ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УГЛЕГОРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ № 6»
Методическая разработка к уроку математики на тему:
«Треугольники и его виды»
Учитель: Курочка В.Ю.
2022 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели:
Предметные: научить обучающихся классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон.
Личностные: вызвать интерес к изучению темы и желание применить приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе и находить согласованные решения.
Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.
Задачи:
обучающие: познакомить обучающихся с геометрической фигурой треугольник и с ее видами и выработать умения различать треугольники по видам;
развивающие: развивать наблюдательность, геометрическое мышление, учить сравнивать, анализировать;
воспитательные: развивать интерес к предмету, прививать аккуратность, усидчивость.
Планируемые результаты: обучающийся научится классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон и изображать треугольники.
Основные понятия: треугольник, остроугольный треугольник, прямоугольный треугольник, тупоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, периметр треугольника.
Формы работы учащихся: Индивидуальная, фронтальная, парная.
Материалы и оборудование: проектор, интерактивная доска, учебник, карточки с заданиями, набор треугольников различных видов.
Технологическая карта
№ этапа | Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | формирующиеся УУД |
1 | Организационный 3 минуты | Приветствие учеников. Проверка домашнего задания. | Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей. | |
2 | Актуализация знаний 5 минут | Устный счет. Актуализация знаний. | Устно дают ответы на задания. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя). |
3 | Постановка проблемы 2 минут | Ставит проблему. | Отвечают на поставленный вопрос. Высказывают мнения. | Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. |
4 | Изучение нового материала 10 минут | Сообщает тему урока. Эвристическая беседа. | Записывают тему урока. Слушают, анализируют, высказывают мнения. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение. |
5 | Физминутка 1 минута | Организация физминутки | Выполнение физминутки. | |
6 | Первичное закрепление нового материала 17 минут | Работа по учебнику | Работа в тетради или у доски с комментированием. | Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками. |
7 | Работа в парах 3 минуты | Дает задание заполнить таблицу. | Заполняют таблицу. | Регулятивные: работать по коллективно составленному плану; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознание ответственности за общее дело. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие. |
8 | Итоги урока 2 минуты | Задает вопросы по изученной теме. | Отвечают на вопросы устно. | Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний. |
9 | Информация о домашнем задании 2 минуты | Предлагает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | |
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас на парте. Обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего соседа по образцу, который вы видите на доске.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Актуализация знаний.
Устный счет: Вычислите сумму 27+16+33+24.
Сумму чисел 24 и 18 уменьшите на 33.
Частное чисел 189 и 9 уменьшите в 7 раз.
Произведение чисел 12 и 5 увеличьте на 19.
Чему равен периметр восьмиугольника, каждая сторона которого равно 4 см?
На трех кустах расцвело 15 роз. Когда на одном из этих кустов распустились еще 3 розы, то на всех кустах роз стало поровну. Сколько роз было на каждом кусте вначале?
А
ктуализация знаний: - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие фигуры вы на ней видите?
(Острый угол, прямой угол, тупой угол, многоугольник)
- Назовите элементы многоугольника.
(Вершины, стороны).
- А как называется многоугольник с наименьшим количеством вершин?
(треугольник)
3. Постановка проблемы.
- Ребята перед вами лежат несколько треугольников. Разделите их, пожалуйста, на группы.
(Треугольники отличаются по размеру, по цвету).
- Но ведь признак «большой или маленький» не будет определяющим, т.к. он зависит от того, с каким по размеру треугольником мы будем сравнивать данный треугольник. И цвет в качестве определяющего признака нам не подойдет. Что же делать?
(Нужно найти признаки, по которым можно делить треугольники на группы).
4. Изучение нового материала.
- Внимательно рассмотрите треугольники и обратите внимание на углы.
Выберите треугольник, у которого есть прямой угол. (Показывают треугольник). Такой треугольник называют прямоугольным.
Треугольник, в котором есть прямой угол называется прямоугольным.
Выберите треугольник, у которого есть тупой угол. (Показывают треугольник). Как вы думаете, как называется такой треугольник? (Тупоугольный).
Если один из углов треугольника тупой, то его называют тупоугольным треугольником.
Выберите треугольник, у которого есть острый угол. Сколько таких углов в треугольнике? (Все). Как вы думаете, как называют такой треугольник? (Остроугольный).
Треугольник, у которого все углы острые, называется остроугольным.
А теперь обратимте внимание на стороны треугольников. Выберите тот треугольник, у которого все стороны разные. Как вы думаете, как называется такой треугольник? (Разносторонний).
Треугольник, у которого все стороны имеют различную длину, называют разносторонним.
Выберите тот треугольник, у которого две стороны равны. (наложением или измерением).
Треугольник, у которого две стороны равны называется равнобедренным.
При чем, равные стороны называют боковыми, а третью сторону называют основанием треугольника.
Как вы думаете, как будет называться треугольник, у которого все стороны равны? (Равносторонний).
Треугольник, у которого все стороны равны называется равносторонним.
Результат классификации представим в виде схемы.
Треугольник |
П о виду углов Остроугольный | Прямоугольный | Тупоугольный | | П о количеству равных сторон Равно-бедренный | Разно- сторонний | Равно- Сторонний | |
5. Физкультминутка:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
6. Первичное закрепление нового материала:
№___, №___, №___, №____
7. Работа в парах:
- Ребята, заполните, пожалуйста, карточку изображениями треугольников.
Виды треугольника | В зависимости от кол-ва равных сторон |
Равно- сторонний | Равно- бедренный, но не равносторонний | Разно-сторонний |
В зависимости от вида углов | Остроугольный | | | |
Прямоугольный | | | |
Тупоугольный | | | |
8. Итоги урока.
Верны ли утверждения?
остроугольный треугольник – это треугольник у которого все углы острые;
прямоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы прямые;
тупоугольный треугольник – это треугольник у которого все углы тупые;
тупоугольный треугольник – это треугольник у которого есть тупой угол;
прямоугольный треугольник – это треугольник у которого есть прямой угол;
треугольник у которого есть острый угол – это остроугольный треугольник.
9. Информация о домашнем задании.