Тема урока: «Степень с рациональным и действительным показателем».
Цель урока:
-применять свойства степени при выполнении упражнений; знакомство с теоремой, выражающей свойства степени с действительным показателем;
-развить познавательную деятельность учащихся, воспитать интерес к предмету.
Оборудование: проектор.
План урока:
Организационный момент. Постановка целей урока.(2 мин.)
Повторение и закрепление пройденного материала.(15 мин.)
Объяснение нового материала. (10 мин.)
Закрепление нового материала. (10мин.)
Подведение итогов. Домашнее задание. (3мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. Тетради с домашним заданием сдаем на проверку.
Сегодня на уроке мы продолжим применять свойства степени при выполнении упражнений. А также познакомимся с теоремой, выражающей свойства степени с действительным показателем.
II. Повторение и закрепление пройденного материала.
С другой стороны доски самостоятельно один человек на оценку:
при каких значениях х выражение имеет смысл?
а)
б) 
в) 
г) 
Ответы: а)
, б)
, в)
, г)
.
В это время остальные работают устно (примеры высвечиваются на проекторе).
Представить в виде степени с рациональным показателем:
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Представить в виде корня из степени с целым показателем:
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Вычислить:
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: 
Ответ: не имеет смысла.
Проверяем решение с другой стороны доски. Дополнительный вопрос: числа какого вида называются действительными?
Ответ: числа вида
где
– целое неотрицательное число,
– цифры. (Оцениваем ответ).
№57(четные), №58 выполняем устно по цепочке начинаем с третьего ряда. Проговариваем все выполняемые действия.
№57 вычислить. 2)
, 4)
, 6) 
№58 вычислить. 1)
, 2)
,
3)
, 4)
,
5) .
Записываем число, классная работа.
№59(2,4) у доски один человек на оценку.
Вычислить:
2)
, 4)
.
№62(2,4,6) у доски один человек на оценку.
Представить в виде степени с рациональным показателем:
2) 
4)
6)
III. Изучение нового материала.
Записываем тему: степень с действительным показателем.
На доске записаны числа:
и
, – сравните их. Очевидно, что
. Сравните следующие пары чисел:
и
;
и
. В этом случае мы не можем определенно сказать какое из чисел больше. Перед нами возникает проблема. Чтобы ее решить, давайте пока отложим эти примеры и запишем следствия, которые нам в этом помогут:
Если
и
, тогда
.
Если основание больше единицы, то больше то число у которого показатель больше.
Если
и
, тогда
.
Если основание меньше единицы и больше нуля, то больше то число у которого показатель меньше.
Если
,
и
, тогда
.
Если числа
и
равны, причем основание больше нуля и не равно единице, то показатели равны.
Пусть
. Тогда
если
, то
,
если
, то
.
При возведении неравенства с положительной правой и положительной левой частями в положительную степень знак неравенства не меняется, а при возведении в отрицательную степень знак неравенства меняется на противоположный.
Вернемся к нашим примерам.
Сравните числа:
и
.
Воспользуемся теорией:
Сравним основание с единицей.
.
Сравним показатели.
.
Так как основание больше единицы, то по первому следствию знак не меняется и
.
Ответ:
.
Сравните числа:
и
.
Воспользуемся теорией:
Сравним основание с единицей.
.
Сравним показатели.
и
.
,
. Значит
.
Так как основание меньше единицы и больше нуля, то по второму следствию знак меняется на противоположный и
.
Ответ:
.
Закрепление нового материала.
№72(2,4,6) один человек у доски.
Выяснить, какое из чисел больше:
2)
или
.
а) Cравним основание с единицей. 
б) Cравним показатели.
.
Так как основание меньше единицы и больше нуля, то по второму следствию знак меняется на противоположный и
.
Ответ: 
4)
или
. Проводя аналогичные рассуждения получаем, что
, поэтому
.
Ответ:
.
6)
или
.
, поэтому
.
Ответ:
.
№75 один человек у доски.
Сравните числа:
1)
и
. По свойствам степеней получаем
,
. По IV свойству так как 0, то знак неравенства не меняется. Т.е.
.
Ответ:
.
2)
и
. По свойствам степеней получаем
,
. По IV свойству так как 0, то знак неравенства не меняется. Т.е.
.
Ответ:
.
Записываем домашнее задание: §5, №62(1,3,5), №70(1,3), №72(1,3,5). Спасибо за урок, до свидания!