СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Важнейшие представители газов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для обучающихся 11 класса к учебнику Габриеляна

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Важнейшие представители газов"»

Тема: Важнейшие представители газов

Цель: систематизация знаний о газообразных веществах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и скорректировать знания о газообразных веществах, их способах получения и распознавания.

  2. Повторить химические свойства важнейших представителей газов: водорода, кислорода, аммиака, ацетилена, метана.

Развивающие:

  1. Развивать общеучебные навыки и умения: умение работать по плану, умение работать с текстом.

  2. Развивать умение выделять главное и обосновывать выводы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру умственного труда.

  2. Воспитывать ответственность, дисциплинированность.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Орг. момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Отметить отсутствующих.

Дежурный докладывает об отсутствующих.


2. Проверка ранее изученного материала.

Работа по карточкам.

1. Опишите лабораторные способы получения газов. Подтвердите уравнением реакции.

2. Опишите способы собирания газов и способы доказательства, что именно этот газ собран.

Вариант 1. Водород

Вариант 2. Кислород

Вариант 3. Углекислый газ.

Вариант 4. Аммиак.

?Найдите в параграфе 8 стр. 67 Что такое парниковый эффект и опишите это явление.

Работают по карточкам.

Задания с ?.

3. Актуализация знаний

Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.

Домашним заданием у вас была таблица. Проверим ее заполнение. О каких газах идет речь.

Записываем тему урока: Важнейшие представители газообразных веществ.

Беседа по таблице.


4. Изучение нового материала

1. Вспомним физические свойства газообразных веществ.

2. Заполним таблицу по составу воздуха (Приложение 1). (Таблица на доске)






Работа с параграфом 8. Что такое парниковый эффект?



Используя дополнительные источник (чтение по цепочке и осмысленный пересказ)и заполняют таблицу


Записывают в тетрадь что такое парниковый эффект. Обсуждение этого явления.


5. Закрепление

Решение упражнений 3 и 4 стр. 79

Один у доски, остальные в тетради.


6. Домашнее задание

Пар. 8 упр. 13 стр. 79. Дополнительно: упр. 14 стр. 79



7. Итог урока

Выставление оценок.









Таблица. Состав воздуха

Компоненты воздуха

% состав

Значение компонента

Изменяется ли содержание компонента

O2

20%

Жизненно необходим, дышит все живое, идет горение и окисление и т.д.

N2

78%

Низкая реакционная способность

const

CO2

0,03%

Лежит под ногами в виде мела и известняка

O3

20 км

Защищает все живое от губительных космических лучей

Ar

1%

Инертен

Другие газы

Чаще вредные и ядовитые




















Приложение 1.

Таблица. Состав воздуха

Компоненты воздуха

% состав

Значение компонента

Изменяется ли содержание компонента

O2




N2




CO2




O3




Ar




Другие газы




Воздух

Когда вы выходите на свежий воздух, вы погружаетесь в океан газа. Как в любом газе, молекулы находятся в безостановочном движении. Молекулы мчатся в пространстве со скоростью звука, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в разных направлениях. Беспрерывные удары множества молекул о поверхность любого тела воспринимаются как постоянное давление, равное на уровне моря 1 кг/см2 . В спокойный летний день или тихой домашней обстановке вы фактически располагаетесь в центре невидимой и неощущаемой буре молекул. Когда дует ветер, поток молекул направлен преимущественно в одном направлении и именно его вы ощущаете, как порывы ветра. Иногда этот невидимый поток молекул настолько силен, сто он может валить деревья и разрушать постройки.
Пока далеко неясно, каким образом возникла земная атмосфера. Согласно общепринятой сейчас точки зрения, атмосфера сформировалась за счет выделения газов из горных пород и межпланетного газопылевого облака. Аналогичное выделение газов наблюдается при извержении вулканов. К настоящему времени из всех этих газов в больших количествах сохранился только азот.



Жизненно важным газом атмосферы Земли является кислород. Его содержание составляет 20% воздуха. Хотя кислород является одним из основных компонентов воздуха, в земной атмосфере он появился сравнительно недавно. В атмосфере молодой Земли кислорода не было. Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых фотосинтезирующих клето5к, известных под названием сине-зеленых водорослей. И когда-то кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм жизни. Кислород очень реакционноспособен. Если молекулу кислорода разорвать, то получающиеся атомы могут образовывать прочные связи с другими элементами.



Азот – самый распространенный в атмосфере газ. На его долю приходится 78% атмосферы Земли, так что примерно три четверти вдыхаемого нами воздуха составляет азот. Весь этот азот образовался путем выделения из горных пород, однако в отличие от водорода молекулы азота слишком тяжелы и обладают слишком малой скоростью, чтобы они смогли преодолеть земное притяжение, кроме того молекулы азота малореакционноспособны и поэтому не могут соединяться с другими веществами. В результате в атмосфере в течение очень длительного времени сохраняется высокое содержание азота. Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода воздуха. Если бы в земной атмосфере не было азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным-давно сгорела бы вся растительность.



В состав атмосферы также входит углекислый газ – это газ, который мы выдыхаем. На его долю приходится 0,03%. По содержанию он занимает четвертое место, а в атмосферах Марса и Венеры он является основным компонентом. Это основной компонент не только дыхания, но и горения. Когда-то в атмосфере Земли тоже было много углекислого газа, но затем он постепенно растворялся в океанах и в наше время большая часть атмосферного углекислого газа лежит у нас под ногами в виде мела и известняка. В атмосфере углекислый газ выполняет роль ловушки инфракрасного излучения нагретой земной поверхности. Солнечный свет, доходя до поверхности Земли, нагревает ее. Нагреваясь, земная атмосфера испускает инфракрасные лучи, которые уже не смогут уйти в космическое пространство, потому что их поглощают молекулы углекислого газа. Таким образом, атмосфера нагревается: этот процесс называют “парниковым эффектом”.



В одном из верхних слоев атмосферы присутствует газ озон. Толщина, так называемого “ озонового слоя”, составляет примерно 20 км. Если весь озон собрать, то образуется слой около 3 мм. Этот газ образуется из молекул кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца. Образовавшиеся молекулы озона поглощают ультрафиолетовое излучение и при этом разрушаются, превращаясь в кислород. Таким образом, как в процессе образования озона, так и в ходе его разложения поглощается ультрафиолетовое излучение и тем самым обеспечивается защита организмов, находящихся на поверхности Земли. При прохождении через озоновый слой ультрафиолетовое излучение ослабевает в 10 в тридцатой степени раз.
Еще одним компонентом атмосферы является газ аргон. По содержанию в воздухе аргон занимает третье место, в воздухе, которым мы дышим, содержится около 1% аргона. Именно в силу своей инертности аргон существует в воздухе в идее отдельных атомов. Он поступает в атмосферу из недр Земли. Этот процесс продолжается постоянно, поэтому концентрация аргона медленно возрастает.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!