СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Синтаксис как раздел грамматики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Синтаксис как раздел грамматики" расчитан на обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Синтаксис как раздел грамматики"»

Урок № 14.

Тема: Синтаксис как раздел грамматики.

Цель: Углубить знания о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса), роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; развивать умения пользоваться научными терминами; воспитывать старательность, познавательный интерес.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

Орфографический практикум.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.

ІV. Объявление темы и цели урока.

V. Работа по теме урока.

1. Беседа по теме урока.

– Кто знает, что такое грамматика?

Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – буква.

Запись в тетради: Грамматика – gramma – буква (греч.)

Грамматика включает в себя два раздела: морфологию и синтаксис.

Морфология – morphos – форма (греч.) и logos – учение (греч.)

Синтаксис – sintacxis – составление (др. греч.), построение, порядок

Пунктуация – punctum – точка (лат.).

Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы предложений, их строения.

На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.

С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…

Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».

В о п р о с ы:

1. Что такое грамматика?

2. Из каких разделов состоит грамматика?

3. Для чего нужно изучать грамматику?

2. Работа с учебником (теоретический материал, упражнения 41, 42).

3. Работа над построением словосочетаний и предложений.

- Найдите среди бессмысленного набора слов такие, которые могут иметь друг к другу какое-либо отношение. (Слова можно изменять, использовать предлоги).

Бассейн, крыша, купаться, тугой, прыгать, бочка, быстро, проволока, кот, обруч, гладить, небеса.

П р и м е р: прыгать в бассейн, купаться в бассейне, прыгать по проволоке, гладить кота.

– Итак, данные слова связаны по смыслу, при помощи предлогов и окончаний, просто окончаний, а значит, вы построили словосочетание. Самостоятельно добавьте ещё по одному слову в каждое словосочетание.

П р и м е р: Ребята купались в бассейне; воробей прыгает по проволоке; Наташа гладит кота.

– Получились предложения.

– А из чего состоит текст? (Из предложений). Попробуйте составить небольшой текст.

П р и м е р н ы й   в а р и а н т   т е к с т а.

Был хороший день. Ребята купались в бассейне.

Наташа гладила кота и наблюдала за воробьем, который прыгал по проволоке. Вдруг воробей подлетел к бортику бассейна и хотел на него сесть. Промахнулся и попал в воду!

Воробей в воде! – закричала Наташка.

Ребята быстро выловили птицу, а затем отнесли её в безопасное место.

– Чему же учит синтаксис? (Грамотно строить словосочетания, предложения, тексты.)

Словосочетание, предложение, текст – единицы синтаксиса. Слова в них связаны между собой по смыслу и грамматически.

VІ. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок за урок.

VІІ. Домашнее задание.

Повторить п. 5, выполнить упражнение 44.