Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Поповская средняя общеобразовательная школа
Урок русского языка в 3 «Б» классе

Учитель- Куценко Ирина Николаевна
Февраль 2014 год
Урок русского языка в 3 «Б» классе
Учитель - Куценко И.Н.
Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Олимпийское путешествие по теме «Имя Существительное"
Задачи:
• учить распознавать имена существительные;
• учить различать имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые;
• учить работать над лексическим значением слова. Прогнозируемые результаты:
Личностные:
• ценностное отношение к процессу определения рода существительного;
• осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;
• осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;
• ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
• осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
•умение принимать и сохранять цель урока;
•умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
•умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
•умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
• знание о постоянных признаках существительного;
• умение применять знания в жизненных ситуациях;
• умение определять одушевлённые и неодушевлённые
Межпредметные связи: Чтение,тема «Работа над лексическим значением слова»
Ресурсы урока: учебник ,рабочая тетрадь; компьютер, проектор, презентация Power Point, бортовые журналы путешествия, рыбки настроения, аквариум, звёздочки, карточки с заданием, тест.
Используемые технологии на уроке:
•образовательная технология
•здоровьесберегающая технология
•информационно-комуникативная технология
•деятельностно-поисковая технология
Ход урока
I. Мотивация.
Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на урок русского языка пришел
Зима улыбается пусть нам в окно,
В классе у нас уютно, светло.
- Тихо сели
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку всё готово!
- Сегодня у нас необычный урок русского языка., Сегодня у нас состоятся Зимние олимпийские игры. А что вы знаете про зимние Олимпийские игры?
+ В нашей стране в городе Сочи 7 февраля 2014 году в 20часов 14 минут открылись зимние Олимпийские игры. К видам зимних Олимпийских игр относятся: биатлон, фигурное катание, хоккей, бобслей, лыжные гонки. Зимняя Олимпиада проходит каждые 4 года.
-Все вы, ребята, сегодня на уроке побываете в роли спортсменов. Кто-то из вас станет чемпионом наших сегодняшних игр и будет награжден медалями.
- Девизом для нашего сегодняшнего урока послужит девиз Олимпийских игр «Сочи 2014»: «Вместе мы победим!». Подумайте, почему именно этот девиз мы взяли к нашему уроку? Как он к нему подойдет?
+ Работая вместе, дружно, слажено можно добиться больших успехов.
II. Минутка чистописания. 
- Прежде чем начать соревнования, нам с вами необходимо зажечь факел. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в Греции. Несут его самые известные люди, которые только это заслуживают и передают его бережно друг другу, аккуратно, чтобы он не потух. Олимпийский огонь игр «Сочи 2014» пронесен через всю нашу страну.
Факел горит на протяжении всех дней олимпиады, а у нас на протяжении всей строки будет безотрывное письмо.
Дети пишут букву о безотрывно
Олимпиада факел 
III. Орфографическая пятиминутка.
- Итак, факел зажжен, а, значит, мы начинаем наши Олимпийские игры. Вы должны отгадать первый вид спорта, в котором будете участвовать. Для этого послушайте загадку:
Долго ходом шли коньковым
Друг за дружкою втроем,
Было очень нелегко им
Забираться на подъем.
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням,–
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? …
(Биатлон)
- Что вы знаете о биатлоне?
+ Биатло́н — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.
- Мы сейчас с вами, как биатлонисты, будем стрелять. Но не просто стрелять, а стрелять в слова буквами. При этом мы вспомним правописание словарных слов. Перед вами мишень – это слова с пропущенными буквами. Если вы правильно вставите буквы, значит, вы попали и зарабатываете одно очко. При этом учитывается время выполнения задания. Результат каждого задания будете заносить в зачетную таблицу. Если вы справитесь с заданием вовремя, то вам засчитывается дополнительное очко.
/Идет самостоятельная работа/ 
Ж…лтый, д…журный, пл…вец, п…бедный, х…роший, ч…рный, ябл…чный, з…мл…ничный, б…лотистый, к…ртинный.
/Проверка: Слайд №8. Количество заработанных очков дети заносят самостоятельно в зачетную таблицу/
- Какое слово среди данных – лишнее? Почему?
+ Пловец, потому что это существительное, остальные слова – имена прилагательные.
Обобщение об имени существительном.
Расскажите всё что вы знаете о имени существительном?
IV. Актуализация знаний(тема –цель-задачи-планирование)
- Мы продолжаем наши Олимпийские состязания и вы должны отгадать, в каком следующем виде спорта вы примите участие:
Трудно, что ни говори,
Мчать на скорости с горы!
И препятствия стоят -
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо.
За победу ждёт награда,
Хлынут поздравленья валом.
Этот спорт зовётся … (Слалом)
- Что вы знаете про слалом?
+ Слалом — спуск с горы на лыжах по трассе длиной 450—500 м, размеченной воротами. Лыжники развивают на трассе среднюю скорость 40 км/ч. Во время прохождения трассы спортсмены обязаны проехать через все ворота; за пропуск ворот или пересечении их одной лыжей спортсмены снимаются с соревнований.
- Перед вами лыжная трасса. Возле каждого флажка записаны имена прилагательные. Вам нужно к ним подобрать подходящие по смыслу имена существительные. За каждое правильно подобранное и написанное без ошибок слово вы получаете очко.
Штрафное, дополнительное…
Зимняя, летняя …
Пушистый, легкий …
Крутой, пологий …
Молодые, известные …
Активные…
Интересная, увлекательная …
Верный, надежный …
Золотая, серебряная, бронзовая…
Радостное, веселое…
Посмотрите на полученные слова. Слайд 3.
- Что их объединят? (это имена существительные)
- Докажите (отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предмет).
- По какому принципу вы их разделили? (кто? и что?, одушевленные и неодушевленные).
- Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? (одушевленные)
- А на вопрос что? (неодушевленные)
(если ответят одушевленные и неодушевленные, то как различать их)
Наша тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
_ Проверим наше предположение по учебнику( чтение правила на с. 12)
V Усвоение новых знаний:
а) работа по учебнику Упр. 15(с 12) 
-ФИЗМИНУТКА
проверим, умеете ли вы отличать одушевлённые имена существительные от неодушевлённых.
Если услышите существительное одушевлённое встаёте, поднимаете руки вверх, неодушевлённое садитесь на корточки. Но будьте внимательны есть ловушки, слова, которые к существительным не относятся, если их услышите, топаете ногами.
банка девочка мороз ягода котик машина воробей мама летит дождь щука солнышко бабочка врач черепаха берёза белая медвежонок
б)Работа в парах
- Следующий вид спорта отгадайте:
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
- Что вы знаете про фигурное катание?
+ Фигу́рное ката́ние — конькобежный вид спорта. Выполняется под музыку.
Гусеница, книга, айсберг, мышка, моряк, роза, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, тюльпан.
- Оцените свою работу в группах. Как работала ваша группа, а ваша?
Слайд 4.
одушевленные неодушевленные
гусеница гусеница
роза роза
мышка мышка
моряк книга
дельфин айсберг
медуза пароход
кит дым
тюльпан
- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка и роза записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)
- Давайте решать эту проблему.
Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка? Слайд 5.
мышка гусеница роза






животное компьюторная насекомое танка имя цветок
Теперь разберем слово – гусеница, а потом - роза.
- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
- Как называются такие слова? (многозначные)
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)
1 вариант – мышка – одушевленное
2 вариант – мышка – неодушевленное
3 вариант– гусеница – одушевленное
4 вариант – гусеница – неодушевленное
5 вариант – роза – одушевленное
6 вариант – роза – неодушевленное
- Проверим несколько предложений (сначала – взаимопроверка, а потом – вместе). Оцените свою работу.
в)
Следующий вид спорта:
Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По жёлобу съезжают? (Бобслей)
- Бобсле́й — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях — бобах. Родиной бобслея является Швейцария.
Мы сейчас с вами будем состязаться в таком виде спорта, как бобслей. Вам необходимо выбрать из предложенных слов только одушевлённые имена существительные подобрать к ним подходящие имена прилагательные. .
Например: коньки ( какие?) блестящие,
Лыжник .
Команда
Награда
Коньки
Спорт
Участие
Лыжи
Спортсмен
Катание
Трасса
Хоккеист
Расстояние
/Каждый ученик заносит свои результаты в зачетную таблицу./
- Последний вид спорта на сегодня такой:
Вот смело на лыжах Алина
На дальность прыгает с …
(Трамплина)
- В качестве +трамплина у нас выступят имена существительные. Перед вами текст. Вам необходимо в тексте найти имена существительные: девочки находят одуш. имена сущ.
мальчики неодуш. сущ
Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Ее друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только успевает учиться в Лесной Академии на «отлично», помогать маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвовать в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать
VI. Итог урока.
/Каждый ребенок подсчитывает общее количество заработанных очков в течение соревнований. Подводятся общие итоги соревнований. Выбираются дети, набравшие наибольшее количество очков за игру. Соответственно распределяются золотые, серебряные и бронзовые медали. Дети награждаются медалями. / 
- Зимние Олимпийские игры нам помогли сегодня на уроке чем?
+ Вспомнили, что такое имя существительное, тренировались правильно определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
VII. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились, и мне бы хотелось, чтобы вы еще раз вспомнили девиз зимней Олимпиады «Сочи 2014». Выскажите свои ощущения во время работы на уроке.
/Дети высказывают свои мнения./ 
VIII. Домашнее задание.
- Несмотря на то, что наши Олимпийские игры на сегодня закончились, мы продолжаем учиться. А чтобы мы учились хорошо, нам необходимо ежедневно тренироваться. Поэтому запишем домашнее задание: стр.12 упражнение 20.
Используемая литература и интернет - ресурсы:
1. Кувашова Н. Г. Русский язык. 3 класс: поурочные планы. II полугодие (по учебнику Канакиной «Русский язык. 3 класс» для четырехлетней начальной школы) – Волгоград: Учитель, 2006
2. КанакинаГ.Русский язык /Учебник для 3 класса в двух частях. Часть 2 – М.: Дрофа, 2006
3. Организационный момент - http://festival.1september. ru/articles/569758/
4. Идея с девизом взята из методической разработки урока русского языка в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 города Сочи Князьковой Людмилы Сергеевны по теме «Имя существительное» zavuch. info›uploads/methodlib/2009/7/24/5385.doc
5. О факеле - http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/urok-olimpiyskie-igry
6. Загадки – http://detky. in. ua/dosug/zagadki/800-zagadki-pro-zimnie-vidy-sporta. html
7. Биатлон - http://ru. wikipedia. org/wiki/%C1%E8%E0%F2%EB%EE%ED
8. Слалом - http://ru. wikipedia. org/wiki/%D1%EB%E0%EB%EE%EC_(%E3%EE%F0%ED%EE%EB%FB%E6%ED%FB%E9_%F1%EF%EE%F0%F2)
9. Фигурное катание - http://ru. mobile. wikipedia. org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
10. Бобслей - http://ru. wikipedia. org/wiki/%C1%EE%E1%F1%EB%E5%E9