СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Формирование понятия одушевленности – неодушевленности как грамматической категории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)»

Разработка урока.

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

(5 класс)



Автор: Пшенникова Елена Сергеевна

Должность:Учитель русского языка и литературы

Место работы: Г. Чита, МБОУ «СОШ№11»









































Разработка урока.

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

(5 класс)



Автор: Пшенникова Елена Сергеевна

Должность:Учитель русского языка и литературы

Место работы: Г. Чита, МБОУ «СОШ№11»

Конспект урока русского языка

Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)


УМК: учебный комплекс под редакцией Львовой С.И. 5 класс

Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 час)

Цель урока: Формирование понятия одушевленности – неодушевленности как грамматической категории.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать признак одушевленности-неодушевленностисуществительныхкак грамматическую категорию.

Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные и применять их в речи.

Метапредметные: Моделирование понятия одушевленности – неодушевленности существительного как грамматической категории.

Задача №1.Актуализировать знания уч-ся через морфологический анализ существительного и сформировать зону затруднения.

Промежуточный результат: Сформирована зона затруднений.

Работа в парах.

Задание:Нам необходимо решить лингвистическую задачу.Проведите морфологический анализ выделенных слов.Ответьте на вопрос: с какими трудностями вы столкнулись?

Среди большого разнообразия деревьев и кустарников дуб занимает особое место.

В первом ряду витрины продавец поместил огромную куклу.

Зона затруднения. Формулировка проблемы, постановка цели.

Испытывали ли вы трудности во время морфологического анализа? Проверим как вы справились с заданием.

Зона затруднения. Формулировка проблемы, постановка цели.

1.Куклу- имя сущ.; общ. грам. значение – предмет, (?)

1.Дуб- имя сущ.; общ. грам. значение-предмет, (?)

2.Н.ф.- кукла;

Постоянны признаки:

а)нариц.,

б)одуш./неодуш.-?,

в)ж.р.,

г)1 скл.

Непостоянные признаки:

а) В.п.

б) ед.ч.

2.Н.ф. –дуб;

Постоянные признаки:

а)нариц.,

б)одуш./ неодуш.?,

в)м.р.,

г) 2 скл.;

Непостоянные признаки:

а) Им. П.,

б)ед.ч.

3.В предложении дополнение.

3.В предложении подлежащее



Дуб- это дерево, оно живое, в начале лета на нем появляются зеленые листья. Осенью они опадают…Желудями, плодами дуба, любят лакомиться кабаны и домашние свиньи.

Кукла очень похожа на человека, у нее есть глазки, ротик, носик, ручки, вы ее кормите, усыпляете, ( совершаете действия, направленные на людей) современные куклы могут говорить.…

(ЧТО?) или (КТО?) дуб?

(ЧТО?) или (КТО?) кукла?

Всегда ли вопросы могут помочь определить одуш./ неод. существительное? Всегда ли деление слов на грамматические группы одушевленных и неодушевленных существительных совпадает с делением всего существующего на живое и неживое?

Сформулируйте тему урока,проблему, цель.

Какие существительные относятся к грамматической группе одушевленных , а какие неодушевленных существительных. Запишем тему урока (слайд)

Задача№2. Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, с какой точки зрения мы должны проанализировать слово, чтобы выйти на категорию одуш./неодуш-ти? Анализ каких морфологических признаков нам поможет? Склонение? Род? А может изменить слово по падежам и посмотреть, нет ли там какой-нибудь закономерности?

Промежуточный результат: Определен способ исследования: анализ падежных окончаний.

Задача№3.Проанализировать предложенные слова с т.зр. падежных окончаний.

Промежуточный результат: выявлена закономерность и сформулирован частный способ.

Работа в группе (по карточкам).

Просклоняйте существительные. Выделите падежные окончания. Подумайте, есть ли какая-либо закономерность?


Знаем наверняка

???????


Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Ед.ч.

Мн.ч.

Им.п.

кот

коты

стол

столы

кукла

куклы

дуб

дубы

Р.п.









Д.п









В.п.









Т.п.









П.п.











Необходимо найти закономерность: В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч ( одушевленные); В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч ( неодушевленные). (Смоделировали способ действия).

Давайте проверим. Используя этот способ действия, определите, к одуш./ неод. относятся следующие существительные: хозяйка, русалка, народ, мертвец ,снеговик.

Задача№4. Прочитать текст, установить новую информацию.

Промежуточный результат. Сопоставление известной и неизвестной информации.

Откройте учебник стр.68, прочитайте текст и установите, что вы узнали нового?

Какую цель мы ставили? (Разобраться какие существительные относятся к одуш-м, и неодуш-м).

На основании наших исследований, теоретического материала учебника запишите ответ на вопрос: как определить , существительное одушевленное или неодушевленное ?

Дом зад №552( упр. Повышенной сложности), 551.

Спасибо за работу. Мы сегодня провели самостоятельное мини- исследование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!