СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутреннее строение Земли

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Внутреннее строение Земли".

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли»

6 класс

«Внутреннее строение Земли»

Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку).

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Садитесь. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка.

2. Актуализация знаний.

Интеллектуальная разминка

Изучив географию, 5-6 класса вы узнаете о каждой из оболочек Земли более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с твердой оболочки Земли.

Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли.

Сегодня мы с вами осуществим необычное воображаемое путешествие к центру Земли, правда, задолго до нас, еще в 19 веке, воображаемое путешествие описал в своем романе Жюль Верн. Я настоятельно рекомендую вам прочитать этот роман.

Давайте запишем дату нашего путешествия.

Тематикой нашего путешествия будет «Земная кора – верхняя часть литосферы».

За все время путешествия мы с вами должны определить, из каких слоев состоит наша планета, выявить отличительные особенности каждого из слоев; сформируем знания о типах земной коры. Продолжим развивать умения анализировать и систематизировать учебный материал.

3.Мотивация.

Прием «Фантастическая добавка»

 Ребята мне довелось быть свидетелем такого случая. Я сейчас его вам зачитаю, а вы внимательно слушаете, так как затем я задам вам вопросы. Читаю рассказ. «Конфета Земля».

Рассказ «Конфета Земля»

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

4.Изучение нового материала.

Давайте с вами убедимся в том, что Земля похожа на конфету с ядром - орешком, сливочной начинкой и шоколадной глазурью – земной корой. Вперед, в путешествие!

Первая станция нашего путешествия называется «Всезнайка».

Давайте определим, какое строение имеет наше планета.

Работа с рисунком на стр. 57. Рис.28

Откройте страницу 57, посмотрите на рисунок 28 и ответьте на вопросы:

  • Каково внутреннее строение Земли?

  • Из скольких частей состоит наша Планета? (3 составные части: земная кора, мантия и ядро)

  • Ядро состоит из…

  • Почему мантию называют основной частью Земли? (занимает основную часть).

  • Как изменяется температура в недрах Земли. (При движении внутрь Земли температура повышается.)

З апомните! Начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.





Самостоятельная работа

Для того, что бы продолжить наше путешествие, нам нужно определить особенности каждого из слоев Земли, поэтому у меня для вас будет задание.

Работа в малых группах по рядам.

Используя текст учебника на стр. 57-58, заполните таблицу.


Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд Ядро





2ряд Мантия





3ряд. Земная кора

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________






Строение

земной коры





Проверка заполнения 1 части таблицы.

  • Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?


- Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.

Ну что же, мы выяснили, из каких слоев состоит наша планета, рассмотрели особенности каждого из слоев, теперь можно продолжать дальше наше путешествие и следующая остановка - станция «Эврика».

Что же называют Литосферой?

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар.

Поисковая работа.

Задание. Найдите в учебнике определение понятию «Литосфера».

Итак, литосфера – это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

Мы преодолели большую часть нашего маршрута и потратили столько сил, что нам нужно зарядиться энергией для дальнейшего путешествия.

Физкультминутка.

Трудный путь ждет впереди,

Ну-ка, друг, подзарядись.

Попроси у солнца силы,

И прогнись скорей красиво.

Словно море ты взбодрись,

И к траве ты наклонись.

А теперь давай скорей

Ты запрыгай веселей.

Глазки влево, глазки вправо,

Глазки вниз и глазки вверх,

И тогда дружок в учебе

Ждет всегда тебя успех.

Мы продолжаем наше воображаемое путешествие. И следующая остановка станция «Знатоки»

  • Что такое литосфера?

Литосфера – земная кора и верхняя часть мантии.

Земная кора (верхняя часть литосферы) в свою очередь делится на материковую (континентальную) и океаническую.

  • Как вы думаете, земная кора во всех частях нашей планеты одинаковая?

Нет.

Давайте выясним, в каких частях нашей планеты земная кора будет мощнее.

Прочтение вслух последнего абзаца.

А теперь давайте, заполним 2 часть таблицы.

– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?

– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.


- Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

- Сейсмический метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф

  • Как вы думаете, для чего необходимо изучать строение Земли? 

Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

Ребята, а вот теперь мы с вами все быстрее приближаемся к завершению нашего путешествия.

И конечная станция нашего маршрута называется «Эрудит».

Закрепление.

Прием «Географическая почта». Устно

На карточках зашифрованы основные понятия.

Ядро

Находится в особом состоянии, обладая свойствами жидкого и твердого тела, температура 2000 С.

Мантия

Твердая оболочка нашей планеты.

Земная кора

Состоит из 2 частей, температура 6000 С.

Прием «Угадайка».

Ваша задача по описанию назвать типы земной коры.

Это тип земной коры состоит из 3 слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Его мощность в среднем 35 км.

Это тип земной коры состоит из 2 слоев: осадочного и базальтового. Его мощность достигает 5 – 10 км.

Итог урока.

Вопросы из волшебного сундучка.

  • Из каких слоев состоит планета Земля?

  • Что называют литосферой?

  • Как называют самый большой слой нашей планеты?

  • Как называют твердую оболочку Земли?

  • Назовите типы земной коры?

  • Из каких слоев состоит материковая земная кора?

  • Из каких слоев состоит океаническая земная кора?

Оценивание учащихся. Рефлексия. Домашнее задание.

Д/З: № 9 изучить, нарисовать рисунок 28 стр. 57 в тетрадь.


Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, возможно ли на самом деле путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет) 
– Почему? (Давление, температура)

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, методы изучения и литосферу.

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!