СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "СПП с придаточными изъяснительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "СПП с придаточными изъяснительными"»

Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным»

Цель урока: углубление знаний о видах сложноподчинённых предложений.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным;

развивающие:

  • тренироваться в умении делать комплексный анализ текста;

  • тренироваться выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным;

  • развивать мыслительные навыки учащихся;

воспитательные:

  • поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы), кластер.

Ход урока:

  1. Организационный момент

2. Активизация знаний.

Найти СПП с придаточным определительным, составить схему, указав в ней вопрос.

  1. От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. (К. Паустовский)

  2. Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.

  3. Горький запах полыни, который смешан с нежным ароматом цветов, разлит в воздухе



2.Готовимся к ГИА. Проверка практических навыков.

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.


2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.



3.Подготовка к восприятию нового материала.

Хотелось бы начать урок с высказывания Н.В.Гоголя из книги «Несколько слов о Пушкине»

Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко.. . 
А. Платонов

Задания:

  1. Прочитайте выразительно отрывок.

  2. Найдите в нём сложноподчинённые предложения, задайте вопрос от главного предложения к придаточному


4.Усвоение нового материала.

1.Вопрос: В чем особенность этого предложения?

Древние римляне утверждали: “Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.

Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью.

Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться”.

Какое это предложение? найдите главное и придаточное. На какой вопрос отвечает придаточное?


2.Проведите исследование: проанализируйте предложения. Что у них общего?

1.Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев (В. Арсеньев)

2.Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф. Достоевский)

3.Только теперь мы заметили, где находились. (Г. Федосеев)

4.Важно было то, что его никто не заметил. (М. Горький)

Вывод: такие предложения называются СПП с придаточным изъяснительными.(по щелчку)

- У одного из предложений есть особенность. Какая особенность и в каком предложении?



5.Закрепление.

  1. Работа по учебнику-упр.

  2. Запись предложений.

Задание: Выделите грамматические основы. Начертите схему предложения. Укажите вид придаточного.

  1. Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном чувстве.

 - = тем , ( что…)

  1. Творчество предназначается для того, чтобы широта человеческого сердца и сила разума преобладали над тьмой.

 - = для того, ( чтобы – и - =)





Физминутка



  1. Я узнал, что до отъезда за границу Ася долго жила в деревне.

 - = , ( что – =).

  1. Посмотрите же, что вы наделали.

 = , ( что – =).

  1. Я понял, почему эта странная девочка меня привлекает.

 - = , ( что – =).


6 .Подведем итоги. Рефлексия

МЫ

- повторили…..

- познакомились…..

- установили…..

- встретились с трудностями…..

- будем работать над……


7.Домашнее задание:















1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.


2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.



1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.


2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.


1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.


2.. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.


1.. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался.


2.. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову.