СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 8 классе

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием компетентностностного подхода в изучении предмета.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 8 классе»

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт информационных технологий «АЙТи»





Итоговая работа по программе

«Развитие профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций общего образования в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов»






Проект плана конспекта урока

ПО ХИМИИ

с позиции системно – деятельностного подхода и его анализа







Выполнил:

Томилова Марина Владимировна

Учитель химии

МАОУ СОШ № 39 города Тюмени



Тюмень, 2015 год


Класс 8


Тема: Соли как производные кислот и оснований


Тип урока: урок изучения нового знания


Цели:


Образовательная: способствовать формированию знаний обучающихся о солях как производных кислот и оснований;


Развивающая: развить представления обучающихся о классах неорганических соединений;


Воспитательная: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде;


Деятельностная: формирование у обучающихся умений определять соли на основе их состава; давать название солям; применять эти умения в нестандартных ситуациях;


Содержательная: расширить понятийную базу по классам неорганических соединений - ион, заряд иона, степень окисления элемента, кислотный остаток.


Задачи:

1. изучить состав и названия солей; продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента (предметный результат); 2. продолжить развивать умения: формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах. (метапредметный результат); 3. сформировать умения управлять своей учебной деятельностью, помочь в подготовке к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории (личностный результат).


Методы и методические приемы: проблемный, эвристический, наглядный.


Формы работы обучающихся: коллективная, групповая


Оборудование и реактивы для учителя: ноутбук, проектор мультимедийный; образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос.


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Приёмы, УУД

1.Организационный этап

Организовать процесс изучения новых знаний. Активизация обучающихся.

Приветствует обучающихся.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Личностные УУД: смыслообразование

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Учитель организует работу в группах (приложение1)

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Работают в группах. Личностные УУД:

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Коммуникативное УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме)


3. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Задает вопросы. (приложение2)

Представляет результаты обсуждения вопросов. Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Отвечают на вопросы. Коммуникативное УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Выявления места и причины затруднения

Организовать осмысление восприятие новой информации.

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока (приложение 3)

Показывает ЭОР, демонстрирует образцы солей.

Участвуют в беседе, формулирую выводы, делают записи в тетради.

Предлагают варианты целеполаганий. Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу

Регулятивные УУД:

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы


5. Построения проекта выхода из затруднения

Вызвать эмоциональный настрой познавательный интерес к теме.

Знакомит с алгоритмом составления формул и названия солей (раздает каждому обучающемуся (приложение 4). Объясняет составление формул и названий солей на примерах сульфида алюминия и фосфата кальция.


Выбирают самостоятельно варианты работы.

Работают с учебником §21стр.113 №1 Познавательные УУД: Умение работать с текстом.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе

6. Первичное закрепления с проговариванием во внешней речи

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Организует работу учащихся в парах, в группах для проговаривания материала.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану. Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. Объясняют, анализируют, формулируют.

Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) солей, их растворимости.

Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путём их устранения и совершенствования.

Организует самостоятельную работу (приложение 5)

Предъявляет результаты самостоятельной работы в группах, осуществляет контроль ( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по испралению допущенных ошибок.

Записывают в тетрадях.

Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого)

Применяют знания на практике.

Регулятивные УУД:

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

8. Включения в систему знаний и повторения

Совершенствования знаний и умений и их коррекция.

Предлагает выполнить задание на стр.113 №2 и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Осуществляют коррекцию знаний и умений, взаимоконтроль заданий.

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в тетрадях.

Перечисляют критерии оценивания.

Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).

Регулятивные УУД:

Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывает домашнее задание на доске: §21 стр.113 №3, поясняет на что обратить внимание

Записывают домашнее задание с учётом индивидуальных потребностей.

Регулятивные УУД:

Уметь выбрать задание по силам.

Коммуникативные УУД:

Планирование сотрудничества с учителем.



10. Рефлексия деятельности самооценка обучающегося (своих действий, интереса к изучаемому, отношения к виду учебной деятельности)

Организовать самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. Подвести итог проделанной работы на уроке.

Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели?

Побуждает оценить свою деятельность на уроке (приложение 6)

Анализирует свою деятельность на уроке. Осуществляет самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Проводят рефлексию.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

Познавательные УУД: Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)



































Приложение 1

I группа (I ряд) – специалисты по оксидам, II группа (II ряд) – специалисты по основаниям, III группа (III ряд) – специалисты по кислотам. Всем обучающимся выдаются цветные листы контроля знаний с немыми (без формул) схемами, отражающими классификации оксидов (I группа), оснований (II группа), кислот (III группа).Игра «Чёрный ящик»

- Задание: распределите по классам формулы указанных веществ(формулы написаны на доске)

- Какие вещества называются оксидами? Ответ: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.

- Назовите выделенные оксиды. Ответ: Al2O3 - оксид алюминия, SO3 - оксид серы (VI), MgO – оксид магния.

- Какие вещества называются основаниями? Ответ: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-

- Назовите выделенные основания. Ответ: Cu(OH)2 – гидроксид меди (II), NaOH – гидроксид натрия, Al(OH)3 – гидроксид алюминия, Ba(OH)2 – гидроксид бария.

- Какие вещества называются кислотами? Ответ: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.

- Как называются выделенные вами кислоты? Ответ: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота.
















Приложение 2

Фронтальная беседа по вопросам или закончите фразу и аргументируйте:

1. Какие формулы соединений ни одна группа не выбрала? Ответ: NaCl, CaCO3, CuSO4

2.Почему? Ответ: они не подходят по определению ни к одному из изученных классов.

3. Какой состав у этих веществ? Ответ: Состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков.

4. В каких из изученных классов соединений есть эти составные части? Ответ: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.

5.Можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества? Ответ: видимо, да.

6. Какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Ответ: не известно





























Приложение 3

О каком веществе идет речь?

Семь тысяч лет назад на дне высохшего древнего моря люди обнаружили залежи белого кристаллического вещества. И, конечно же, попробовали применить его в своем нехитром хозяйстве. Вещество оказалась не только пригодным в пищу – оно делало еду намного вкуснее. А приправленное им мясо и рыба переставали портиться, что было для древних людей настоящим чудом. Неудивительно, что языческие народы стали почитать это вещество как святыню. Позднее они научились получать его из морской воды, но от этого не перестали верить в магические свойства белого вещества, которое залечивало раны, восстанавливало силы и отпугивало врагов – ведь на полях, посыпанных этим веществом , ничего не росло! Уже тогда люди почувствовали мощную энергетику неизвестного вещества, но еще не умели с ним обращаться, поэтому боялись и преклонялись перед этим загадочным веществом.

В античные времена это вещество ценилась так высоко, что служило денежным эквивалентом: им платили жалованье римским солдатам-легионерам. Об этом до сих пор напоминает английское слово «salary», что значит «заработная плата». А в Древнем Китае из вещества делали настоящие деньги – монеты-лепешки, выпеченные из теста, на которые накладывалось клеймо императора. В Абиссинии за четыре куска этого вещества можно было купить раба. А на Руси можно было заплатить за купленную вещь.

Неизвестное вещество, подаренное людям самой Землей, было оценено ими по достоинству. Хлебом и этим веществом встречали добрых гостей, без него не обходился ни один народный обряд, ни один праздник.

Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.


Ответ: соль

В данном случае: поваренная соль - NaCl


Существуют и другие соли – минеральные, у которых другой химический состав. Источники минеральных вод тоже посылает нам мать-земля. Оздоровительное действие минеральных ванн объяснятся не только химическим составом этих солей, но и их энергетикой. Самую же сильную энергию имеет каменная соль, добытая из недр Земли. Например: мел. мрамор, известняк. кораллы - в их состав входят соли.













Показывает ЭОР

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c08/75663/?interface=pupil&class=50&subject=31





































Приложение 4

Памятка

Алгоритм составления формул и названий солей

  1. Записываем ионы, из которых состоит соединение.

  2. Определяем заряды ионов.

  3. Находим наименьшее общее кратное для зарядов ионов.

  4. Делим наименьшее общее кратное на заряды ионов. Получаем индексы

  5. Составляем химическую формулу, вписывая индексы.



Название соли = название кисл. ост-ка + название металла + ст. окисл. мет.

(в родительном падеже)























Приложение 5

Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей


K

Mg

Al

Азотная кислота




Серная кислота




Фосфорная кислота


































Приложение 6

Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде

1. На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен

3. Мое настроение стало лучше/стало хуже


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!