№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку, настрой детей на позитивную работу. Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в математическую экспедицию. Не боитесь, что путь будет труден? Кто не боится? Хорошо. Кто немного боится? Тоже хорошо, ведь никакие открытия и достижения людям не давались легко. | Приветствуют учителя и садятся за парты Дети отвечают на вопросы учителя | 1-2 |
2 | Актуализация | А сейчас проверим, готовы ли вы к экспедиции? Ведь, чтобы новых знаний набраться, Нужно на старые опираться! Посмотрите пожалуйста на экран! Будем работать по цепочке с места. 1 задание: Прочтите дроби: 2/8, 1/8, 5/10, 4/8, 5/12, 5/6 2 задание: Назови, пожалуйста, все числители. 3 задание: Перечисли, пожалуйста, все знаменатели. 4 задание: Рассмотрим дробь 4/8. Кто скажет: Что показывает знаменатель? А Что показывает числитель? Как можно показать эту дробь на координатном луче? Продолжаем работать дальше по цепочке: Какая часть фигуры закрашена? (на экране) Посмотрим, ребята, какой багаж знаний возьмет каждый из вас в дорогу. У вас на столах лежат путевые оценочные листы с заданиями. В течении урока мы с вами будем выполнять задания и ставить оценки в них. Подпишите их, пожалуйста. Выполним первый тест «Багаж знаний»! В течение 1 минуты нужно определить, какая часть каждой фигуры закрашена соответствующим цветом, и заполнить таблицу. Понятно задание? Время пошло! (таймер) Класс выполняет самостоятельную работу на листочках. И так, время вышло! проверим, что каждый из вас возьмет в путь? Взаимопроверка теста, обмениваемся листочками с соседом по парте. (ответы на слайде). Сколько ответов, верно, такая оценка и ставится в оценочный лист (таблица, которая лежит у каждого ученика на парте) | Учащиеся фронтально читают дроби, называют числители и знаменатели дроби, Называют, что показывает знаменатель дроби и числитель дроби. Показывают! Объясняют! Отвечают! Подписывают оценочные листы Учащиеся выполняют работу Обмениваются тестами и проверяют друг у друга Фиксируют оценки на оцен. листах | 6-7 |
3 | Постановка проблемы | Продолжите, пожалуйста, предложения: Дробь это… (потом ответ выходит) Мы умеем дроби читать, …(выходят варианты) Вернемся к дробям, которые мы прочитали в начале урока. Разбейте, пожалуйста, дроби на группы: 2/8, 1/8, 5/10, 4/8, 5/12, 5/6 (на экране деление на группы) Ребята скажите, пожалуйста, по какому признаку вы их разделили? А можете ли вы назвать в каждой группе самую маленькую дробь? Или самую большую? (расставить дроби в порядке возрастания?) Не получается? Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Как вы думаете, что мы еще узнаем и чему научимся сегодня на уроке? Тогда сформулируем тему нашего урока. (на экране число и тема) Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока. Сформулируйте, пожалуйста, цель нашей экспедиции. Молодцы! | Дают понятие дроби: Одну или несколько равных долей целого. Читать, записывать, изображать на числовом луче. Одинаковые числители, одинаковые знаменатели Научимся сравнивать дроби. "Сравнение дробей" (запис. в тетр. тему и дату) Научиться сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями | 7-8 |
4 | Открытие нового знания | А чтобы добиться цели нам надо потрудиться. Весь необходимый материал для работы у вас на столе. Сравнивая дроби, не забудьте сделать вывод, начиная со слов: Из двух дробей… (на экране) Задача ясна? У вас в распоряжении 1 минута. Время пошло. (таймер) Время вышло. Кто может ответить? Остальные согласны? Или хотите дополнить? (правило на экране после выходит) Хотите дополнить? (правило на экране после выходит) Закрепим наше открытие, откроем учебники, стр.184, № 723. Прочитай пожалуйста условие задания. (обращаясь к ученику) Задание понятно? выполните письменно в тетрадях! Проверим ваши ответы. Первичное закрепление: №723 из учебника | Сравнивают дроби, работают в группах, далее формулируют правило оценивают себя и своих товарищей по группе. Выполняют письменно! Отвечают. | 6-7 |
5 | Физкультминутка | Ребята, попрошу вас всех встать и приготовиться на физкультминутку: Если первая дробь больше, то хлопаем, если больше вторая, то топаем. Готовы? Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г). Молодцы, все справились! Присаживайтесь! Одна такая “восьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни. Хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему. Несколько лет подряд Кармаскалинский район занимает второе место в Республеке Башкортостан по урожайности зерновых культур. | Сравнивают и выполняют движение | 3 |
6 | Закрепление нового материала | - Вы узнали правила сравнения обыкновенных дробей. Предлагаю закрепить полученные знания: обратимся к учебнику и выполним письменно №725. 1 вариант расставит дроби в порядке возрастания, а 2 вариант - в порядке убывания. Проверим полученные результаты. (спросить и вывести на экран) Наша математическая экспедиция подходит к концу. Мы стоим у подножия высокой горы, название которой “Дроби”. Нам предстоит трудное восхождение. Все что узнали на уроке, закрепим, выполняя мини-тест №2. (прил. 2). Время на выполнение: 1 минута! Готовы? Начинаем! Время вышло. Правильность выполнения теста проверим и зафиксируем оценку в оценочный лист. Все справились с тестом? Молодцы! (флажок на вершину горы) | Выполняют письменную работу Проверяют Выполняют тест. Проверяют. Оценку ставят в оценочный лист. | 5-6 |
7 | Домашнее задание | стр. 184 №724, №726, №740 стр. 179 прочитать статью «Попасть в дроби» | Записывают в дневниках | 1 |
8 | Подведение итогов урока/ Рефликсия | В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. У немцев сохранилась поговорка «попасть в дроби», что означает – попасть в трудное положение. Вот и мы с вами попали в дроби. Но мы выйдем из трудного положения, если будем добросовестно заниматься на следующем уроке. Дид. мат. стр 25 № 182, 183 – А что сегодня вы нового узнали на уроке? – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Что нам помогло справиться с затруднением? Теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. Нарисуйте флажок на тот уровень горы, до которого вы сегодня добрались на уроке! И не забудьте сдать мне оценочные листы, оценка будет выставлена в журнал. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Листочки сдаем. Спасибо за урок. Вы большие молодцы! | Слушают Отвечают Прикрепляют человечков у тех слов, которые им больше подходят к окончанию урока. Сдают оценочные листы. | 2-3 |