Предмет | Математика |
Класс, учебник | Математика: 5 класс: учебник/А.Г.Мерзляк, В.Б,Полонский М.С.Якир,- М., Вентана – Граф, 2019 |
Тип урока | Урок «открытия» новых знания и первичного закрепления знаний по теме «Смешанные числа». |
Технология построения урока | Системно-деятельностная с применением элементов технологии проблемного обучения |
Тема | Смешанные числа |
Цель | создание условий учащимся для усвоения понятия смешанного числа, правила выделения целой части из неправильной дроби и их применения в процессе решения задач. |
Задачи | (формирование познавательных УУД): способствовать формированию понятия «смешанное число»; сформировать навыки преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число и преобразования смешанного или натурального числа в неправильную дробь. (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, мышления, внимания, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации, тренировать память и математическую речь, побуждать к любознательности. (формирование коммуникативных и личностных УУД): способствовать воспитанию чувства само- и взаимоуважения, чувства товарищества; способствовать развитию сотрудничества при работе в парах; воспитывать уверенности в себе, мотивацию к обучению видеть математическую задачу в окружающей жизни; самостоятельно определять цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону; усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся. Здоровье сберегающий аспект урока: - доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою; - создание ситуации успеха на уроке; - чёткая организация урока; - физкультминутка для снятия усталости. |
Основные термины, понятия | правильные и неправильные дроби, смешанное число, целая часть смешанного числа, дробная часть смешанного числа, свойство дробной части смешанного числа, правило преобразования неправильной дроби в смешанное или натуральное число и преобразования смешанного или натурального числа в неправильную дробь. |
Предметные | Учащийся научится распознавать и записывать смешанные числа, преобразовывать смешанную дробь в натуральное или смешанное число и преобразовывать смешанное или натуральное число в неправильную дробь. получит возможность научиться применять полученные знания в практической деятельности. |
Метапредметные | ученик научится определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии с известными правилами; ученик получит возможность научиться элементам волевой саморегуляции, мобилизации сил к преодолению препятствий |
Коммуникативные | уметь точно и грамотно выражать свои мысли; уметь слушать и отвечать на вопросы других, умение находить общее решение, аргументировать свою точку зрения. |
Регулятивные: | работать по составленному плану, формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. |
Познавательные | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, умеют устанавливать причинно-следственные связи, строить |
Личностные | Формирование познавательного интереса к изучению нового; проявление способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений ученик получит возможность контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности |
Виды деятельности | устная работа, работа в паре, работа с текстом учебника, работа у доски, индивидуальная работа, фронтальная работа с классом. |
Технологии, применяемые на уроке | Проблемного обучения, информационно- коммуникативные технологии, смыслового чтения |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| | | |
Организационный момент Цель: настроить учащихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Включаются в деловой ритм урока | Личностные: эмоциональный настрой Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности . |
Актуализация опорных знаний. Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе. Проверить изученный материал. Стимулировать активность ученика на восприятие учебного материала | Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, демонстрирует задания с использованием слайдовой презентации. - Какую тему мы изучили на прошлом уроке? - Сегодня мы продолжим работу с дробями. - Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! Обращает внимание на экран. Просит выполнить задание. - Составьте вопросы и задайте их друг другу. Учитель может задать дополнительно свои вопросы (например): - Какие из дробей правильные? Объясните, почему? - Какие из дробей неправильные? Почему? - Что обозначает дробная черта? - В чём различие между правильной дробью и неправильной? - Какая из дробей равна 1? Почему вы так думаете? - Верно ли записаны сравнения дробей? Объясните почему? Задаёт вопросы в обсуждении которых работает весь класс. - Молодцы! Хорошо. | Отвечают на вопросы учителя. Все включаются в работу. - Дроби и деление натуральных чисел Работают с дробями на экране. Задают друг другу вопросы по ранее изученному материалу. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации. Цель: привлечь внимание учащихся и вызвать интерес к предстоящей работе. -обеспечение мотивации учения детьми. Подвести к формулированию цели урока, принятия ими целей урока - обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Предлагает поработать в паре. - Разбейте числа на 2 группы I - натуральные числа; II - дробные числа 6; ; ; 5; 2 ; 24; - Чем натуральные числа отличаются от дробных? - Что означает черта в дроби? Проблемная ситуация - К какой группе можно отнести число 2 ? - Что заметили интересного? - Из каких чисел состоит это число? - А мы знаем, как такие числа называются? - Какое название вы могли придумать этому числу? (если не называют, то учитель обращает- ся к учебнику, просит найти ответ на стр. 194) - Правильно, ребята такие числа называются – смешанными. - Тогда как мы сформулируем тему нашего урока? -Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель урока? - Где мы можем найти информацию о смешанных числах? - Откройте учебник на стр.194 и найдите определение смешанного числа. Обратить внимание на верную запись; целая часть, дробная черта 2 – целая часть - дробная часть Пример: (принято записывать короче) - Что является дробной частью смешанного числа? - Прочитайте смешанные числа -. Какие дроби могут быть представлены в виде смешанных чисел? | Работают в парах В таблицу (в два столбика) записывают числа, разбив их на две группы. Проверяют решение, отвечают на вопросы. -Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц - Черта дроби означает деление Испытывают затруднение в ответе на вопрос. Вступают в проблемный диалог с учителем. - Из натурального и дроби. - Нет Предлагают свои варианты. - смешанное -Узнать как называются такие числа; как читают-ся, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними. Формулируют тему урока,цель. Записывают тему в тетрадь - в учебнике Работают по учебнику - Запись числа, содержащую целую и дробную части называют смешанной - правильная дробь Отвечают на вопросы учителя. - неправильные | Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения; удовлетворяют потребность в самовыражении – выделяют проблему Познавательные: структурировать знания, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии |
Первичное усвоение новых знаний. - Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Перевод из неправильной дроби в смешанное число. - Представим неправильную дробь в виде смешанного числа - Что предлагаете с ней сделать, чтобы было смешанное число? (если учащиеся ничего не предлагают, то можно наводящими вопросами подвести к работе с учебником) -А как? - Выполняем деление столбиком. - Может кто-то догадался, что будет целой частью? Дробной частью? -К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? - На стр. 195 показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и сравните с нашей дробью . Запишем, что у нас получилось. - Давайте сформулируем алгоритм, который поможет нам представить неправильную дробь в виде смешанного числа или, как еще говорят, выделить целую часть из дроби. Составляет алгоритм. (Шаги алгоритма на доске, определить их порядок). - Выполняем № 769 (1-4) (стр. 198) у доски и в тетрадях. | Вступают в диалог с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания. - разделить числитель на знаменатель. - Делить столбиком с остатком. Выполняют задание - Нет. - к тексту учебника работают с текстом учебника: стр.196 правило выделения целой части из неправильной дроби. Устно работают по правилу, затем проговаривают алгоритм. Показывают способ деления. Проверяют по эталону. Выполняют упражнения, сверяя свои ответы с доской (самопроверка) | Личностные: удовлетворять потребность в самовыражении Коммуникативные: воспринимать ответы обучающихся, участвовать в диалоге Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самооценку своих действий, участвуя в оценке действий других. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Предметные: Научиться читать и записывать неправильную дробь в виде смешанного числа Познавательные: совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение. |
| | | |
Физкультминутка - Организовать смену деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Организует физкультминутку. - Вы наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Я буду читать высказывания, если вы со мной согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то – поднимаете руки вверх. Попробуем? Вы изучаете математику? (Да). Вы сейчас на уроке литературы? (Нет) Отлично, продолжаем. Слушайте внимательно. У каждой дроби есть числитель. ( Да) Нуль – натуральное число. (Нет) Числитель дроби показывает, на сколько частей делят целое.(Нет) Любая неправильная дробь больше правильной. (Да) Знаменатель дроби показывает, сколько частей надо взять. (Нет) Всякая неправильная дробь может быть представлена в виде натурального числа. (Нет) Молодцы! Я буду показывать вам дроби. Если дробь неправильная, то вы делаете наклоны головы вперед-назад, если неправильная, то – влево-вправо. 3) Сделали глубокий вдох, выдох. Садитесь. | Выполняют физкультминутку Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу | |
Закрепление изученного материала при решении задач. -Формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли. Уметь находить необходимую информации с новой задачей для её решения.. | Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль за процессом решения задач. - Как вы думаете, в текстовых задачах используются смешанные числа? - Рассмотрим несколько из них. Поработаем в парах. Предлагает решить задачи, затем их обсудить. Задача № 1: Пять одинаковых груш нужно поровну разделить между четырьмя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Сколько целых груш получит каждый ребёнок? Задача № 2: За неделю семья израсходовала 8 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля расходовали в среднем в 1 день? | Отвечают на наводящие вопросы учителя. - Да. Предлагают разные варианты решения задачи № 1, обобщают. Оформляют решение задач в тетрадях. | Регулятивные: Осуществлять самоконтроль, оценивать качество и уровень усвоения знаний Коммуникативные: умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Контроль и коррекция знаний. - Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Предлагает выполнить самостоятельную работу с взаимопроверкой. Самостоятельная работа - А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу - Проверяем | Выполняют задания. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку. Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. правильность решения задач. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения |
Решение задач на логику и смекалку. -развитие логического мышления | А сейчас предлагаю, решить задачи на смекалку и логику. Просит подумать 1 минуту над каждой задачей, затем обсудить. | - Обдумывают решение задачи. Обсуждают ход решения вместе с учителем и одноклассниками. | Личностные: удовлетворять потребность в самовыражении Коммуникативные: воспринимать ответы обучающихся, участвовать в диалоге. Познавательные: точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии |
| | | |
Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых . | - Что мы изучили сегодня на уроке? - Кто желает сформулировать определение смешанных чисел? - Расскажите алгоритм перевода неправильной дроби в смешанное число. - Можно ли смешанное число заменить неправильной дробью? - Это мы узнаем на следующем уроке. | Подводят итог урока, отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность | Коммуникативные: осознание себя в коллективе, значимости совместной работы, рефлексия своих действий, оценивание работы на уроке Познавательные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Регулятивные: оценка уровня и качества усвоения материала. |
Домашнее задание. - Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Озвучивает и записывает домашнее задание. - Открываем дневники, записываем домашнее задание. - п. 29 № 770, №772 Творческое задание на выбор: - Придумать задачу по теме урока и к ней нарисовать рисунок. -Сочинить историю, сказку о смешанных числах | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Личностные: ответственное отношение к учению |
Рефлексия Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Сегодня на уроке я научилась (научился)… Своей работой на уроке я…. Мне было трудно… Теперь я могу… Я постараюсь… | Оценивают себя Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. | Коммуникативные: осознание себя в коллективе, значимости совместной работы, рефлексия своих действий, оценивание работы на уроке Личностные: самооценивание |