Фронтальный опрос по теме «Обращение».

-Что называется обращением?

- Где может стоять обращение в предложении?

- Сколько слов может включать обращение?

- Какую форму имеет обращение?

-Как выделяются обращения в речи?

-Как выделяются обращения на письме?


Проверка письменного домашнего задания

-Дома вы искали предложения с обращениями в сказках А.С.Пушкина. Проверим.

Читаем предложения, называем обращения.


Ответы учащихся :/3минуты/

Ребята из 1 группы выписывали предложения с обращениями из

«Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»:

-Здравствуй, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи…

-Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

-Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!


Ребята из 2 группы выписывали предложения с обращениями из

«Сказки о царе Салтане»:

-Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда!

-Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж так тих, как день ненастный?

-Чем вы, гости, торг ведёте?

И куда теперь плывёте?


Ребята из 3 группы выписывали предложения с обращениями из

«Сказки о золотом петушке»:

-«Царь ты наш! Отец народа!»-

Возглашает воевода,…

-Медлить нечего: «Скорее!

Люди, на конь! Эй, живее!

-Царь завыл: «Ох, дети, дети!

Горе мне! Попали в сети…


-Проверим, как справились с заданием работающие у доски.


Обменяемся тетрадями.


Динамическая пауза

А теперь представим лето:

Речка солнышком согрета,

Мы плывём, плывём, плывём.

Мы выходим из речушки,

Переходим на опушку.

Там садимся на пенёк,

И опять у нас урок.



Уточнение темы урока. Постановка проблемы.

-Итак, мы повторили ранее изученное об обращении.

Чем же займёмся сегодня?

Сформулируйте вопросы к теме. Поставьте проблему.

( Сегодня на уроке мы закрепим знания об обращении, продолжим учиться находить обращение в речи, уместно использовать обращения в речи в разных ситуациях.)

Формулируем тему урока: «Обращение. Употребление в речи».

Запишем в тетрадь число: Тринадцатое ноября. Классная работа. Тема. Слайд


IV. Актуализация опорных знаний.

  1. Самостоятельная работа с тестом

Возьмите листочки с тестом,

укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.


Проверка: ключ на слайде (слайд 3).

1, 3, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15

- Прочитайте предложения с обращениями. Запишите в тетрадь 3 предложения, чтобы обращение находилось в начале, в середине и в конце предложения. Поставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы (// Индивидуальная работа на доске - сильный учащийся, все – в тетради)


- Объясните орфограммы.

Проверка: 3 человека + объяснение орфограмм

Вывод: Где может находиться обращение в предложении?


V. Выявление критериев уместности использования обращений.

1. Постановка проблемы.

- А для чего нужны обращения? Для чего нужно их изучать?

- Ребята, в устной речи мы обращаемся к родителям, к товарищам, учителям, знакомым, называя их: Саша, мама, доктор.

- Обращение задает тон всему последующему разговору. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть.

2. Наблюдение над обращениями

- Посмотрим на обращения.

- Все ли обращения уместны в речи?

1 группа обращений .
Вася. Васька. Василий. Уважаемый Василий Петрович.

2 группа обращений .
Папа. Папочка. Папаша.


- Что важно при выборе обращений? (слайд )


КТО

                     КОМУ                                                 ГОВОРИТ

                  В КАКОЙ ОБСТАНОВКЕ


- На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице.

VI. Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в парах. (Приложение )


- Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы, но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания. На прошлом уроке в группах вы определяли этикетные формулы просьбы, отказа.

- Назовите этикетные формулы-просьбы, которые вы запомнили.

- Обобщим результаты нашего совместного труда.


Этикетные формулы-просьбы (Слайд)

Пожалуйста.
Будьте так любезны.
Будьте добры.
Если вас не затруднит.
Сделайте одолжение.
Не мог бы ты сейчас.
Не выполнишь ли ты мою просьбу.
Вы не могли бы сказать.


- Достаточно ли для культурного человека только знание формул? Что обязательно, кроме знания формул? (Применять формулы в конкретных жизненных ситуациях)

- Сейчас вы покажете умение применять знания на практике.

- Каждая парта получает определенное задание и работаете в паре.

Свои ответы запишите в тетрадь. А затем один из группы будет защищать свою работу.

1. Ситуации:

  1. Попросите своих родителей о покупке …

Используйте обращение и этикетные формулы


  1. Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

Используйте обращение и речевые формулы-просьбы.


  1. Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Используйте обращение и речевые формулы


  1. Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


  1. Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


  1. Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


Защита работ (один человек).


Этикетные формулы-отказы (слайд)

Простите.
К сожалению, у меня нет времени.
Скорее всего, я не успею.
Я бы с радостью сделал, но.
Я не могу вам дать обещание.
Спасибо, но мне не нужно.

2. Ситуации:

  1. Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Вас пригласили на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Откажитесь от вкусных пирожных.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


  1. Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формул .


Защита работ (один человек)


VII. Домашнее задание. (слайд )


- Вы уже усвоили, как правильно попросить о чем-то или отказать, не обидев собеседника.

- Скажите, а все ли учащиеся нашей школы умеют правильно это делать?

- А мы им можем чем-то помочь?

- Давайте дома сформулируем полезные советы для школьников, а потом выставим их на страничке школьного сайта .

Обращение к школьникам

Полезные советы

  1. Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.

  1. Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.

  1. В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.



1.Оформьте полезные советы одноклассникам. Из лучших работ на следующем уроке мы оформим памятку.

2.Нарисуйте иллюстрации к советам (по желанию)



VIII. Итог урока.

- Вспомним цели, которые мы определили на сегодняшний урок.

- Справились ли мы с заданием?


Оценки: Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке.

Поэтому ….. «5», ……. «4», …… «3»


- Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.


X. Рефлексия.

А вам понравился урок?


Да



Нет
























Приложение 1. Карточка.

1.Напиши названия членов предложения

2.Подчеркни грамматическую основу (подлежащее и сказуемое)

С шелестом падали с тополей сухие листья.

3.Подчеркни верную характеристику предложения

повествовательное или вопросительное

восклицательное или невосклицательное

простое или сложное

распространённое или нераспространённое






Приложение 2.

Выполни разбор предложения.


Весело трещат в костре сухие ветки.








Приложение 3.


Выполни разбор предложения. Поставь знак препинания.


Я вижу вас родные степи.







Приложение 4.


Выполни разбор предложения. Поставь знак препинания.


Я люблю тебя Россия!










Приложение 3. Работа в парах

1 пара

Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке …

Используйте обращение и этикетные формулы.


2.Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3.Домашнее задание. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.



2 пара

Ситуации:

1.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).


2.Вас пригласили на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.



3 пара

Ситуации:

1.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Используйте обращение и речевые формулы.


2.Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3 Домашнее задание..Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.







4 пара

Ситуации:

1.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.



5 пара

Ситуации:

1.Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Откажитесь от вкусных пирожных.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.



6 пара

Ситуации:

1.Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.



1 пара

Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке …

Используйте обращение и этикетные формулы.

2.Родители предлагают купить Вам новый компьютер, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.



2 пара

Ситуации:

1.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).


2.Вас пригласили на день рождения.

Откажитесь от приглашения на день рождения. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Если ваш друг не соблюдает режим дня

Ключевые слова: зарядка, умывание, завтрак, обед, ужин, прогулка, выполнение домашнего задания, подготовка ко сну, сон. Используйте обращения.



3 пара

Ситуации:

1.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

Используйте обращение и речевые формулы.


2.Вас пригласили в кино, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.



4 пара

Ситуации:

1.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Вам предлагают в школе написать доклад, а вы отказываетесь.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

Гости

Ключевые слова: вежливость, гостеприимность, щедрость, предложить выпить чаю, проявить интерес к каждому гостю, меньше говорить о себе. Используйте обращения.


5 пара

Ситуации:

1.Учитель обещал принести книгу для подготовки доклада и забыл. Напомните ему об обещании. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Откажитесь от вкусных пирожных.

Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.



6 пара

Ситуации:

1.Вы едете в общественном транспорте. Попросите пассажира передать деньги за проезд. Используйте обращение и этикетные формулы-просьбы.


2.Откажитесь от прогулки. Укажите причину отказа, используйте обращение и этикетные формулы.


3. Домашнее задание. Полезные советы

В кафе

Ключевые слова: чавкать, говорить с набитым ртом, смеяться во время еды, дуть на горячую пищу, оценивать блюдо соседа, пролить соус на скатерть. Используйте обращения.









































Кроссворд






1






















2



















3






















4
















5






















6

























7






















8

















9





















Лингвистическая разминка (кроссворд)

1.Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.

2.Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом.

3.Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это …

4.Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

5.Главный член предложения, который обозначает предмет речи.

6.Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение.

7.Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления.

8.Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится…

9Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями.













Тест

Укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.






Тест

Укажите номера предложений, в которых есть обращение.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5.Добро пожаловать скворец.

6. Не трещите морозы в заповедном бору.

7. К утру мороз крепчал.

8. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

9. Муравьи санитары леса.

10. Догорай костер дотла.

11. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

12. В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою.

13. Песню эту пронесем друзья по свету.

14. Друзья познаются в беде.

15. Прощай любимый город.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!