Урок № 14.
Тема: Синтаксис как раздел грамматики.
Цель: Углубить знания о взаимосвязи разделов грамматики (морфологии и синтаксиса), роли синтаксиса в формировании и выражении мысли речи и языка; развивать умения пользоваться научными терминами; воспитывать старательность, познавательный интерес.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
I. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
Орфографический практикум.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ІV. Объявление темы и цели урока.
V. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме урока.
– Кто знает, что такое грамматика?
Грамматика – наука о строе языка. Наука эта древняя, начало ей было положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. Своё название грамматика получила от греческого слова gramma – буква.
Запись в тетради: Грамматика – gramma – буква (греч.)
Грамматика включает в себя два раздела: морфологию и синтаксис.
Морфология – morphos – форма (греч.) и logos – учение (греч.)
Синтаксис – sintacxis – составление (др. греч.), построение, порядок
Пунктуация – punctum – точка (лат.).
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы предложений, их строения.
На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация.
С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».
В о п р о с ы:
1. Что такое грамматика?
2. Из каких разделов состоит грамматика?
3. Для чего нужно изучать грамматику?
2. Работа с учебником (теоретический материал, упражнения 41, 42).
3. Работа над построением словосочетаний и предложений.
- Найдите среди бессмысленного набора слов такие, которые могут иметь друг к другу какое-либо отношение. (Слова можно изменять, использовать предлоги).
Бассейн, крыша, купаться, тугой, прыгать, бочка, быстро, проволока, кот, обруч, гладить, небеса.
П р и м е р: прыгать в бассейн, купаться в бассейне, прыгать по проволоке, гладить кота.
– Итак, данные слова связаны по смыслу, при помощи предлогов и окончаний, просто окончаний, а значит, вы построили словосочетание. Самостоятельно добавьте ещё по одному слову в каждое словосочетание.
П р и м е р: Ребята купались в бассейне; воробей прыгает по проволоке; Наташа гладит кота.
– Получились предложения.
– А из чего состоит текст? (Из предложений). Попробуйте составить небольшой текст.
П р и м е р н ы й в а р и а н т т е к с т а.
Был хороший день. Ребята купались в бассейне.
Наташа гладила кота и наблюдала за воробьем, который прыгал по проволоке. Вдруг воробей подлетел к бортику бассейна и хотел на него сесть. Промахнулся и попал в воду!
– Воробей в воде! – закричала Наташка.
Ребята быстро выловили птицу, а затем отнесли её в безопасное место.
– Чему же учит синтаксис? (Грамотно строить словосочетания, предложения, тексты.)
Словосочетание, предложение, текст – единицы синтаксиса. Слова в них связаны между собой по смыслу и грамматически.
VІ. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок за урок.
VІІ. Домашнее задание.
Повторить п. 5, выполнить упражнение 44.