СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Виды корней. Типы корневых систем"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Виды корней. Типы корневых систем"»

ДАГЕСТАНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра естественно – научного образования









Разработка урока биологии

на тему:

«Виды корней и типы корневых систем»

7 класс



Выполнила: Билалова Хава Газиявовна –

учитель биологии МКОУ

«Дылымская гимназия

имени М.Салимгереева»

Казбековского района









Махачкала, 2018 г.

Тема урока: Виды корней и типы корневых систем.

Цель: создание условий для формирования понятия корень, корневые системы, как о вегетативном органе.

Задачи:

Образовательные: изучить строение и функции корня, виды корней и типы корневых систем; сформировать представление о многофункциональности корня.

Развивающие: научить сравнивать типы корневых систем, распознавать виды корней и типы корневых систем, делать выводы.

Воспитательные: показать значимость корневой системы для растения; воспитать бережное отношение к растениям и природе в целом.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение и функции корня, виды корней, типы корневых систем.

Метапредметные: уметь сравнивать, работать в парах, применять полученные знания в практической деятельности.

Личностные: понимать значимость корня, корневых систем в жизни растений.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, интерактивная доска, презентация, инструкции к лабораторной работе.

Основные понятия: главный, боковой, придаточный корни, мочковатая и стержневая корневые системы, геотропизм.



Ход урока:

  1. Организационный момент: Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих. Учитель настраивает учащихся на активную работу на уроке.

  • Предлагаю вам выбрать лицо смайлика, эмоция которого будет помогать вам работать на уроке (эмоция радости). Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь.

  • Давайте постараемся, чтобы наш урок прошел с пользой. Я уверена, у нас все получится!



  1. Проверка домашнего задания:

- фронтальный опрос по вопросам:

а) какие растения имеют семена?

б) какова роль семян в жизни растений?

в) какие преимущества имеют семена перед спорами?


- графический диктант по теме «Семя»

1.Семена образуются у всех растений на Земле.

2.Семена созревают в плодах.

3.Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.

4.Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.

5.Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.

6.Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.

7.Эндосперм содержит запас питательных  веществ.

8.В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.

9.В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.

10.В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

Ключ: 1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

-  +  -   +   +   -   +   +   +   +


  1. Изучение нового материала:

Актуализация знаний: Прослушайте стихотворение и попробуйте сказать какова тема нашего урока, о чём мы будем говорить, что нового мы узнаем.

Стихотворение В.Жака.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!


Анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова главная мысль стихотворения?

  • Можем  ли мы из прочитанного сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся формулируют тему и цели урока.

  • Все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Растения выполняют космическую роль – выделяют кислород, которым дышат все живые организмы; они защищают от шума, поглощают пыль, укрепляют почву своими корнями, выделяют фитонциды – особые вещества, которые убивают микробов).

  • Как мы должны относиться к природе в частности к растениям? (ответы учащихся)

  • Для изучения нового материала я начну со стиха.

Как ни тонок, неприметен 
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете 
Без него любой цветок!

(В.Жак)

  • Каким органом является корень?

  • Верно, корень – вегетативный орган растения.

  • Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

  • Как вы думаете, каковы основные функции корня?



Работа с текстом учебника:

  • Для формирования знаний о функции корня, найдите в тексте учебника об этом статью (параграф 20 стр. 68, пункт 1),  познакомьтесь с функциями  корня. 

Функции корня:

1.Опорная.  Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно! Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана! Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепки. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать! А ведь корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь.

2. Минеральное питание растения.  Вы знаете, что комнатные растения или растения на грядках, клумбах необходимо поливать и иногда подкармливать. Вода и питательные вещества поступают в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

3. Запасает вещества.  Вы знаете, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.


  • Что же такое корень? (дайте определение)

  • Корень –  это вегетативный орган, который растёт в земле, обладает неограниченным ростом.

Формируем понятие геотропизм - рост корня к центру земли.


  • Где вы ещё могли слышать слово “корень”?

Русский язык: корень – основная часть слова.

Математика: корень уравнения.        

Биология: часть волоса, зуба, ногтя.

  • Как вы понимаете выражение:

«Смотреть в корень», «Уезжать нам некуда, наши корни здесь!»

  • Теперь мы должны разобрать,  какие же бывают корни.

Работа с натуральными объектами.

  • Посмотрите, существует три вида корней: самый толстый - главный, от него отходят боковые, а от стебля придаточные.

В иды корней


главные            придаточные            боковые

развивается из         образуются отходят от главного

зародышевого корешка на стеблях             и придаточного корня


  • Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система, где имеется главный корень, называется стрежневой. От слова «Стержень».

  • А здесь все корни одинаковые и образуют мочковатую корневую систему. Зарисуем типы корневых систем.

К орневые системы

Стержневая                                 Мочковатая

(встречается у                                    (встречается у

двудольных растений)                    однодольный растений)



Игра «Отгадай!». Внимание на экран!

  • Назови растение и определи тип корневой системы.


  • Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы растений и различать виды корней, проведем лабораторную работу.



Лабораторная работа

«Изучение внешнего строения корней. Рассмотрение видов корней и типов корневых систем у растений»

Цель: научиться различать виды корней и типы корневых систем у однодольных и двудольных растений.

Оборудование: гербарий, раздаточные карточки

Ход работы:

1.Рассмотри гербарии. Зарисуй корневую систему и подпиши виды корней.

2.Зарисуй и подпиши типы корневых систем. 

3.Заполни таблицу: 

Растение

Тип корневой системы

Виды корней

1



2



3



4





4. Вывод: ответь на вопросы:

  • Какие типы корневых систем различают?

  • Чем они отличаются?

  • Чем схожи?

Физминутка:

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.



  1. Закрепление:

  • Соберите  таблицу: учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная работа).

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

Г

В

Д

Ж

Е





Основные понятия         

Определение понятий

1.Корни

А) подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

2.Корневая система

Б) система всех корней растений

3.Главный корень

Г) корень, уходящий в почву глубже всех

4.Боковые корни

В) корни, отходящие по бокам от главного и  придаточных корней

5.Придаточные корни

Д) корни, отходящие по бокам от стебля

6.Стержневая корневая система

Ж) система, состоящая из главного и боковых корней

7.Мочковата корневая система        

Е) система, состоящая из придаточных и боковых корней



  • Оцените себя: Если справились без проблем- 5; одна ошибка – 4; две ошибки – 3    



  1. Домашнее задание: параграф № 20

Творческое задание: сочинить стихи или загадки о корнях, корневых системах.



  1. Итоги урока:

  • Что же мы с вами узнали сегодня на уроке?

  • Вспомним цель урока. Достигли или нет?

  • Какой вывод мы можем сделать по результатам нашего урока.



  1. Рефлексия

В случае согласия с утверждением поставьте напротив него знак «+».

  1. Я узнал (а) много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над, чем подумать.

  4. На все возникшие у меня вопросы я получил (а) ответы.

  5. На уроке я поработал (а) добросовестно.



- Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.