Конспект открытого урока по теме: «Внутреннее строение Земли», 6-й класс.
Купеева Ирина Славиковна, учитель географии
Цель: сформировать общие представления о внутреннем строении Земли и земной коре. Познакомить с понятиями «атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера».
Задачи: создать условия для изучения внутреннего строения Земли. Концентрировать внимание и память. Развивать умение работать самостоятельно с учебником, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: атласы, физическая карта мира, модель «Внутреннее строение Земли»,таблица «Внутреннее строение Земли», компьютер, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
2.Изучение нового материала.
Запишем тему нашего урока, но…
Постановка проблемы:
Но, к нам проник шпион с другой планеты, который пытается украсть новейшие научные разработки, поэтому тему урока мне пришлось зашифровать. Ваша задача ? (расставить цифры по порядку)
И Т Л С Е О Ф Р А
2 3 1 5 7 4 6 8 9
Жизнь человека никогда не должна проходить бесследно, и чтобы оставить свой след, нужно стремиться к определенной цели.
Чтобы наш урок не прошел бесследно, мы должны поставить цель.
Ученики записывают в тетрадях цель урока (моя цель…).
Зачитать несколько целей вслух.
Как вы думаете, в каких случаях цель будет достигнута? (слушать, отвечать, работать)
Итак, изучая Землю ученые пришли к выводу, что наша планета состоит из оболочек Земли. А что же это такое?
Выполнить 1шаг
(Откройте учебник на стр.184, словарь и запишите определение ). Оболочки Земли это____________________________________________________________________
А оболочка Земли не одна, их несколько.
Какие это оболочки?
Выполнить 2шаг: Но помните, у каждого ряда своя задача:
1ряд: в параграфе найдите и запишите названия всех оболочек.
2ряд: найдите, что в переводе с греческого обозначают названия оболочек.
3ряд: найдите, что входит в состав каждой оболочки.
Обсудить задание.
Как вы думаете, как называется оболочка Земли по которой мы ходим? (Литосфера).
Почему? (твердая)
Мы начинаем изучать 1оболочку – литосферу.
Литосферу мы начнем изучать с внутреннего строения.
Почему внутреннего? (невидимое)
Посмотрите друг на друга. Можете описать внешность друг друга?
А как узнать внутренние органы? ( УЗИ)
Сегодня мы исследуем внутреннее строение Земли.Ученые по обработанным данным создали модель Земли (показываю яйцо).
Что это?
Представьте себе, мы первый раз видим яйцо. Как узнать что внутри?(очистить)
Выполнить 3 шаг: очистить яйцо, разделить на части и выделить названия.
Посмотрите у меня на доске записаны все слои Земли.
Задача: к строению яйца подобрать строение Земли.
Яйцо - Земля
Скорлупа - Земная кора (Почему?) твердая
Белок – Мантия (Почему?) самая объемная, защищающая ядро
Желток – Ядро (Почему?) форма
Выполнить 4шаг: по рядам, в параграфе найдите:
1ряд – земная кора, чему равна толщина земной коры под равнинами и горами?
Это твёрдая оболочка, от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Делится на 2 типа:
2ряд – мантия (мантия (от греческого "Мантия" -плащ, покрывало).Толщина мантии достигает 2900км. Ученые предполагают, что она пластичная, раскаленная).
3ряд – Ядро (ядро небольшое, но очень плотное и разогрето до 6 000 градусов)
Обсудить задание.
Человек давно исследует внешние оболочки Земли, а внутреннее строение изучено гораздо меньше. Почему? Потому что самым сверхглубоким оборудованием можно пробурить скважину лишь на глубину до 15км.
Физминутка.
Первичное закрепление.
– Из каких оболочек состоит Земля?
Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но, не ядро от пушки.
Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.
Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!
Закрепление, на доске тест:
Определите, о какой оболочке Земли идет речь:
А) ближе всего к центру Земли?
Б) состоит из материковой и океанической частей, толщина от 5 до 70 км?
B) в переводе с латыни «покрывало» ?
Г) температура вещества около 6 тыс. градусов?
Д) верхняя оболочка Земли?
Е) толщина около 2900 км?
Ж) состояние вещества особое: твердое и пластичное?
Ключ: А)3, Б)1, В)2, Г)3, Д)1, Е)2, Ж)2
1. земная кора 2. мантия 3.ядро
Подведение итогов. Выставление оценок.
Д\З: § 14, нарисовать свою модель Земли.