СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Традиции Калмыкии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с праздниками, обычаями и традициями калмыцкого народа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Традиции Калмыкии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа ст. Советской

Советского района Ростовской области





Разработка интерактивного урока в рамках проекта

"150 культур Дона"

«Атлас национальных культур Дона»





Тема урока: «Ритуалы, обычаи, традиции, праздники Калмыкии»

Дата: 29.01.2018 г.





Учитель начальных классов: Марченко Ирина Петровна







тел. 89034645208 ms.irina.161@mail.ru 347170 Ростовская область, Советский район, ст. Советская, ул.Ю.Горева,7













2018 год









Разработка интерактивного урока в рамках проекта

"150 культур Дона"

«Атлас национальных культур Дона»

Тема урока: «Ритуалы, обычаи, традиции, праздники Калмыкии»

Учитель начальных классов: Марченко Ирина Петровна


Задачи урока:

1) образовательная:

знакомство детей с праздниками, обычаями и традициями калмыцкого народа;

формировать понимание Родины как многонационального государства.

2) воспитательная:

воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности, к их обычаям и традициям;

воспитание чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу; ответственности к своей стране;

прививать нравственно-эстетические качества.

3) развивающая: 

способствовать развитию интереса к народным традициям и обычаям;

развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к обычаям и традициям народов России;

способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, умения общаться, слушать друг друга.


Оборудование.
Компьютер; мультимедийный проектор; презентация «Удивительная Калмыкия»; Видеоролики «Калмыцкий чай», «Новая Калмыкия»,

«Гиляна Бембеева "Шарка Барка" и военный ансамбль Монголии "Хамаг Монгол" 2013 www.radiobumba.ru...»; «Калмыкия – страна озер и суховеев»;

Клип  на песню «Родная степь» - Калмыкия-online.ру. Родная степь» - ViYoutube. Родная степь [видео];

песня «Широка страна моя родная» В.Лебедев – Кумач и И. Дунаевский; рисунки учащихся на тему «Мои любимые праздники».











Ход урока.

Актуализация темы урока.

Вступительное слово учителя.

Планета, на которой мы живем, называется Земля.

А мы жители этой планеты - Земляне.

Наша страна Россия - наша Родина.

Очень богата и красива наша Родина.

(Звучит отрывок из песни «Широка страна моя родная» В.Лебедев – Кумач и И. Дунаевский)

Мотивация учебной деятельности.

- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны?

Обучающийся 1:

На просторах России

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны,

Всем народам — любовь и почет.


Обучающийся 2:

Отечества нам сладок запах дыма

Родной души незримая краса

Народов наших дружба нерушима,

Как наши земли, наши небеса.


-Между народами много общего, но есть и свои собственные порядки, обычаи и традиции и национальные праздники. Всё это называется культурой народа.

Культура - это святыня, которую народ собирает и сохраняет.

-Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слова традиция и обычай? (ответы детей)

- Дома вы приготовили рисунки, на которых изобразили любимые праздники, расскажите о них.(2-3 рисунка на доске).

Выступление детей.

-Мы с вами живём и учимся в Советском районе Ростовской области. Это наша малая родина. А наша школа распахнула двери для детей разных национальностей. Это мы все знаем. Но не все знают, что Ростовская область является историческими воротами на Кавказ и соседствует с республикой Калмыкия. Слайд 2.

Работа по теме урока.

-И сейчас мы отправляемся в интересное путешествие, чтобы познакомиться с удивительными обычаями и традициями Калмыкии.

-Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным и активным.

- А вот каким транспортом воспользуемся в нашем путешествии вы узнаете, отгадав загадку.

Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)    

- Молодцы. Итак, в путь! Слайд 3.

(видеоролик «Новая Калмыкия»)


Обучающийся 1:

Калмыкия страна просторов,

Ты велика и широка.

Тобой дивятся с юга горы,

Соседствуешь ты с тихим Доном

И древним Манычем – рекой.


Обучающийся 2:

Все что природою дано нам,

Умножим собственной рукой

Здесь обрели простор широкий

Те кочевые племена,

Что из Монголии далекой

Пришли в седые времена.


Обучающийся 3:

Когда они пришли впервые

Им отдала свои поля

Гостеприимная Россия

Обетованная земля.


-У калмыков множество традиций, обычаев и обрядов, сложившихся в глубокой древности. Большинство из них сохранилось в повседневной жизни до сегодняшнего дня.


-И так, остановка «Обряд очищения огнём» Слайды 4-7

С огнем у калмыков связано много верований и обычаев. Считалось, что он очищает от всего плохого и грязного. Кочевые калмыки с ноября по март уходили на зимовку. С наступлением весны, когда начинали таять снега и степи покрывались зеленой травой, калмыки выходили из зимовий на летние пастбища. Перед уходом с места зимовки складывали кибитки и домашний скарб на телеги, навьючивали на верблюдов. В двух местах разжигали костры. В них бросали старые непригодные вещи и по горсти соли. Между этими кострами проезжали сами люди и прогоняли скот для очищения от злых духов.
Это так называемое "Очищение огнем" производилось для освобождения от болезнетворных микробов и всяческой рухляди, накопившейся за долгие зимние дни.

Молились огню - этим очистительным кострам, придавая обряду огромное значение. 


Остановка «УВАЖЕНИЕ К СТАРШИМ» Слайды 8-10

У калмыков существует давным-давно установившийся обычай - с уважением относиться к пожилым людям, старшим товарищам, гостям. На этот счет есть поучительные калмыцкие поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник". 
Эти правила передавались устно от отца к сыну, от сына к внукам, а те, когда вырастали, обучали своих детей. Вот некоторые из этих правил. Если в кибитку, а сейчас — в современный дом входит пожилой человек, молодые люди обязаны поддерживать его с обеих сторон под правую и левую руки и открыть перед ним дверь.

Если кто-то из старших в семье собирался в дорогу, юноши должны помочь ему упаковать вещи в дорожную сумку, оседлать коня, помочь сесть на коня. Когда старшие разговаривают, младшие должны были слушать, не имели права вступать в пререкания, повышать в их присутствии голос;  пожилым уступали дорогу.

 
Остановка «Традиция гостеприимства» Слайды 11-12

-Что касается традиций, их огромное количество. Одна из них традиция гостеприимства. Гость, знакомый или незнакомый, всегда находит у калмыков самый радушный прием. Традиция обязывает калмыка прежде всего напоить и накормить гостя, не расспрашивая, кто он и откуда. Есть калмыцкая пословица: "Сначала дай гостю утолить жажду, а потом спрашивай у него причину визита".


-И здесь мы не можем обойти стороной традиционный калмыцкий чай. Распитие такого чая является обычаем. Предлагаем посмотреть сюжет о том, как готовят чай.

(видеоролик «Калмыкцкий чай»)


Следующая остановка - национальный праздник из глубокой старины «Цаган cap» Слайды13-16

Существует такая поговорка «Пришла весна — отмечай Цаган cap».

Цаган cap — это первый месяц весны. С калмыцкого языка название праздника переводится как Белый месяц. Все поздравляют друг друга с концом холодной и голодной зимы и наступлением весны. В это время готовятся к перекочевке на весенние пастбища, после того как у скота появится приплод. Отмечали его в каждой кочевой кибитке, в каждом доме. Младшие ходили в гости к старшим, угощали друг друга едой. Поздравляющий вставал на правое колено и прикасался сложенными ладонями ко лбу. Главным событием праздника было ожидание рассвета. Все ожидавшие зарю собирались во дворе буддийского храма и с первыми лучами солнца совершали общую молитву, приносили жертву — мясо и молочные продукты, а потом обходили храм по часовой стрелке. Праздник соединил в себе народные и буддийские черты.


Остановка « Физминутка»

(видеоролик «Гиляна Бембеева "Шарка Барка"»)


Остановка «Праздник тюльпанов» Слайды 17-21


-Как вы думаете, где мы оказались? В Голландии? Нет, в Калмыкии!


- Это самый молодой калмыцкий праздник. Его придумал Кирсан Илюмжинов вскоре после того, как в 1993 г. его избрали первым президентом республики. В апреле вся Калмыкия покрывается разноцветным ковром тюльпанов — белых, красных, желтых, желто-красных и еще каких-то пестреньких, цвет которых даже трудно определить. Отмечают его во второе воскресенье апреля. Земля еще черная, недавно сошел снег, еще почти нигде нет зелени, и только головки маленьких степных тюльпанов выглядывают повсюду. В этот день всюду гуляет молодежь, школьники. Во всех концертных залах идут выступления танцевальных ансамблей. Самый популярный и всеми любимый ансамбль «Тюльпан» существует уже несколько десятков лет. Это он объездил весь мир и открыл всем красоту калмыцкого танца.

- Есть много легенд о тюльпанах. Вот одна из них:


Обучающийся:

«Чёрный тюльпан»

Счастливец я! Знать от рожденья

Мне жребий особенный дан –

В степи моей, в пору цветенья,

Набрёл я на чёрный тюльпан!

Лишь раз в девять лет, по преданью,

Родится волшебник степной,

И то лишь прекрасною, ранней,

Ни с чем не сравнимой весной.

Тычинки белы. Благороден

Их цвет, привлекающий взгляд.

Они, улыбаясь природе,

Мне радость и счастье сулят. 


-Увидевший чёрный тюльпан никогда не должен касаться его, а просто постоять над ним, загадав желание. Встретить чёрный тюльпан можно только раз в жизни.


Творческая работа обучающихся.

-На этой остановке мы немного задержимся и полюбуемся необыкновенной красотой! Многие уверены, что самый красивый степной цветок - тюльпан!

А сейчас мы постараемся передать эту красоту в творческой работе. Для этого используем различные техники: рисунки, аппликацию, поделки.

( Творческая работа проходит под сопровождение калмыкцкой песни «Родная степь». Видеоролик)

Творческие работы детей вывешиваются на доску и оформляется учителем в поле тюльпанов.

- Теперь и у нас будет частичка удивительной Калмыкии.


Калмыкия – страна степей,

Страна полей, страна сайгаков.

Быть может родина родней,

Но всё же побывать там надо.


(Видеоролик «Калмыкия – страна озёр и суховеев»)

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора домой. Слайд 22.


Закрепление новых знаний.


-Как вы думаете, для чего мы изучаем традиции не только нашей страны, но и других народов? (Надо уважать обычаи и традиции каждого народа).

-Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки: русские, украинцы, армяне, дагестанцы.

- Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом.

- Вот вам карточки, на них числа. Образуйте натуральный ряд чисел, а теперь переверните карточки. Какое слово получилось?

- Прочитайте хором: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. (Толерантность)

- Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, традициям других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните его.

Вывод:

Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, должны гордиться своей страной, знать свои корни, историю своего народа и жить в дружбе с другими национальностями.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!