СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Закон Авогадро"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие новых знаний дает возможность обучающимся самостоятельно "открыть" закон.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Закон Авогадро"»

Урок химии в 8 классе

Урок №____________

Дата:_______________


Тема: «Закон Авогадро. Молярный объём газов»

Цель: сформировать понятие «молярный объем газов», раскрыть суть закона Авогадро, научить решать расчетные задачи.

Задачи:

образовательная: научить вычислять молярный объем газа по известной массе, количеству вещества;

развивающая: уметь применять и преобразовывать схемы для решения учебной задачи;

воспитательная: воспитывать интерес к химии как науке через связь с жизнью.

Тип урока: урок изучения нового.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, куб со стороной ≈ 28 см., варианты тестовых заданий, таблица с зданием.

Ход урока:

"Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью"

Л.Н.Толстой



  1. Организационный этап.

  2. Повторение пройденного материала (выполнение тестовой работы, Приложение 1).

  3. Мотивация учебной деятельности.

В 1811 году известным итальянским ученым был сформулирован закон – очень важный для развития химии как науки. Сейчас этот закон носит его имя. Попробуйте определить фамилию ученого, используя подсказки:
1. Его именем назван кратер на Луне.

2. Этот химик впервые ввел понятие про молекулу как наименьшую частицу вещества, способную к самостоятельному существованию.

3. Его именем названа постоянная, которая показывает число структурных частиц в 1 моль вещества и она равна 6,02*1023.

Да, действительно, речь идет об Амедео Авогадро. Несмотря на значимость его вклада в науку и всемирную известность, ученый вел достаточно скромный образ жизни, был многодетным отцом и глубоко верующим человеком. В отличие от многих значимых в обществе персон, он презирал роскошь, богатство, славу. Возможно, именно в связи с такой нелюбовью ко всему светскому детали его биографии до сих пор остаются неизвестными — несоразмерно его вкладу в науку и развитие цивилизации.

Во многом именно благодаря открытиям Амедео Авогадро химия и физика достигли современного уровня развития. Сделанные им выводы известны всему миру и внесены в основы естественных наук. В то время как о жизни такого значимого человека известно мало. Вероятно, причиной этому стали особенности его характера и мировоззрения.

Стоит отметить, что при жизни значительная часть достижений итальянца какое-то время оставалась недооцененной. Вот и его стройная гипотеза была опровергнута другим известным ученым, обладавшим непревзойденным авторитетом в науке – Я. Берцелиусом, как не соответствующая экспериментальным данным.

  1. Изучение нового материала.

На доске написано незаконченное предложение

«В … объемах … газов при одинаковых условиях (температуре и давлении) содержится … число молекул».

Итак, тема сегодняшнего урока «Закон Авогадро. Молярный объём газов».

Определение целей урока – за отведенное нам на урок время восстановить историческую несправедливость, вновь открыв закон Авогадро.

Мы уже говорили с вами о том, что в 1808 году французский ученый Ж.Л. Гей-Люссак сформулировал закон объемных отношений, согласно которому объёмы вступающих в реакцию и образующихся в результате реакции газов соотносятся как небольшие целые числа, которые совпадают с коэффициентами в уравнении реакции. Например:

N2 + 3H2 = 2NH3

1V 3V 2V

1 объем азота взаимодействует с 3 объемами водорода и образуется 2 объема аммиака.

Дети анализируют следующее уравнение реакции:

H2 + Cl2 = 2HCl

Вспомните, пожалуйста, что в уравнении реакции нам показывает количество вещества реагентов и продуктов? (Коэффициенты). Т.е. соотношение количества вещества нам показывают коэффициенты.

А сейчас давайте проанализируем два процесса (учитель вместе с обучающимися заполняют таблицы):

N2 + O2 = 2NO

V

1

1

2

n

1

1

2

NA

6,02*1023

6,02*1023

12,04*1023

2NO + O2 = 2NO2

V

2

1

2

n

2

1

2

NA

12,04*1023

6,02*1023

12,04*1023




Скажите, какие объемы кислорода и азота вступают в реакцию? (по 1V)

А каково соотношение количества вещества этих газов? (по 1 моль)

Сколько частиц содержится в 1 моль вещества? (6,02*1023)

А эти газы одинаковые? (нет, газы разные)

А какие объемы оксида азота (II) и оксида азота (IV) вступают в реакцию? (по 2V)

А чему равно их количество вещества по уравнению 2? (2 моль)

Сколько молекул каждого из газов содержится в 2 моль оксидов? (12,04*1023)

А газы одинаковые? (нет, газы разные)

Заполните пропуски во фразе, написанной на доске:

«В равных объемах разных газов при одинаковых условиях – (температуре и давлении) содержится одинаковое число молекул».

Поздравляю! Вы сформулировали закон Авогадро. Трудно представить, что такая стройная гипотеза была опровергнута научным миром.

Из рассмотренных уравнений видно, что коэффициенты химических реакций совпадают с количеством вещества и с объемами газообразных веществ.

Из закона Авогадро вытекает два следствия:

  1. Один моль любого газа при одинаковых условиях занимает один и тот же объем.

При нормальных условиях (н.у.), т.е. при температуре 273 К (0 градусов Цельсия) и давлении 101,3 кПа (1 атм.), 1 моль любого газа занимает объем, равный 22,4 л. Этот объем называют молярным объемом.

Т.о., объем 1 моль газообразного вещества называют молярным объемом.

Он обозначается Vm и измеряется в л/моль. Он был экспериментально измерен и равен 22,4 л/моль

Vm = 22,4 л/моль

Молярный объем можно рассчитать по формуле:

Откуда, ; V=пVт

  1. При постоянном давлении и температуре плотность газа определяется только его молярной массой.

О втором следствии из закона мы поговорим с вами более подробно на следующем уроке. А сегодня мы остановимся на следствии №1, которое показывает нам зависимость количества вещества от объема.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Практическое усвоение материала (решение задач на применение формул):

  1. Рассчитайте объем 1,5 моль кислорода.

  2. Рассчитайте объем 16 г. кислорода.

  3. Рассчитайте объем 24,08 *1023 кислорода.

  4. Какое количество вещества составляют 2,8л. углекислого газа?

  5. Самостоятельная работа. Заполнить таблицу:

Формула

m

n

V

N

M

NH3

68г.





Cl2



44,8л.



O3

144г.





O2


4 моль




CO2




9,03*1023


Дети заполняют только две строчки. Все расчеты полностью оформляются в тетради. Учитель консультирует обучающихся по возникающим вопросам.

  1. Рефлексия, выставление отметок.

Прием «Комплимент».

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок.



  1. Домашнее задание: Изучить параграф 38, выучить формулировку закона и следствия из него; заполнить оставшиеся три строчки таблицы.

  1. Тестовая работа

  2. Вариант 1

  1. Количество вещества:

  1. А) величина, которая показывает массу 1 моль вещества;

  2. Б) величина, равная отношению массы вещества к его солярной массе;

  3. В) масса вещества;

  4. Г) физическая величина, которая показывает число структурных частиц и имеет размерность «моль».

  1. Число 6,02*1023 является постоянной:

  1. А) Планка; Б) Авогадро;

  2. В) Гей-Люссака; В) Лавуазье

  3. 3. Какую массу имеют 3 моль Н2?

  4. А) 3г.; Б) 6 г;

  5. В) 4 г; Г) 2 г

  6. 4. Молярная масса - это физическая

  7. величина, которая определяется по

  8. формуле:

  9. А) M = n/m Б) M = n * m

  10. В)M = m/n

  11. 5. Молярная масса вещества это:

  12. А) относительная атомная масса;

  13. Б) относительная молекулярная масса;

  14. В) масса одной молекулы вещества;

  15. Г) масса одного моля вещества.

  16. 6. Молярная масса О3

  17. А) 16г/моль;

  18. Б) 32 г/моль;

  19. В) 48 г/моль;

  20. Г) 8 г/моль.

  21. Приложение 1

  22. Тестовая работа

  23. Вариант 2

  1. Термин «моль» ввел в химию:

  1. А) Ж. Пруст; Б) А. Авогадро;

  2. В) В. Оствальд; Г) И. Кант

  3. 2. Молярная масса численно равна:

  4. А) относительной молекулярной массе;

  5. Б) относительной атомной массе;

  6. В) количеству вещества;

  7. Г) массе молекулы.

  8. 3. Количество вещества обозначается символом:

  9. А) m;

  10. Б) n;

  11. В) NA;

  12. Г) N.

  13. 4. Единица измерения молярной массы:

  14. А) л / моль; В) л / г;

  15. Б) моль / г; Г) г / моль.

  16. 5. Определите количество вещества Н2, в котором содержится 18,06 · 1023 молекул:

  17. А) 0,2 моль; Б) 3 моль;

  18. В) 0,3 моль; Г) 1 моль.

  19. 6. Определите число молекул кислорода, содержащихся в 2 моль О2

  20. А) 1,204 · 1023;

  21. Б) 6,02 · 1023;

  22. В) 12,04 · 1023;

  23. Г) 0,602 · 1023.

  1. Формула

  1. m

  1. n

  1. V

  1. N

  1. M

  1. NH3

  1. 68г.

  1. Cl2

  1. 44,8л.

  1. O3

  1. 144г.

  1. O2

  1. 4 моль

  1. CO2

  1. 9,03*1023

    1. Формула

    1. m

    1. n

    1. V

    1. N

    1. M

    1. NH3

    1. 68г.

    1. Cl2

    1. 44,8л.

    1. O3

    1. 144г.

    1. O2

    1. 4 моль

    1. CO2

    1. 9,03*1023

    1. Формула

    1. m

    1. n

    1. V

    1. N

    1. M

    1. NH3

    1. 68г.

    1. Cl2

    1. 44,8л.

    1. O3

    1. 144г.

    1. O2

    1. 4 моль

    1. CO2

    1. 9,03*1023

    1. Формула

    1. m

    1. n

    1. V

    1. N

    1. M

    1. NH3

    1. 68г.

    1. Cl2

    1. 44,8л.

    1. O3

    1. 144г.

    1. O2

    1. 4 моль

    1. CO2

    1. 9,03*1023

    1. Формула

    1. m

    1. n

    1. V

    1. N

    1. M

    1. NH3

    1. 68г.

    1. Cl2

    1. 44,8л.

    1. O3

    1. 144г.

    1. O2

    1. 4 моль

    1. CO2

    1. 9,03*1023

    1. Формула

    1. m

    1. n

    1. V

    1. N

    1. M

    1. NH3

    1. 68г.

    1. Cl2

    1. 44,8л.

    1. O3

    1. 144г.

    1. O2

    1. 4 моль

    1. CO2

    1. 9,03*1023


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!