СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия по физике «Физика – это интересно!»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие можно проводить во время недели физики в школе в качестве внеклассного мероприятия в 7-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия по физике «Физика – это интересно!»»

МКОУ Среднекарачанская ООШ













Разработка внеклассного мероприятия по физике

«Физика – это интересно!»











Подготовил: Учитель физики IKK

Афанасьев А. С.













2024

Цель: повысить интерес обучающихся к физике как одному из предметов естественно - научного цикла.

Задачи:

  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

  • научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;

  • расширить кругозор учащихся по предмету;

  • воспитывать инициативность и активность, упорство и настойчивость в достижении цели.



Тип урока: интеллектуальная игра – практикум.

Оборудование:


  • компьютер;

  • мульти - видеопроектор;

  • презентация;

  • комплект приборов для демонстрации опытов.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Физика - одна из древнейших наук о природе и, тем не менее, одна из самых молодых! Физика создана великими учёными - Архимедом, Ньютоном, Галилеем, Эйнштейном, Ампером и другими. Огромный вклад в развитие физики внесли русские и советские физики. Мы вправе гордиться своими соотечественниками, учёными с мировым именем: М. В. Ломоносов, А. С. Попов, И. В. Курчатов, К. Э. Циолковский, С. П. Королёв и др. Но не всё еще открыто и изведано. Вам, молодым, предстоит штурмовать неизведанное, открывать новые источники энергии, изучать космос, преображать нашу планету, улучшать экологию Земли. Физики - очень любознательные люди. Их интересует, что происходит вокруг нас, почему и как всё происходит. А среди вас есть такие любознательные? О них мы узнаем сегодня в ходе нашей игры «Физика – это интересно!» Вам предстоит поучаствовать в различных конкурсах, самые активные будут отмечены памятным знаком «Юный физик».

Первый конкурс «Физика вокруг нас»

Вам предстоит ответить на следующие вопросы.

  1. Как называется линия, вдоль которой движется тело? (траектория)

  2. Наука, изучающая явления природы? (физика)

  3. В каком агрегатном состоянии находится тело, сохраняющее форму и объем? (в твердом)

  4. Величина, указывающая, какой путь проходит тело за единицу времени? (скорость)

  5. В каком состоянии находится тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму? (жидком)

  6. Процесс передачи тепла от более нагретых частей тела к менее нагретым? (теплопроводность)

  7. Единица измерения силы в системе СИ? (Ньютон)

  8. Прибор, используемый для измерения атмосферного давления? (барометр - анероид).

9) Прибор для измерения массы тела? (весы)

Второй конкурс «Волшебное слово»

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: гигрометр, психрометр – влажность воздуха.

Ответы:

  • динамометр – сила;

  • метр – длина;

  • спидометр – скорость;

  • барометр – атмосферное давление;

  • манометр – давление;

  • термометр – температура;

  • электрометр – электрический заряд;

  • амперметр – сила тока;

  • вольтметр – напряжение.

Третий конкурс «Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ответы:  время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура,  масса, путь,  скорость, вес.

Четвёртый конкурс «Творцы физики»

Многие физические законы называются именами учёных, их открывших.

На экране записаны формулы, каждая из которых соответствует какому-то закону. Как эти законы мы называем в физике.

1. F = m·a

2. F = ρж·g·Vт

3. I =

4. F = k·∆Ɩ

Ответы: 1. Второй закон Ньютона, 2. Закон Архимеда, 3. Закон Ома для однородного участка цепи, 4. Закон Гука.

Пятый конкурс «РЕБУСЫ»



 (градус)



 

 (генератор)





 (ёмкость)

 (линза)

Шестой конкурс «Экспериментальный»

Начнём с того, что один опыт я покажу и объясню вам сам.

1. Поверхностное натяжение жидкости

Что делаем: Берем бутылку из пластика, наполняем ее водой и закручиваем крышечкой. При помощи иголки или булавки проделываем дырочки в стенках емкости. Жидкость начнет вытекать из отверстий, но через пару секунд перестанет.

Объяснение: Поверхностное натяжение удерживает жидкость в закрытой бутылке даже при наличии дырок. Но когда крышка откручивается, вода начнет выливаться.

А теперь разделитесь на группы, каждой я дам описание опыта. Вам предстоит из имеющегося оборудования на демонстрационном столе выбрать необходимое для эксперимента. Затем, показать ваш опыт и прокомментировать полученный результат.

Опыт №1. Удивительный подсвечник


Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.


Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи грузом (гвоздь, силовая кнопка, игла и т.д.)

  2. Рассчитать величину груза так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.

  3. Зажечь фитиль.


Объяснение опыта

Позволь, - скажут тебе, - ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!

В том-то и дело, - ответишь ты, - что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.

И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.


Опыт № 2. Свеча за бутылкой

Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички


Этапы проведения опыта

  1. Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.

  2. Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.


Объяснение опыта

Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом «обтекается»: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.


Опыт № 3. Достаем монету из емкости с водой, не касаясь жидкости

Что делаем: Берем глубокую тарелку, кладем монетку и наливаем воду. Ставим в тарелку свечку, зажигаем ее, а через минуту накрываем ее стаканом. Когда пламя погаснет, жидкость втянется внутрь стакана и «откроет» монетку.


Объяснение: Свеча гаснет, воздух остывает, поэтому уменьшается в объеме. В результате давление в стакане падает, вода из тарелки устремляется внутрь.


Опыт № 4. Оживляем нарисованную стрелку


Что делаем: Берем лист бумаги, рисуем на нем фломастером стрелку и приклеиваем лист бумажным скотчем к стене. В прозрачный стеклянный стакан наливаем воду и ставим перед стрелкой. Смотрим на стрелку – она изменила направление.


Объяснение: Стакан с водой – это своего рода лупа с двояковыпуклой линзой. Стрелка располагается между лупой и фокусом, поэтому мы видим действительное изображение и мнимое.

Опыт № 5. Строим мост из бумаги

Что делаем: Сложите две «платформы» из книжек на расстоянии меньше длины листа А4 друг от друга. Если просто положить бумажный лист, он не станет надежной опорой, любая нагрузка продавит конструкцию вниз. Но если сложить бумагу гармошкой, конструкция не продавится даже под весом книжки.

Объяснение: У листа появились ребра жесткости, поэтому в разы возросла его грузоподъемность.

Итог.

Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас участвовал в предложенных конкурсах. Но самыми активными сегодня были Лыков Никита, Урбанцев Дмитрий и Башарина Татьяна. Им были вручены значки «Юный физик».

Российская физика продолжает развиваться и исследовать новые направления. Она остается ключевой областью для научных исследований и инноваций. Инновации в российской физике могут привести к созданию новых материалов, технологий и решений для многих глобальных проблем, таких как изменение климата, энергетика и информационная безопасность.



















Приложение




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!