МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАЦИНИСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3.
« Утверждаю» Директор МБОУ ТСОШ № 3 Приказ от 30.08.2016г № 121 _____________Мирнов В.Н. |
Общеинтеллектуальное
направление в системе образования начальной школы
Программа внеурочных занятий для учащихся
(ФГОС 2 класс)
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»
Количество часов в неделю – 0,5 час, за год – 17 час
Учитель начальных классов: Гладченко Лариса Юрьевна
Пояснительная записка
В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры. Поэтому в воспитательно–образовательной работе с детьми, начиная с начальных классов, следует уделять особое внимание формированию нравственных качеств, формированию коммуникативной компетенции учащихся- развитие устной и письменной речи, понимая прочитанного текста, развитие воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями и условиями общения.
Нравственная чистота и притягательность народных сказочных героев, открывает путь к сердцу маленького слушателя и читателя, сказывается на формирование взглядов, привычек, поведения.
Цель занятий формирование у детей нравственно –эстетических норм, воспитания одобряемых стереотипов поведения. Каждое занятие способствует развитию познавательных и социокультурных процессов, развивает речь, творческое мышление и воображение школьников.
Структура занятий содержит русские народные сказки, сказки донских казаков, авторские сказки, а так же игровые упражнения, творческие задания.
Во время занятий важно создать доброжелательную атмосферу.
Необходимо учить детей слушать, высказывать свое мнение.
При реализации внеурочной деятельности в начальной школе формируется та необходимая среда, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат ребенку для свободного проявления своей индивидуальности, саморазвития и самореализации.
Исходя из особенной психологического развития младших школьников ( наглядно-образного мышления, неустойчивого внимания, требующего смены деятельности), лучше начать работу над знакомством со сказками , которые появились на нашей донской земле, так как связано с родным краем. Сказки рассказывают о Доне-батюшке, о неповторимой природе нашего края, о героическом прошлом донской земли. Сказки затронут струны их сердец, разожгут огонек любви к родному краю и его людям, помогу приобщиться к истории и духовной культуре Дона, стать патриотом своей малой родины.
Цели и задачи программы:
Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.
Задачи:
открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
использовать сказки о животных, вселять уверенность в свои силы; оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;
развивать эмоционально – чувственную сферу;
обучить чтению – рассматриванию;
формировать навыка чтения.
Формы организации деятельности
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Место предмета «Путешествие по сказкам» в образовательной программе
Программа рассчитана на 17 часов во 2 классе, равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (0,5 ч в неделю).
Требования к результатам обучения по программе:
К концу обучения учащиеся должны знать:
популярные русские народные сказки и сказки других народов мира;
признаки сказки как жанра;
виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных).
К концу обучения учащиеся должны уметь:
слушать, читать и отвечать на вопросы;
иллюстрировать услышанное или прочитанное;
пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки.
Ожидаемые результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
обращаться за помощью;
задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять общую цель и пути её достижения;
осуществлять взаимный контроль;
вести устный и письменный диалог;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
составлять план и последовательность действий;
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
различать способ и результат действия;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
сбор, обработка и передача информации;
анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
построения рассуждения;
применение и представление информации;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
свободно работать с различными источниками информации;
устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.
Календарно-тематическое планирование 17ч.
№ п/п | Тема | Кол. часов, | Дата | Виды деятельности | УДД |
1 | Вводное занятие. Родной край | 1 | 05.09 | Беседа о родном крае. Составление рассказа о родной станице. | определять общую цель и пути её достижения; вести устный и письменный диалог; |
2 | Сказки записанные на Дону. Составитель Т.И.Тумилевич Бисеринка | 1 | 19.09 | Выявление смысла. Иллюстрирование | формулировать и удерживать учебную задачу;ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
3 | Иван Светильник | 1 | 03.10 | Выявление смысла, знакомство с устаревшими словами. | вести устный и письменный диалог формировать ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки |
4 | Про сына купца и дочь сапожника. | 1 | 17.10 | | |
5 | Ванюша и Баба Яга | 1 | 07.11 | Инсценирование фрагментов. Ответы на вопросы | Формировать ценностное отношение к миру, фольклору.свободно работать с различными источниками информации; устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями |
6 | Про царскую дочь и пастуха | 1 | 21.11 | Распределение ролей и их исполнение. Анализ, ответы на вопросы. | Формировать ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки, |
7 | Свадебный каравай | 1 | 05.12 | Выяснение традиций и обрядов народов Дона. | свободно работать с различными источниками информации; устно и письменно делиться своими впечатлениями ии |
8 | Про царскую дочь и козленка | 1 | 19.12 | Пересказ, ответы на вопросы. Иллюстрирование. | задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
9 | Танюша и мачеха | 1 | 16.01 | Пересказ, выяснение смысла. | задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
10 | Черная кровушка и Аннушка | 1 | 30.01 | Выяснение смысла сказки. | формулировать и удерживать учебную задачу; осуществлять взаимный контроль;вести устный и письменный диалог |
11 | Кот и лиса | 1 | 13.02 | Анализ произведения. | Уметь вести поиск и выделять необходимую информацию из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);собирать, обрабатывать и передавать информацию; производить анализ и синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям; |
12 | Казак и лиса | 1 | 27.02 | Ответы на вопросы. Пересказ. | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
13 | Глупец и жеребец | 1 | 13.03 | Ответы на вопросы. Пересказ. | договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, |
14 | Лиса и рак. | 1 | 03.04 | Театрализация. Ответы на вопросы. | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, составлять план и последовательность действий; |
15 | Две козы | 1 | 17.04 | Анализ произведения. | контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, составлять план и последовательность действий; |
16 | Про царицу Лютру | 1 | 15.05 | Ответы на вопросы. Знакомство с устаревшими словами. | |
17 | Сказки донских армян. Мышь-ханум | 1 | 29.05 | Театрализация. Рисование, иллюстрация | составлять план и последовательность действий; |
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер;
2. Проектор;
3. Интерактивная доска;
4. Интернет.
Учебно-методического обеспечение:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011
«Русские народные сказки». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005
Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». - Москва, Перспектива. 1995
Белоусенко А.В. Волшебный мир сказок. – Волгоград: учитель, 2009
«Родничок». Книга для внеклассного чтения во 2 классе. – Тула: «Родничок», 1998
Восточнославянские волшебные сказки. – Москва: Просвещение, 1992
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1985.
Диск «Родная речь» аудио. 1-2 класс.
СД «Советские мультфильмы»
СД «Комната сказок»
СД «Рисуем сказку»
Презентации.
Диафильмы.
Интернет сайт: http://viki.rdf.ru/
Интернет http://www.proshkolu.ru/
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Протокол заседания
ШМО учителей методического совета
Начальных классов МБОУ ТСОШ №3
от 26.08.2016 года №1 от 29.08.2016 года №1
______________ Зам. директора по УВР
Войнова Г.А.
________Н.Ю.Сизова
1