СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 3 классе по теме "Предложный падеж"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Предложный падеж". Материал полезен как для учителей так и для детей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 3 классе по теме "Предложный падеж"»


МБОУ «Паутовская средняя школа»







Открытый урок

по русскому языку

в 3 классе.



Тема урока: «Предложный падеж имен существительных».







Учитель: Нитомирова Ирина Владимировна










Тема урока:  Предложный падеж имён существительных.

Цель урока: формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении).

Формируемые УУД:

Предметные результаты:

1.Узнать особенности предложного падежа

2.Рассмотреть окончания имен существительных в предложном падеже

5.Формировать умение правильно употреблять имена существительные в предложном падеже в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия

- оценивать качество и уровень усвоения материала

Познавательные результаты:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- смысловое чтение

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

- построение логической цепи рассуждений

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

Коммуникативные результаты:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.


Педагогические технологии: метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданиями,

портрет М. В. Ломоносова, маршрутный лист, презентация, словарь

Ожегова, оценочные листы

Ход урока.

  1. Мотивация.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

– Сядьте правильно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.


  1. Минутка чистописания. Работа в парах:

Запись на доске:

пртг ртгп тгпр

Задание: найдите закономерность и продолжите самостоятельно прописывать ряд букв:

пртг ртгп (тгпр гпрт)

- Оцените свою работу в оценочных листах, которые находятся на партах. ( дети выставляют себе отметку); Если нашли закономерность-1 бал, а если нет-0б; ряд букв записан орфографическим почерком-1 бал, нет-0б.

- Обменяйтесь тетрадями. Оцените работу своего товарища и дайте совет, как улучшить его работу. Если вы согласны с отметкой - обведите отметку в кружок, если вы считаете, что отметка завышена - поставьте «-», если занижена – «+».


- Посмотрите на экран. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова М.В. Ломоносова. Слайд


Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)


- С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

- Как вы понимаете значение слова «награда»?

- Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

Словарный диктант (Самопроверка –правильно написанное слово-1б.Итог-9б.). Слайд .

Кровать, трамвай, рябина, однажды, комната, самолет, пятница, шоссе, праздник.


  1. Проверка изученного материала.

– Начнём урок с повторения. Ведь именно повторение помогает нам не забывать пройденный материал и уверенно шагать дальше в освоении русского языка.

– Вспомните всё, что вы знаете об имени существительном.


Работа в парах.

Тест ( карточка № 1)

  1. Какую часть речи мы изучаем?

а) имя прилагательное б) глагол в) имя существительное ;

2. Подчеркните , что не входит в понятие «постоянные признаки имени существительного»?

а) одушевленное / неодушевленное; б) падеж; в) род; г) собственное/ нарицательное.

3. Как не изменяются имена существительные?

а) по падежам; б) по родам; в) по числам.

4. Каким членом предложения не может быть имя существительное?

а) сказуемым б) подлежащим в) дополнением ;

5. Найдите ошибку:

а)Д.п. ( кому? чему?) б) П. п. ( о ком? о чём?)в) В.п. ( кого? чего?) г ) Т.п. (кем? чем?)


-Оцените свою работу (Если все 5 заданий выполнены верно-5 б., 4задания-4б. и т.д.)


III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. Что это?

- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран. Слайд

Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова отсутствуют)

Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



- Нужно навести порядок. Давайте заполним таблицу.

- Выполним самопроверку. (Нет ошибок-5, 1 ошибка-4, 2 ошибки-3)

- Вы, наверное, заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)

- Какова тема нашего урока? (предложный падеж имен сущ.)

IV. Формулирование цели и задач урока. Слайд

- Определите задачи урока. (узнать о предложном падеже вспомогательное слово, с какими предлогами употребляется, чем является в предложении, научиться распознавать П.п.)


V. Построение проекта выхода из затруднения.

- Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения. Слайд

  1. Название падежа.

  2. Вспомогательное слово.

  3. Вопросы падежа.

  4. Предлоги падежа.

  5. Член предложения.

Заполним пункты №1 и №3


VI. Реализация построенного проекта.

- Итак, ребята, начинаем исследование предложного падежа.

1. – Вспомогательные слова. Работаем по 2 пункту маршрутного листа. Слайд

-А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу?

- М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка.

В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

- Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

2.Предлоги Слайд

Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами.

- Проведём следующее исследование, и выясним, с какими предлогами употребляется существительные в предложном падеже?

-Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… корона

Буду с ней сидеть на ….. трон

Я мечтаю о …… слон

Чтоб кататься при …. луна

Я мечтаю о … серёжки

Я мечтаю о … сапожки

Вечерами в …. полумгле

Я мечтаю об …. орёл

Буду с ним летать на …. воля

Буду я учиться в …. школа

Ой, мечтаю я уже

О ……падеже предложный

- Прочитаем, что у вас получилось.

- В каком падеже вы поставили имена существительные?

- Какое слово помогло вам? (Запишите слово мечтаю в Пункт №2)

- Назовите слова с предлогом.

- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.

- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.

- Заполните маршрутный лист. Пункт №4

-Оцените свою работу в листах самооценки (11слов правильно-11 б., и т.д.)


VII.Физминутка. Слайд

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны


Демонстрируют свою внимательность

Повторение движений за учителем


VIII.Первичное закрепление знаний


Роль в предложении Слайд

- Составьте два предложения.

- Выполним разбор предложений.

- Задайте вопрос и определите падеж имён существительных.

Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.


- Разбор 1 предложения по членам предложения.

Дедушка рассказывал о внуке.

- Разбор 2 предложения по членам предложения.

В воздухе кружились листочки.

- Сделайте вывод. (Им. сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком? о чём? В предложении являются второстепенным членом предложения.)

-Оцените в листах самооценки (Правильно выделена основа предложения-1 б., над словом обозначена часть речи-1бал, итого-…)


IX. Закрепление изученного. Работа по учебнику. Стр.54.

- Прочитаем сведения о языке.

- Упр 98.(Комментированное письмо).


X. Закрепление изученного.

  1. Работа по карточкам. 

- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.

блестела на траве (____)

проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)

2.Взаимопроверка. Слайд

- Проверьте работу своего товарища. Если задание выполнено правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-». Оцените

В листах самооценки оцените свою работу.(Правильно определен падеж :1 слово-1б.)

-Чему вы учились, выполняя свое задание. (Уч-ся делают вывод, что они учились определять падеж имён сущ.).



XI .Итог урока

- Ответим на вопросы.


XII. Рефлексия. Слайд

- Оцените свои успехи в оценочных листах, нужно выполнить ещё одно задание.-тест . Надо определить, в каких словосочета­ниях существительное употреблено в предложном падеже?

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

Да Нет

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й

- Что у вас получилось? (Слово молодец.)

- Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.

- Выставление оценок (Если вы набрали 50б-«5»,

47-49б.-«4»,

43-46б.-«3»)

XШ. Оценочный лист

    Мне было всё понятно

   У меня были проблемы

Мне многое непонятно


X IV. Домашнее задание: У. стр.54 правило, упр. 100

Слайд














Приложения


Таблица самооценки __________________________

п/п

Задание

Отметка

1

Чистописание


2

Словарный диктант


3

Тест. Карточка № 1


4

Заполнение таблицы


5

Работа в парах №2


6

Разбор предложений


7

Работа по карточке № 3



Итог:

Я всё понял (а). У меня все получилось.

Я понял (а), но не всё. Некоторые задания вызвали у меня затруднение

Мне с трудом даётся материал. Я урок не понял.


Перевод баллов в оценку:

50б-«5»,

47-49б.-«4»,

43-46б.-«3»)


50


















Тест ( карточка № 1)

1.Какую часть речи мы изучаем?

а) имя прилагательное б) глагол в) имя существительное ;

2. Подчеркните , что не входит в понятие «постоянные признаки имени существительного»?

а) одушевленное / неодушевленное; б) падеж; в) род; г) собственное/ нарицательное.

3. Как не изменяются имена существительные?

а) по падежам; б) по родам; в) по числам.

4. Каким членом предложения не может быть имя существительное?

а) сказуемым б) подлежащим в) дополнением ;

5. Найдите ошибку:

а)Д.п. ( кому? чему?) б) П. п. ( о ком? о чём?)в) В.п. ( кого? чего?) г ) Т.п. (кем? чем?)





Падеж

Вспомогательное слово

Вопросы

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.








Маршрут движения.

1. Название падежа.

2. Вспомогательное слово.

3. Вопросы падежа.

4. Предлоги падежа.

5. Член предложения.



Работаем в парах. Вставьте подходящее по смыслу слова в стихотворение, обведите в кружок предлоги с этими словами. (выполняют на листочках)

Я скучаю

Что ж, я лучше помечтаю

Очень я люблю мечтать!

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о …… ……………. корона

Буду с ней сидеть на ….. ……….трон

Я мечтаю о …… ………….. слон

Чтоб кататься при …. ………….. луна

Я мечтаю о … ……………………серёжки

Я мечтаю о … ………………….сапожки

Вечерами в ……………………..полумгле

Я мечтаю об …. …………………орёл

Буду с ним летать на …. …………воля

Буду я учиться в ………………….школа

Ой, мечтаю я уже

О ………………………падеже предложный


Работа по карточке

- Возьмите карточки. Укажите падеж имён существительных.


блестела на траве (____)

проехать по улице (____)

выбрались из чащи (____)

построил дачу (____)

работал на почте(____)

рассказ о книге(____)

идём по дороге(____)

читал о космосе(____)





Надо определить, в каких словосочета­ниях существительное употреблено в предложном падеже?

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».


Да Нет

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!