СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. Виды глагола.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с разделением глаголов на виды по вопросам; формирование умений определять вид глаголов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. Виды глагола.»

Виды глагола.

Цель: познакомить обучающихся с разделением глаголов на виды по вопросам; формирование умений определять вид глаголов.

Ход урока.

I.Оргмомент. Слайд 2II.Проверка домашнего задания: стих-е Н.Рыленкова наизусть, проверка орфограмм.

На доброе слово не надо скупиться.

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

Нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Слайд III.Словарная работа проводится в виде соревнования: кто быстрее найдёт “адрес” слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать.

А девизом к нашему уроку будут слова Н.Заболоцкого: « Слова должны обн..мать и л..скать друг друга, образовывать живые г..рлянды и х..роводы, они должны петь, трубить и плакать.»

Доп-но (для тех, кто быстрее выполнил словарную работу: разобрать глаголы по составу.Обнимать, ласкать, образовывать, петь, трубить, плакать.

IV.Лингвистический футбол. Ученик приглашается к доске –«встаёт на ворота», учащиеся задают вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.Учащиеся задают вопросы по теме «Глагол.»

V.Объяснение нового материала. 1.Работа с текстом.

Апрель - настоящий водолей. Заиграли талой в..дой овра…ки.

М…росит на сне… первый весе…ий дождик. Широко разл…лись лужи и равод…я в низинах. Трогают…ся вешние воды. Идёт лёд.

-Что в этом тексте показывает нам автор?

-К какому стилю можно отнести данный текст.

-Определите тип речи.

( дети выписывают глаголы столбиком, задают к ним вопросы, объясняют написание пропущенных орфограмм).

Моросит (что делает?)

заиграли (что сделали?)

разлились (что сделали?)

трогаются (что делают?)

Доп-но: - Объясните постановку тире в 1-м предложении.

- Ребята, почему одни глаголы отвечают на вопрос что делать?, другие – что сделать?

Это различные группы, категории глаголов, в русском языке их называют виды. Запись темы урока.

2.Работа с иллюстрацией учебника стр.109.

- Какова разница в значении выделенных глаголов?

- На какие вопросы они отвечают?

Первый глагол – решал – несовершенного вида; второй – решил – совершенного вида.

- Какой из этих глаголов подчёркивает достижение результата действий, а какой обозначает процесс самого действия?

3. Два вида глагола пришли к нам на урок, чтобы помочь разобраться в значениях и вопросах глагола. И они хотят нам представиться.

Глагол совершенного вида:Я глагола вид совершенный,
И ничуть я, ребята, не вредный.
Вы вопрос “что сделать?” скажите,
Так меня везде отличите.- Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?

Глагол несовершенного вида:А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И голову мне не ломайте.

- Второй вид несовершенный. На какой вопрос он отвечает?

- Какой буквой отличаются вопросы глаголов сов. и несов. вида?

- Какая это часть слова?

4. Работа с таблицей учебника стр.109.

- В каком столбике выделенные глаголы – совершенного вида, а в каком – несовершенного?

- У глаголов какого вида есть только два времени?

- Как вы думаете почему?

Физминутка. Утром стрекоза проснулась,Потянулась, улыбнулась. Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела.

VI.Закрепление.1.Распределительный диктант. Класс делится на 2 команды, каждой команде - карточки с одинаковым набором слов.

1-я ком.(девочки) складывает в корзину глаголы несов. вида, 2-я ком.(мальчики) глаголы сов.вида.

Решил решал запел говорю договорю пел объединю нести объединяю сдал

вынести прыгаю прыгну сдавал шагнуть шагать посеять сеять кошу накошу


2. Четвертое лишнее.

А.Загадать, бросить, давать, прийти

Б.Повторить, повторять, повториться, притвориться.


3.Литературные персонажи.

- К нам пожаловали гости. Кто они? (литературные герои).

Давайте подберём к иллюстрациям соответствующие отрывки.

-Выпишите глаголы, определите их вид.

1-я ком.(девочки)- глаголы сов.вида. 2-я ком.(мальчики)- глаголы несов.вида.


1)Поклажа бы для них казалась и легка,

да лебедь рвётся в облака,

рак пятится назад, а щука тянет в воду.


2)Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши,встала.

И рылом подрывать у Дуба корни стала.


3)Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.

Совершенный вид Несовершенный вид
наелась казалась
выспалась рвётся
встала пятится
стала тянет
пропела подрывать
оглянуться катит
не успела

7. Вывод.

8. Д/з: § 111

Упр.638, нарисовать иллюстрацию-ассоциацию по изученной теме или написать мини-сочинение о нашей реке, используя глаголы сов. и несов.вида.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!