Разработка урока.
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
(5 класс)
Автор: Пшенникова Елена Сергеевна
Должность:Учитель русского языка и литературы
Место работы: Г. Чита, МБОУ «СОШ№11»
Разработка урока.
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
(5 класс)
Автор: Пшенникова Елена Сергеевна
Должность:Учитель русского языка и литературы
Место работы: Г. Чита, МБОУ «СОШ№11»
Конспект урока русского языка
Тема: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)
УМК: учебный комплекс под редакцией Львовой С.И. 5 класс
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 час)
Цель урока: Формирование понятия одушевленности – неодушевленности как грамматической категории.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать признак одушевленности-неодушевленностисуществительныхкак грамматическую категорию.
Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные и применять их в речи.
Метапредметные: Моделирование понятия одушевленности – неодушевленности существительного как грамматической категории.
Задача №1.Актуализировать знания уч-ся через морфологический анализ существительного и сформировать зону затруднения.
Промежуточный результат: Сформирована зона затруднений.
Работа в парах.
Задание:Нам необходимо решить лингвистическую задачу.Проведите морфологический анализ выделенных слов.Ответьте на вопрос: с какими трудностями вы столкнулись?
Среди большого разнообразия деревьев и кустарников дуб занимает особое место.
В первом ряду витрины продавец поместил огромную куклу.
Зона затруднения. Формулировка проблемы, постановка цели.
Испытывали ли вы трудности во время морфологического анализа? Проверим как вы справились с заданием.
Зона затруднения. Формулировка проблемы, постановка цели.
1.Куклу- имя сущ.; общ. грам. значение – предмет, (?) | 1.Дуб- имя сущ.; общ. грам. значение-предмет, (?) |
2.Н.ф.- кукла; Постоянны признаки: а)нариц., б)одуш./неодуш.-?, в)ж.р., г)1 скл. Непостоянные признаки: а) В.п. б) ед.ч. | 2.Н.ф. –дуб; Постоянные признаки: а)нариц., б)одуш./ неодуш.?, в)м.р., г) 2 скл.; Непостоянные признаки: а) Им. П., б)ед.ч. |
3.В предложении дополнение. | 3.В предложении подлежащее |
Дуб- это дерево, оно живое, в начале лета на нем появляются зеленые листья. Осенью они опадают…Желудями, плодами дуба, любят лакомиться кабаны и домашние свиньи.
Кукла очень похожа на человека, у нее есть глазки, ротик, носик, ручки, вы ее кормите, усыпляете, ( совершаете действия, направленные на людей) современные куклы могут говорить.…
(ЧТО?) или (КТО?) дуб?
(ЧТО?) или (КТО?) кукла?
Всегда ли вопросы могут помочь определить одуш./ неод. существительное? Всегда ли деление слов на грамматические группы одушевленных и неодушевленных существительных совпадает с делением всего существующего на живое и неживое?
Сформулируйте тему урока,проблему, цель.
Какие существительные относятся к грамматической группе одушевленных , а какие неодушевленных существительных. Запишем тему урока (слайд)
Задача№2. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, с какой точки зрения мы должны проанализировать слово, чтобы выйти на категорию одуш./неодуш-ти? Анализ каких морфологических признаков нам поможет? Склонение? Род? А может изменить слово по падежам и посмотреть, нет ли там какой-нибудь закономерности?
Промежуточный результат: Определен способ исследования: анализ падежных окончаний.
Задача№3.Проанализировать предложенные слова с т.зр. падежных окончаний.
Промежуточный результат: выявлена закономерность и сформулирован частный способ.
Работа в группе (по карточкам).
Просклоняйте существительные. Выделите падежные окончания. Подумайте, есть ли какая-либо закономерность?
| Знаем наверняка | ??????? |
| Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. |
Им.п. | кот | коты | стол | столы | кукла | куклы | дуб | дубы |
Р.п. | | | | | | | | |
Д.п | | | | | | | | |
В.п. | | | | | | | | |
Т.п. | | | | | | | | |
П.п. | | | | | | | | |
Необходимо найти закономерность: В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч ( одушевленные); В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч ( неодушевленные). (Смоделировали способ действия).
Давайте проверим. Используя этот способ действия, определите, к одуш./ неод. относятся следующие существительные: хозяйка, русалка, народ, мертвец ,снеговик.
Задача№4. Прочитать текст, установить новую информацию.
Промежуточный результат. Сопоставление известной и неизвестной информации.
Откройте учебник стр.68, прочитайте текст и установите, что вы узнали нового?
Какую цель мы ставили? (Разобраться какие существительные относятся к одуш-м, и неодуш-м).
На основании наших исследований, теоретического материала учебника запишите ответ на вопрос: как определить , существительное одушевленное или неодушевленное ?
Дом зад №552( упр. Повышенной сложности), 551.
Спасибо за работу. Мы сегодня провели самостоятельное мини- исследование.