«Знаки препинания в простом и сложном предложениях».
Цель урока: систематизировать знания о простом и сложном предложениях, повторить пунктуацию сложного предложения и простого осложненного предложения, пунктуацию в предложениях с прямой речью.
Ход урока
Организационный момент (Слайд 1) 2. Целеполагание- Давайте с вами прочитаем стихотворение.
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят
- Скажите, почему это стихотворение вызывает смех?
- Что в нем не так?
- Чего не хватает?
- Что нужно сделать, чтобы оно обрело смысл?
- Давайте расставим в стихотворении знаки препинания и проверим, что получилось.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке ? ( О знаках препинания).
- Сегодня мы вспомним и закрепим то, что изучили в течение года о знаках препинания. Где мы ставим знаки препинания? (В конце и середине предложения) А какие вы знаете предложения? (Простые и сложные, с прямой речью, с обращением)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Слайд 3)3.Актуалзация знаний-Запишите в тетради число, классная работа, тему урока: «Знаки препинания в простом и сложном предложениях».Игра «Что я знаю?» (Слайд 4)- Без знания правил невозможно выполнить письменные задания. Повторяем выученные правила. Задаем вопросы по разделу «Синтаксис и пунктуация». Выходят по два ученика из класса. Учащиеся по изучаемой теме задают вызванным ученикам по три вопроса. Ответили, выходят следующие учащиеся.
4. Практическая деятельность (Слайд 5)Выполняем схематический диктант. По одному выходим к доске, слушаем предложение и составляем схему озвученного предложения. Называем
-простое или сложное;
- чем осложнено простое предложение;
-если сложное, то вид сложного предложения;
1.Наступила весна прилетели грачи.
2.На столе лежали письменные принадлежности ручки карандаши фломастеры.
3.Отпусти ты старик меня в море!
4.Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу.
5.Проводи нас попросили мы лесника.
6.Грач птица весенняя.
7.Они часто погибают от холода и голода сказал учитель.
8. Спрятались в норки ежи, а жуки укрылись в земле.
9. В саду росли розы пионы и георгины.
5.Физкультминутка (Слайд 6)Хорошо! А теперь немножко разомнемся. Встали. Я буду зачитывать предложения. Если предложение простое, вы топаете ногами, а если предложение сложное, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладоши. (Каждое предложение при этом анализируется одним учеником: ученик объясняет, почему он считает это предложение сложным или простым)
Наступила поздняя осень, и птицы больше не поют в лесу.
Волны грозно ударялись о берег, рассыпались на капли и убегали назад.
Зимой лес загадочен и прекрасен.
Белка скакала с ветки на ветку, а я наблюдал за ее передвижениями.
6. Практическая деятельность (Слайд 7)Работа с учебником §127, упр.728 (самостоятельная работа)
-Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.-Объясните, какое пунктуационное правило вы применили? (Ребята обмениваются тетрадями и проверяют работу одноклассника, один ученик комментирует)
Работа на карточке: расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью (знаки препинания не расставлены) Девочка тихо спросила: «Можно войти в класс?» «В твоем докладе три ошибки», - сказал учитель.«Куда ты собрался?» - спросила мама.«Не может этого быть!» - воскликнул Петя.
«Уж сколько раз твердили миру», - так начинается знаменитая басня И.А.Крылова.
7. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 8-9)- Что такое предложение?- Какими бывают предложения по цели высказывания? Какие знаки препинания мы ставим в конце предложения
МКОУ Аннинской СОШ №6 Санниковой А.И.