МБОУ «Паутовская средняя школа»
Открытый урок
по русскому языку
в 3 классе.
Тема урока: «Предложный падеж имен существительных».
Учитель: Нитомирова Ирина Владимировна
Тема урока: Предложный падеж имён существительных.
Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).
Формируемые УУД:
Предметные результаты:
1.Узнать особенности предложного падежа
2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже
5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.
6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.
7.Развивать умение работать в парах.
8.Воспитывать навык самостоятельности.
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Регулятивные результаты:
- самостоятельно определять учебную задачу
- планировать свою деятельность по решению учебной задачи
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия
- оценивать качество и уровень усвоения материала
Познавательные результаты:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- смысловое чтение
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
- построение логической цепи рассуждений
- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме
Коммуникативные результаты:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- применять правила делового сотрудничества
- участвовать в продуктивном диалоге.
Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,
портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация, словарь
Ожегова, оценочные листы
Ход урока.
Мотивация.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.
– Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Минутка чистописания. Работа в парах:
Запись на доске:
пртг ртгп тгпр
Задание: найдите закономерность и продолжите самостоятельно прописывать ряд букв:
пртг ртгп (тгпр гпрт)
- Оцените свою работу в оценочных листах, которые находятся на партах. ( дети выставляют себе отметку); Если нашли закономерность-1 бал, а если нет-0б; ряд букв записан орфографическим почерком-1 бал, нет-0б.
- Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего товарища и дайте совет, как улучшить его работу. Если вы согласны с отметкой - обведите отметку в кружок, если вы считаете, что отметка завышена - поставьте «-», если занижена – «+».
- Посмотрите на экран. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова М.В. Ломоносова. Слайд
Учите, дети, русский к ряду.
Учите с душой, с усердием, трудом.
Вас ждёт великая награда
И та награда в нём самом…
(М. В. Ломоносов)
- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?
- Как вы понимаете значение слова «награда»?
- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)
Словарный диктант (Самопроверка –правильно написанное слово-1б.Итог-9б.). Слайд .
Кровать, трамвай, рябина, однажды, комната, самолет, пятница, шоссе, праздник.
Проверка изученного материала.
– Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.
– Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.
Работа в парах.
Тест ( карточка № 1)
Какую часть речи мы изучаем?
а) имя прилагательное б) глагол в) имя существительное ;
2. Подчеркните , что не входит в понятие «постоянные признаки имени существительного»?
а) одушевленное / неодушевленное; б) падеж; в) род; г) собственное/ нарицательное.
3. Как не изменяются имена существительные?
а) по падежам; б) по родам; в) по числам.
4. Каким членом предложения не может быть имя существительное?
а) сказуемым б) подлежащим в) дополнением ;
5. Найдите ошибку:
а)Д.п. ( кому? чему?) б) П. п. ( о ком? о чём?)в) В.п. ( кого? чего?) г ) Т.п. (кем? чем?)
-Оцените свою работу (Если все 5 заданий выполнены верно-5 б., 4задания-4б. и т.д.)
III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?
- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Слайд
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)
Падеж | Вспомогательное слово | Вопросы |
И.п. | | |
Р.п. | | |
Д.п. | | |
В.п. | | |
Т.п. | | |
- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.
- Выполним самопроверку. (Нет ошибок-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3)
- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)
IV. Формулирование цели и задач урока. Слайд
- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)
V. Построение проекта выхода из затруднения.
- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Маршрут движения. Слайд
Название падежа.
Вспомогательное слово.
Вопросы падежа.
Предлоги падежа.
Член предложения.
Заполним пункты №1 и №3
VI. Реализация построенного проекта.
- Итак, ребята, начинаем исследование предложного падежа.
1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд
-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?
- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.
В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.
- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?
2.Предлоги Слайд
Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.
- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?
-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Я мечтаю о … сапожки
Вечерами в …. полумгле
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже
О ……падеже предложный
- Прочитаем, что у вас получилось.
- В каком падеже вы поставили имена существительные?
- Какое слово помогло вам? (Запишите слово мечтаю в Пункт №2)
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
- Заполните маршрутный лист. Пункт №4
-Оцените свою работу в листах самооценки (11слов правильно-11 б., и т.д.)
VII.Физминутка. Слайд
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
Демонстрируют свою внимательность
Повторение движений за учителем
VIII.Первичное закрепление знаний
Роль в предложении Слайд
- Составьте два предложения.
- Выполним разбор предложений.
- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Разбор 1 предложения по членам предложения.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)
-Оцените в листах самооценки (Правильно выделена основа предложения-1 б., над словом обозначена часть речи-1бал, итого-…)
IX. Закрепление изученного. Работа по учебнику. Стр.54.
- Прочитаем сведения о языке.
- Упр 98.(Комментированное письмо).
X. Закрепление изученного.
Работа по карточкам.
- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.
блестела на траве (____)
проехать по улице (____)
выбрались из чащи (____)
построил дачу (____)
работал на почте(____)
рассказ о книге(____)
идём по дороге(____)
читал о космосе(____)
2.Взаимопроверка. Слайд
- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Оцените
В листах самооценки оцените свою работу.(Правильно определен падеж :1 слово-1б.)
-Чему вы учились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они учились определять падеж имён сущ.).
XI .Итог урока
- Ответим на вопросы.
XII. Рефлексия. Слайд
- Оцените свои успехи в оценочных листах, нужно выполнить ещё одно задание.-тест . Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. отъехал от берега и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й
- Что у вас получилось? (Слово молодец.)
- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.
- Выставление оценок (Если вы набрали 50б-«5»,
47-49б.-«4»,
43-46б.-«3»)
XШ. Оценочный лист
Мне было всё понятно
У меня были проблемы
Мне многое непонятно
X IV. Домашнее задание: У. стр.54 правило, упр. 100
Слайд
Приложения
Таблица самооценки __________________________
№ п/п | Задание | Отметка |
1 | Чистописание | |
2 | Словарный диктант | |
3 | Тест. Карточка № 1 | |
4 | Заполнение таблицы | |
5 | Работа в парах №2 | |
6 | Разбор предложений | |
7 | Работа по карточке № 3 | |
| Итог: Я всё понял (а). У меня все получилось. Я понял (а), но не всё. Некоторые задания вызвали у меня затруднение Мне с трудом даётся материал. Я урок не понял. | |
| Перевод баллов в оценку: 50б-«5», 47-49б.-«4», 43-46б.-«3») 50 | |
Тест ( карточка № 1)
1.Какую часть речи мы изучаем?
а) имя прилагательное б) глагол в) имя существительное ;
2. Подчеркните , что не входит в понятие «постоянные признаки имени существительного»?
а) одушевленное / неодушевленное; б) падеж; в) род; г) собственное/ нарицательное.
3. Как не изменяются имена существительные?
а) по падежам; б) по родам; в) по числам.
4. Каким членом предложения не может быть имя существительное?
а) сказуемым б) подлежащим в) дополнением ;
5. Найдите ошибку:
а)Д.п. ( кому? чему?) б) П. п. ( о ком? о чём?)в) В.п. ( кого? чего?) г ) Т.п. (кем? чем?)
Падеж | Вспомогательное слово | Вопросы |
И.п. | | |
Р.п. | | |
Д.п. | | |
В.п. | | |
Т.п. | | |
Маршрут движения.
1. Название падежа.
2. Вспомогательное слово.
3. Вопросы падежа.
4. Предлоги падежа.
5. Член предложения.
Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)
Я скучаю
Что ж, я лучше помечтаю
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!
Я мечтаю о …… ……………. корона
Буду с ней сидеть на ….. ……….трон
Я мечтаю о …… ………….. слон
Чтоб кататься при …. ………….. луна
Я мечтаю о … ……………………серёжки
Я мечтаю о … ………………….сапожки
Вечерами в ……………………..полумгле
Я мечтаю об …. …………………орёл
Буду с ним летать на …. …………воля
Буду я учиться в ………………….школа
Ой, мечтаю я уже
О ………………………падеже предложный
Работа по карточке
- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.
блестела на траве (____)
проехать по улице (____)
выбрались из чащи (____)
построил дачу (____)
работал на почте(____)
рассказ о книге(____)
идём по дороге(____)
читал о космосе(____)
Надо определить, в каких словосочетаниях существительное употреблено в предложном падеже?
Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».
Да Нет
1. нырнул в воду о м
2. играют в воде о к
3. на морском берегу л п
4. отъехал от берега и о
5. скользят по воде ч д
6. в морской пучине е н
7. жить на острове ц й