СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель-познакомить учащихся с патриотами России.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню народного единства»

.

Разработка внеклассного мероприятия,

посвященного Дню народного единства

«С историей не шутят, с ней живут»

Автор Белая Елена Александровна, учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 50 города Новосибирска, 2016г.


Цели:

  1. Дать определение понятия «смута», охарактеризовать причины и основные этапы Смутного времени.

  2. Определить опасность, нависшую над Российским государством в ходе Смуты, гражданской войны и иностранной интервенции.

  3. Познакомить учащихся с патриотами России на примере Минина, Пожарского, Ивана Сусанина.

  4. Продолжить воспитание у учащихся чувства любви к своей Родине, ее героическому прошлому.


Оборудование:

-презентация;

-видеофрагменты: Карамзин «История государства российского»;


Ход:

Тема нашего сегодняшнего мероприятия  «Историю не выбирают, с ней живут и… ». Сегодня мы откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. Кто из вас уже слышал эти имена? Чем знамениты эти люди? Сегодня об этом нам и предстоит узнать. А так же мы:


  • вспомним о монголо-татарском иге

  • вспомним о славных правителях Руси

  • подумаем над вопросом: что такое смутные времена?

  • узнаем об опасности, нависшей над Россией в начале XVII века

  • узнаем о славных делах Минина и Пожарского

  • свяжем историческое прошлое нашей страны и современный праздник 4 ноября (слайд 1).

16 декабря 2004 года по решению правительства РФ в нашем календаре появился новый праздник – День Единения России. 4 ноября 2005 года россияне впервые отметили этот день. Но для многих так и осталось загадкой, что же произошло 4 ноября? В русскую историю вошел день 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года. Именно в этот день народным ополчением под руководством князя Дмитрия Пожарского и посадского старосты Кузьмы Минина Москва была освобождена от польских захватчиков, Россия была спасена от порабощения.

Россияне долго помнили этот день – с 1649 по 1918 год он являлся государственным праздником. Но потом появились другие поводы и другие даты, о дне 4 ноября почти все забыли. И вот, спустя десятилетия, он вновь стал общенациональным днем в память о далеком 1612 годе, а также о более близком нам дне 7 ноября 1941 года, когда на Красной площади в Москве состоялся парад советских войск, уходивших защищать Россию от другого страшного врага – фашизма. Эти два события и стали основными причинами восстановления праздника 4 ноября, ставшего днем Единения России.

Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет, Родина – не старится,

Не пускает старость на порог.


Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звездного крыла.

А взгляни – все то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.


И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.


С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.


Но в истории нашей страны было еще немало дней, когда весь народ как один человек поднимался на защиту нашей Родины.


Вспомним XIII век… Почему монголо-татарам удалось завоевать русские земли?

Дети отвечают на поставленный вопрос: Русь в те времена состояла из множества княжеств, не было единого правителя, княжества враждовали между собой.


При Иване Калите центральным княжеством становится Московское, оно богатеет, развивается под руководством этого князя. Дмитрий Донской сумел нанести сокрушительный удар по монголо-татарам (сначала перестал платить дань, после победил в Куликовской битве, а затем началось освобождение русских земель)


Во времена правления Ивана Грозного Русь стала ещё более сильным государством, значительно увеличились её территории.

- Если помните, то монах-отшельник из Борисоглебского монастыря пришёл в Москву предупредить о предстоящих Смутных временах. Так и случилось…

В 1584 году умирает первый русский царь Иван Грозный (слайд 2).

На престол вступает его средний сын Федор Иванович Блаженный (слайд 3). А в 1598 году после его смерти над Россией нависла новая угроза. После того, как прервалась царская династия, многие бояре желали занять русский престол. Вновь не стало единства в русском народе, началась Смута в русской земле.

Что такое «смутные времена»?

Обсудите этот вопрос в группах.

- Подумайте над этим вопросом, а также над причиной Смутных времён.

Дети работают в группах, после представляют свои варианты ответа и выводят общее определение Смуты (слайд 4).

Подведение итогов работы в группах:

Смутные времена наступили, потому что:

  • Прекратился царский род.

  • За короткий период времени сменилось много правителей (слайд 5).

  • Страна разорена долгими войнами.

  • Три года были неурожаи.

  • Начался страшный голод.

В глухие дни Бориса Годунова

Во мгле Российской пасмурной страны

Толпы людей скиталися без крова,

И по ночам всходило две луны.


Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дальний мир смотря,

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»-

Из тьмы лесов стремился на царя.


На улицах иссохшие скелеты

Щипали жадно чахлую траву.

Как скот – озверены и неодеты,

И сны осуществлялись наяву.


Гробы, отяжелевшие от гнили,

Живым давли смрадный адский хлеб,

Во рту у мертвых сено находили,

И каждый дом был сумрачный вертеп…


Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля.

И в эти дни Димитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух переселяя (слайд 6).

  • Народ начал восставать ( слайды 7 и 8).

Какая угроза возникает над страной, в которой нет сильного единого правителя? Приведите примеры.

- Если нет сильного правителя, тогда другие страны стремятся завоевать Россию, так как в нашей стране много богатств.

Так на Русь уже нападали монголо-татары, немецкие и шведские рыцари.

Смутой воспользовались польский и шведский короли.

  • Их войска вторглись в Россию.

  • Вскоре поляки заняли Москву.

  • Страна оказалась в опасности.

Русь терпела всяческие беды,

Города тонули в смутном мраке:

В Новгороде ликовали шведы,

И Москвою правили поляки.

  • подведение детей к выводу, что для борьбы с врагом народу России пришлось забыть про внутренние проблемы, объединиться во имя победы.

  • Таким центром борьбы стал Нижний Новгород (слайд 9).

Просмотр фрагмента 1

Спас страну Нижний Новгород.

Был организован сбор средств для создания большого войска-ополчения.

С призывом к нижегородцам обратился выбранный староста Кузьма Минин

(слайд 10).

Был наследник Грозного повинен

В том, что смутные настали годы...

В эти дни нижегородец Минин

Обратился к русскому народу.

Призывал он златом и булатом

Ополчиться против иноземцев,

Прозвучал его призыв набатом

И объединил единоверцев.


Как вы понимаете эти слова: «сбор средств», «войско-ополчение», «староста»?

Просмотр фрагмента 2,3

Как вам кажется, почему народному ополчению удалось освободить Москву?

- Общий подвиг складывался из подвигов многих людей. И об одном таком примере мужества и героизма я вам сейчас расскажу.


Как засели в Кремле поляки, было решено боярами венчать на царство костромского боярина Михаила Романова (слайд 12). Но поляки узнали об этом и решили убить будущего царя. Михаил в это время прятался в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предупредили его об опасности. Помог Михаилу крестьянин Иван Сусанин, вывез он его в своей одежде и спрятал. А сам надел сапоги боярские, взял собак и отправился в лес. Собак отпустил, а сам давай ходить по лесу, по болоту, все следы запутал, снял потом сапоги и закинул их в самое топкое болото. Вернулся Иван в деревню, а тут и поляки: «Где Михаил?»  Не хотел Иван отвечать, да поляки начали его нагайками стегать. Тогда говорит Сусанин: «Ладно, покажу, но только вы отдохните сначала с дороги»  Сели поляки за стол, подпоил их Иван. К вечеру захмелевшие поляки собрались обыскивать деревню, но Сусанин говорит: «Нет Михаила в деревне, на охоту пошёл» Не поверили сначала поляки, но как следы от богатых сапог увидели, так велели Ивану вести их на поиск Михаила. Долго бродили поляки по лесу, пока Иван не завёл их в болото. Тут только поняли поляки, что  их обманули, и убили Сусанина. Но это уже не спасло их от гибели. Возможно, и не настал бы конец Смуты, если б не подвиг Ивана Сусанина. Его останки похоронили в церкви. А спустя 2 века была написана композитором Михаилом Глинкой опера «Жизнь за царя», а в Костроме поставили памятник народному герою (слайд 13).

Изображение этого героя есть даже на памятнике «Тысячелетие Крещения Руси» в Новгороде.

Икона Казанской Божьей Матери. Казанский Собор на Красной площади в Москве.


Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (слайд 11).


4 ноября 1612 года воины народно ополчения под предводительством К.Минина и Д.Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Поэтому 4 ноября 1612 года можно считать Днём Народного Единства, концом Смутного времени

С 2005 года 4 ноября в России – государственный праздник.

Подведём итоги


Викторина:

  1. После пресечения какой царской династии начинается Смутное время в России?

  2. Какое государство помогало Григорию Отрепьеву (Лжедмитрию I) воцариться на Московском престоле?

  3. В каком городе началось формирование  второго народного ополчения?

  4. Кто возглавил подготовку второго ополчения?

  5. Кто возглавил военное руководство ополчением?

  6. Какие Богородские ремесла могли помочь ратному войску?

  7. Укажите отчество Дмитрия Пожарского.

  8. В какой город стекались отряды ополченцев (там же было создано Земское правительство)?

  9. Сколько длилась осада польского гарнизона в Московском Кремле?

10.Подвиг этого костромского крестьянина  воспет во многих произведениях русского искусства. Кто он?

11.Кому принадлежат слова призыва: "...буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать..."?

12.Восшествие на престол этого царя положило конец Смутному времени.

13.Какая икона была одним из символов ополчения,  а впоследствии к празднику этой иконы был приурочен праздник Дня народного единства?


Сегодня мы с вами вспомнили героические страницы нашей истории. Будьте достойны своих славных предков! Всего вам доброго!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!