Внеклассное мероприятие
«День прав человека»
(ко дню принятия Всеобщей Декларации прав человека)
для учащихся 9-11 классов
Форма проведения – урок – турнир.
Главной целью данного мероприятия является формирования правовой компетентности учащихся.
Задачи:
Объяснить значимость и актуальность Декларации для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира;
Воспитание уважительного отношения школьников к правам и свободам человека, международным правовым документам, обеспечивающим их;
Закрепить знания о правовом статусе личности в РФ.
Ход мероприятия
Просмотр Видео
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации
Бокова Людмила Николаевна
О чем это видео?
Чему посвящено наше мероприятие?
Вступительный рассказ учителя. История создания Декларации и ее значение в мире.
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он – человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого существования человека. Права человека взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, т.е. применимы к людям во всем мире, причем без ограничения во времени.
Вторая мировая война, стала той гранью, которая заставила весь мир задуматься о соблюдение прав и свобод человека. Давайте посмотрим на пример нарушения их.
Видеофрагмент
После окончания Второй мировой войны, в 1945 году была создана ООН, целью которой является поддержание мира и безопасности между народами. В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая вдовой Ф. Рузвельта, Э. Рузвельт, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, провозглашающий права человека, которые должен иметь каждый житель в мире. Это была Всеобщая Декларация прав человека. Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой Хартией вольностей» для всего человечества, поэтому сегодня Декларацию называют Хартией прав человека. Наибольший вклад в работу комиссии по созданию Декларации внесли ее главный автор, канадец, Джон Питер Хампрей, Рене Кассен (Франция), Чарлх Малик (Ливан), Пенг Чан Ченг (Китай), Эрнан Сайта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (СССР), лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания), Уильям Ходгсон (Австралия). 10 декабря 1948 года в Париже на третье сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека. Этот небольшой по объему документ (30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит весь перечень имеющихся у человека прав и свобод (гражданских, политических, экономических, социальных, культурных). Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и равную оплату труда.
Декларация – это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) общих достижений народов и наций, поэтому она не содержит в себе санкций за нарушение указанных прав и свобод. Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, т.е. на нее можно ссылаться при защите своих прав, и ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.
В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.
Беседа.
Вопрос: как вы думаете, почему 60 лет спустя этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств.
(При ответе на вопрос учащиеся пользуются следующей формулой:
Вопрос: какие ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?
Работа в группах.
Конкурс 1 «Шифровка»
Командам раздаются по одной статье Конвенции о правах ребенка, бумага, фломастеры. Нужно «зашифровать» статью так, чтобы соперники могли угадать содержание этой статьи, затем рисунки передаются другой команде и идет расшифровка содержания. Время выполнения задания 5 минут. За интересную «зашифровку» и «расшифровку» команды получают по 1 баллу.
Ст. 17 Право на доступ к информации
Ст.20 Право ребенка , временно или постоянно лишенного своего семейного окружения , на особую защиту и помощь , предоставляемые государством.
Ст. Право на имя и на приобретение гражданства, право знать своих родителей и право на их заботу.
Конкурс 2 «Права человека»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 0,5 балла. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом _________ (на свободное передвижение).
Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право ______________ (на личную неприкосновенность).
Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право _________ (на неприкосновенность жилища).
Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом __________ (на труд).
Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______ ( на владение имуществом).
В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван - царевича, нарушив тем самым его право __________ (на жизнь и личную неприкосновенность).
^ Подведение итогов мероприятия.
Учитель подводит итоги и формулирует выводы.
Права человека – это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей. Всеобщая Декларация прав человека – важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы, и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека.
При подведении итогов, возможно выделить механизмы защиты прав человека, применяемые в РФ. В таком случае целесообразен краткий анализ проблем современного российского гражданского общества. Следует подчеркнуть, что процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. Т.е. необходимо понимание значения образования в области прав человека как системообразующей составляющей формирования гражданского общества.
Право на доступ к информации
Право на имя.
Право на свободу слова
Право на неприкосновенность личности
Право на благоприятную окружающую среду