СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка предназначена для  проведения урока в 3 классе по теме " Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Поповская средняя общеобразовательная школа


Урок русского языка в 3 «Б» классе





Учитель- Куценко Ирина Николаевна




Февраль 2014 год






Урок русского языка в 3 «Б» классе


Учитель - Куценко И.Н.

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Олимпийское путешествие по теме «Имя Существительное"

Задачи:

• учить распознавать имена существительные;

• учить различать имена существительные одушевлённые и

неодушевлённые;

• учить работать над лексическим значением слова. Прогнозируемые результаты:

Личностные:

• ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

• осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

• осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

• ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

• осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

•умение принимать и сохранять цель урока;

•умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

• умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

•умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

•умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

• знание о постоянных признаках существительного;

• умение применять знания в жизненных ситуациях;

• умение определять одушевлённые и неодушевлённые

Межпредметные связи: Чтение,тема «Работа над лексическим значением слова»

Ресурсы урока: учебник ,рабочая тетрадь; компьютер, проектор, презентация Power Point, бортовые журналы путешествия, рыбки настроения, аквариум, звёздочки, карточки с заданием, тест.
Используемые технологии на уроке:

•образовательная технология

•здоровьесберегающая технология

•информационно-комуникативная технология

•деятельностно-поисковая технология

Ход урока

I. Мотивация.

Приветствуем всех, кто время нашел

И к нам на урок русского языка пришел

Зима улыбается пусть нам в окно,

В классе у нас уютно, светло.

- Тихо сели

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку всё готово!


- Сегодня у нас необычный урок русского языка., Сегодня у нас состоятся Зимние олимпийские игры. А что вы знаете про зимние Олимпийские игры?

+ В нашей стране в городе Сочи 7 февраля 2014 году в 20часов 14 минут открылись зимние Олимпийские игры. К видам зимних Олимпийских игр относятся: биатлон, фигурное катание, хоккей, бобслей, лыжные гонки. Зимняя Олимпиада проходит каждые 4 года.

-Все вы, ребята, сегодня на уроке побываете в роли спортсменов. Кто-то из вас станет чемпионом наших сегодняшних игр и будет награжден медалями.

- Девизом для нашего сегодняшнего урока послужит девиз Олимпийских игр «Сочи 2014»: «Вместе мы победим!». Подумайте, почему именно этот девиз мы взяли к нашему уроку? Как он к нему подойдет?

+ Работая вместе, дружно, слажено можно добиться больших успехов.


II. Минутка чистописания.


- Прежде чем начать соревнования, нам с вами необходимо зажечь факел. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в Греции. Несут его самые известные люди, которые только это заслуживают и передают его бережно друг другу, аккуратно, чтобы он не потух. Олимпийский огонь игр «Сочи 2014» пронесен через всю нашу страну.

Факел горит на протяжении всех дней олимпиады, а у нас на протяжении всей строки будет безотрывное письмо.

Дети пишут букву о безотрывно

Олимпиада факел

III. Орфографическая пятиминутка.

- Итак, факел зажжен, а, значит, мы начинаем наши Олимпийские игры. Вы должны отгадать первый вид спорта, в котором будете участвовать. Для этого послушайте загадку:

Долго ходом шли коньковым

Друг за дружкою втроем,

Было очень нелегко им

Забираться на подъем.

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням,–

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это? …

(Биатлон)

- Что вы знаете о биатлоне?

+ Биатло́н — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

- Мы сейчас с вами, как биатлонисты, будем стрелять. Но не просто стрелять, а стрелять в слова буквами. При этом мы вспомним правописание словарных слов. Перед вами мишень – это слова с пропущенными буквами. Если вы правильно вставите буквы, значит, вы попали и зарабатываете одно очко. При этом учитывается время выполнения задания. Результат каждого задания будете заносить в зачетную таблицу. Если вы справитесь с заданием вовремя, то вам засчитывается дополнительное очко.

/Идет самостоятельная работа/

Ж…лтый, д…журный, пл…вец, п…бедный, х…роший, ч…рный, ябл…чный, з…мл…ничный, б…лотистый, к…ртинный.

/Проверка: Слайд №8. Количество заработанных очков дети заносят самостоятельно в зачетную таблицу/

- Какое слово среди данных – лишнее? Почему?

+ Пловец, потому что это существительное, остальные слова – имена прилагательные.

Обобщение об имени существительном.

Расскажите всё что вы знаете о имени существительном?

IV. Актуализация знаний(тема –цель-задачи-планирование)

- Мы продолжаем наши Олимпийские состязания и вы должны отгадать, в каком следующем виде спорта вы примите участие:

Трудно, что ни говори,

Мчать на скорости с горы!

И препятствия стоят -

Там флажков есть целый ряд.

Лыжнику пройти их надо.

За победу ждёт награда,

Хлынут поздравленья валом.

Этот спорт зовётся … (Слалом)

- Что вы знаете про слалом?

+ Слалом — спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450—500 м, размеченной воротами. Лыжники развивают на трассе среднюю скорость 40 км/ч. Во время прохождения трассы спортсмены обязаны проехать через все ворота; за пропуск ворот или пересечении их одной лыжей спортсмены снимаются с соревнований.

- Перед вами лыжная трасса. Возле каждого флажка записаны имена прилагательные. Вам нужно к ним подобрать подходящие по смыслу имена существительные. За каждое правильно подобранное и написанное без ошибок слово вы получаете очко.

Штрафное, дополнительное…

Зимняя, летняя …

Пушистый, легкий …

Крутой, пологий …

Молодые, известные …

Активные…

Интересная, увлекательная …

Верный, надежный …

Золотая, серебряная, бронзовая…

Радостное, веселое…

Посмотрите на полученные слова. Слайд 3.

- Что их объединят? (это имена существительные)

- Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет).

  • - Разделите эти слова на две группы и запишите их в тетрадь.

- По какому принципу вы их разделили? (кто? и что?, одушевленные и неодушевленные).

- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)

- А на вопрос что? (неодушевленные)

(если ответят одушевленные и неодушевленные, то как различать их)

  • - Кто может сформулировать тему нашего урока?


Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

_ Проверим наше предположение по учебнику( чтение правила на с. 12)

V Усвоение новых знаний:

а) работа по учебнику Упр. 15(с 12)

-ФИЗМИНУТКА


проверим, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.

Если услышите существительное одушевлённое встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Но будьте внимательны есть ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.

банка девочка мороз ягода котик машина воробей мама летит дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза белая медвежонок

б)Работа в парах

- Следующий вид спорта отгадайте:

На льду танцует фигурист,

Кружится, как осенний лист.

Он исполняет пируэт,

Потом двойной тулуп… Ах, нет!

Не в шубе он, легко одет.

И вот на льду теперь дуэт.

Эх, хорошо катаются!

Зал затаил дыхание.

Вид спорта называется… (Фигурное катание)

- Что вы знаете про фигурное катание?

+ Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта. Выполняется под музыку.


  • В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Будете работать в парах.


Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.


- Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?

  • - А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась ученица 3 класса.

Слайд 4.

одушевленные неодушевленные

гусеница гусеница

роза роза

мышка мышка

моряк книга

дельфин айсберг

медуза пароход

кит дым

тюльпан

- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)

- Давайте решать эту проблему.

Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 5.

мышка гусеница роза



животное компьюторная насекомое танка имя цветок


Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.

- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)

- Как называются такие слова? (многозначные)

- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?


(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)


  • - Составьте предложения, в которых данные слова будут иметь разное лексическое значение и запишите в тетрадь. Работа проводится повариантам.

1 вариант – мышка – одушевленное

2 вариант – мышка – неодушевленное

3 вариант– гусеница – одушевленное

4 вариант – гусеница – неодушевленное

5 вариант – роза – одушевленное

6 вариант – роза – неодушевленное

- Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу.

в)

Следующий вид спорта:

Вопрос не лёгкий у меня,

Как это называют,

Когда спортсмены на санях

По жёлобу съезжают? (Бобслей)

- Бобсле́й — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах. Родиной бобслея является Швейцария.

Мы сейчас с вами будем состязаться в таком виде спорта, как бобслей. Вам необходимо выбрать из предложенных слов только одушевлённые имена существительные подобрать к ним подходящие имена прилагательные. .

Например: коньки ( какие?) блестящие,

Лыжник .

Команда

Награда

Коньки

Спорт

Участие

Лыжи

Спортсмен

Катание

Трасса

Хоккеист

Расстояние

/Каждый ученик заносит свои результаты в зачетную таблицу./

- Последний вид спорта на сегодня такой:

Вот смело на лыжах Алина

На дальность прыгает с …

(Трамплина)

- В качестве +трамплина у нас выступят имена существительные. Перед вами текст. Вам необходимо в тексте найти имена существительные: девочки находят одуш. имена сущ.
мальчики неодуш. сущ

Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать

VI. Итог урока.

/Каждый ребенок подсчитывает общее количество заработанных очков в течение соревнований. Подводятся общие итоги соревнований. Выбираются дети, набравшие наибольшее количество очков за игру. Соответственно распределяются золотые, серебряные и бронзовые медали. Дети награждаются медалями. /

- Зимние Олимпийские игры нам помогли сегодня на уроке чем?

+ Вспомнили, что такое имя существительное, тренировались правильно определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

VII. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились, и мне бы хотелось, чтобы вы еще раз вспомнили девиз зимней Олимпиады «Сочи 2014». Выскажите свои ощущения во время работы на уроке.

/Дети высказывают свои мнения./

VIII. Домашнее задание.

- Несмотря на то, что наши Олимпийские игры на сегодня закончились, мы продолжаем учиться. А чтобы мы учились хорошо, нам необходимо ежедневно тренироваться. Поэтому запишем домашнее задание: стр.12 упражнение 20.










Используемая литература и интернет - ресурсы:

1.  Кувашова Н. Г. Русский язык. 3 класс: поурочные планы. II полугодие (по учебнику Канакиной «Русский язык. 3 класс» для четырехлетней начальной школы) – Волгоград: Учитель, 2006

2.  КанакинаГ.Русский язык /Учебник для 3 класса в двух частях. Часть 2 – М.: Дрофа, 2006

3.  Организационный момент - http://festival.1september. ru/articles/569758/

4.  Идея с девизом взята из методической разработки урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 города Сочи Князьковой Людмилы Сергеевны по теме «Имя существительное» zavuch. info›uploads/methodlib/2009/7/24/5385.doc

5.  О факеле - http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/urok-olimpiyskie-igry

6.  Загадки – http://detky. in. ua/dosug/zagadki/800-zagadki-pro-zimnie-vidy-sporta. html

7.  Биатлон - http://ru. wikipedia. org/wiki/%C1%E8%E0%F2%EB%EE%ED

8.  Слалом - http://ru. wikipedia. org/wiki/%D1%EB%E0%EB%EE%EC_(%E3%EE%F0%ED%EE%EB%FB%E6%ED%FB%E9_%F1%EF%EE%F0%F2)

9.  Фигурное катание - http://ru. mobile. wikipedia. org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

10.  Бобслей - http://ru. wikipedia. org/wiki/%C1%EE%E1%F1%EB%E5%E9