СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка уроков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ФГОС , биология 9 класс 

Просмотр содержимого документа
«Разработка уроков»

Разработка урока по биологии на тему : « Деление клетки»

Название предмета: биология


Класс : 9

УМК: С.Г Мамонтов, В.Б .Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. Биология: Общие закономерности 9 класс –М: Дрофа, 2014

Уровень обучения :базовый,

Тема урока: « Деление клетки »

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час.

Место урока в системе уроков по теме : первый

Цель: : расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .

Задачи :

1) создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях;
2)формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.

3) развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

 4)Создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

Тип урока: Комбинированный урок.

Техническое обеспечение : Таблица « Митоз», презентация «Деление клетки, ваза с цветным песком, раздаточный материал.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

– научиться характеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Метапредметные:

1.Познавательные:

– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учиться строить высказывания;

- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

2.Коммуникативные:

- учиться слушать и понимать речь другого человека;

- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

-  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

4Личностные:

- осознавать единство и целостность мира;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Содержание урока:

  1. Организационный момент. Целеполагание

  2. Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями)

  3. Мотивационный блок .Постановка учебной задачи.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

  8. Минутка настроения


Ход урока.


1. Организационный момент. Целеполагание.

Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам.

Харуки Мураками.


2) Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями ).

Проверка Д/з

1) (3человека выполняют работу по карточкам)

(Приложение 1)

Карточка № 1

  1. Назовите двумембранные органоиды клетки

  2. Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры

  3. Что такое фагоцитоз?

Карточка № 2

  1. Назовите одномембранные органоиды клетки

  2. Дайте определение «анаэробы», приведите примеры

  3. Что такое пиноцитоз?

Карточка № 3

  1. Назовите немембранные органоиды в клетке

  2. Дайте определение «автотрофы», приведите примеры

  3. Перечислите функции цитоплазмы.


2) Работа учащихся в тетради ( тестирование)

( Приложение 2).


Выберите один верный ответ

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны;     Б) оформленного ядра;

В) рибосом;                                      Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма;                     Б) содержащих хлоропласты;

В) содержащие лизосомы;               Г) содержащие митохондрии;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот;                    В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция  - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК;                     В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

Г) синтез р-РНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов;       Б) узнавания кодона антикодоном;

В) появления на рибосоме  «стоп кода» или «знака препинания»;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях;            Б) в ядре;                  В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ

3)Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
-  Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

4)Изучение нового материала.

    1. Деление клетки. Митоз.

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Озвучивает тему и цель урока

–Теперь запишите тему урока.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды:

Жизненный цикл клетки и митотический цикл.(слайд3)

- Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

Деление  соматических, т.е. неполовых,  клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов.  сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

- Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 2 колонок.(Слайд 5) ( заполняют самостоятельно)



Фазы митоза

Процессы

I. Профаза

1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.
2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.
3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки

II. Метафаза

1. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления

III. Анафаза

1. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки 
с помощью нитей веретена деления

IV. Телофаза

1. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана.
2. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две 
дочерние клетки.



После заполнения таблицы.

Класс учитель разделяет на 5 групп( проверяют свои записи по тетради) Каждая группа изучает особенности одной фазы митоза и заполняют соответствующую часть предлагаемой таблицы .



1 группа «Клеточный цикл, интерфаза»(слайд 6)

2 группа "Фазы митоза профаза"(слайд7 )

3 группа "Фазы митоза метафаза"( слайд 8)

4 группа "Фазы митоза анафаза "( слайд 9)

5 группа "Фазы митоза телофаза"( слайд10)


2) АМИТОЗ (ПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ) ( записывают в тетрадь)

Ядро делится перетяжкой или фрагментацией; цитоплазма не всегда делится; характерно для клеток заканчивающих своё развитие. Встречается при патологических процессах: воспаление, злокачественном росте. После амитоза клетки не могут делиться другими способами.

МИТОЗ (греч. Mites – нить)- основной способ деления эукариотических клеток (2п =2п) В 1874 г. Чистяков И. Д. изучил митоз в спорах плаунов.вВ 1876- 1879г.г. Э Страсбургер изучил митоз в растительных клетках. В 1882 г. В.Флемминг изучил митоз в клетках животных.
Микровывод: существует три вида деления клеток. Благодаря делению организмы растут, развиваются , размножаются.

Значение митоза( записывают в тетрадь) (Слайд11)

  • митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;

  • обеспечивает замещение клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;

  • при этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;

  • у низших организмов служит механизмом бесполого размножения, при котором появляется потомство, идентичное родителям

5)Закрепление: ( приложение 3)

  1. Сколько клеток образуется в результате митоза:

А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре

  1. На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются:

А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза

  1. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23

  1. Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит в:

А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе

  1. Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза:

А) Расхождение сестринских хроматид;

Б) Удвоение молекулы ДНК;

В) Образование метафазной пластинки;

Г) Деление цитоплазмы.

6)Рефлексия ( приём ЭЙ АР ГАЙД )

(РУКОВОДСТВО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)

1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.

2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

Жизненный цикл клетки состоит из интефазы и митоза.

Интерфаза подготовка клетки к делению

Митоз состоит из 5 фаз

Деление клетки называется митоз

В результате митоза образуются из 1 клетки образуется 2 клетки

3. Просмотрите презентацию. Теперь, по завершению просмотра презентации, еще раз прочтите все утверждения.

5. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.

6. СРАВНИТЕ столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему?


7)Домашнее задание

    1. Стр 46-51 прочитать и выучить определения.( для всех).

Творческое задание по выбору:

Рисунок: «Клетка – живая структура»

Модель «Клетка – живая структура»

8)Минутка настроения ( если останется время)

Цветной песок. Перед вами пустая ваза.

А рядом цветной песок, по очереди подходят выбирают цвет сыпят в вазу и загадывают желание.

Спасибо всем большое! Желаю вам всем удачи!

Приложение

Раздаточный материал 1



Карточка № 1

1Назовите двумембранные органоиды клетки

2Дайте определение «гетеротрофы», приведите примеры

3Что такое фагоцитоз?

Карточка № 2

1Назовите одномембранные органоиды клетки

2Дайте определение «анаэробы», приведите примеры

3Что такое пиноцитоз?

Карточка № 3

1Назовите немембранные органоиды в клетке

2Дайте определение «автотрофы», приведите примеры

3 Перечислите функции цитоплазмы



Раздаточный материал 2



Выберите один верный ответ

  1. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны;     Б) оформленного ядра;

В) рибосом;                                      Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма;                     Б) содержащих хлоропласты;

В) содержащие лизосомы;               Г) содержащие митохондрии;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот;                    В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция  - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК;                     В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

Г) синтез р-РНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов;       Б) узнавания кодона антикодоном;

В) появления на рибосоме  «стоп кода» или «знака препинания»;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях;            Б) в ядре;                  В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ



Раздаточный материал 3



  1. Сколько клеток образуется в результате митоза:

А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре

  1. На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются:

А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза

  1. Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23

  1. Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит в:

А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе

  1. Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза:

А) Расхождение сестринских хроматид;

Б) Удвоение молекулы ДНК;

В) Образование метафазной пластинки;

Г) Деление цитоплазмы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!