Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСНИ.»
04.10. ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАСНИ.
Цели деятельности учителя: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.
Планируемые результаты изучения темы: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
-Добрый день, дорогие друзья!
Вы, наверное, слышали такие выражения:
«Соловья баснями не кормят»,
«Хватит басни рассказывать»?
-Когда так говорят? Что общего у этих выражений? Какой смысл у слова басня?
2. Целеполагание.
- О чем пойдет речь на уроке? Определите цели урока.
- А как мы отличим басню от другого произведения?
3. Актуализация знаний.
На доске запись: «Басня – малый эпический жанр литературы»
- Как вы понимаете эти слова?
- что мы знаем о басне? (составляем кластер, в котором отражаются жанровые особенности басни)
Одним из старейших жанров (ganre (фр.) — вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп, много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, которого будут преследовать французские власти.
В России в жанре басни писали: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер, И. И. Дмитриев, И. А. Крылов. В наши дни в этом жанре продолжают работать С. Михалков, Л. Филатов и другие поэты.
II. Чтение статьи «Русские басни» (учебник, с. 57).
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
8. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.
- Что было самое интересное на уроке?
- Что было трудным?
- Кому скажем «спасибо»?
- Оцените работу каждого в группе. (обсуждают и выставляют оценку)
9. Домашнее задание (на выбор)
- выберите себе роль.
1.Художники нарисуют героев басен
2.Писатели попробуют сочинить басню.
3.Исследователи составят вопросы для викторины или кроссворд для будущих пятиклассников