СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка классного мероприятия о милосердии

Просмотр содержимого документа
«разработка внеклассного мероприятия»

Классный час "Милосердие и доброта"


Закирова Эльмира Рафисовна, классный руководитель 10 класса


Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

Воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим.

Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение в жизненных ситуациях,

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи.


Оборудование: на доске плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький); словари русского языка, книги и рисунки.


Музыкально-зрительный эпиграф: под музыку Баха-Гуно “Аве, Мария” идут слайды с картинами (подборка по усмотрению учителя).


1.Ведущий. Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.


А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.


Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!


У нас в гостях консультанты – учителя.


Первый вопрос я адресую ученикам:


2.Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие?


(дети говорят то, что они думают о доброте)


Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.


Ведущий: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.


Этот же вопрос я адресую нашим консультантам-гостям

-Как вы думаете, что такое доброта и милосердие?


3.-Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?


Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…


-А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?


Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…


4. Сейчас к вашему вниманию сценка “Цветы для бабушки”.


Анжела. А сейчас, ребята, вы увидите…


Входит Милена с букетом цветов.


Анжела. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с цветочками. (Милене.) Тебе не стыдно?


Милена. Почему мне должно быть стыдно?


Анжела. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепила.


Милена. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решила подарить ей цветы.


Анжела. Вот уж не знала, что ты так любишь цветы!


Милена. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!


Анжела. А ты, оказывается, эгоист! “Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся”! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.


Милена. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…


Анжела. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарила? Хоккейную клюшку!


Милена. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.


Анжела. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.


Милена. А что ты маме подарила?


Анжела. Маме – щенка.


Милена. Твоя мама, наверное, любит животных?


Анжела. Терпеть не может! И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас. Вот и у бабушки скоро день рождения, а я все не могу придумать, что бы ей подарить.


Ведущий. Как можно охарактеризовать этих детей?


Ответы учеников и консультантов.


Консультанты. У каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к бабушке.


Ведущий. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:


Словом можно убить,

Словом можно спасти.

Словом можно полки

За собой повести.


5.Ведущий. Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “… почитай отца своего и мать”.


– Как хранят семейные традиции в вашей семье?


6.-Какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?


Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе братство лучше богатства.

Живи добрее, будешь всем милее.


7.Ведущий. К вашему вниманию частушки.


Исполняют Гульдар и Альбина.


8 .Девочки исполняют частушки.


Как слезинки, капли с крыши

В ясный день закапали,

Потому что Азат пишет

На столе каракули.

Мама шла из магазина,

Рядом с ней шагала Зиля.

Не догадывалась дочь

Маме груз нести помочь.

Пять часов сидела Лиля,

Нос уткнувши в телевизор.

А назавтра в дневнике

Вырос лебедь на строке.

Мама глянула в дневник:

– Что же ты за ученик?

Хоть порадовал бы мать

И принес не три, а пять.

Дятел пестрым клювом острым

Долбит звонкую сосну.

Две сороки на уроке

Нарушают тишину.

– Что ты, мама! Много нас,

Ты подумай – целый класс.

Нам отличник каждый дорог,

Не хватает всем пятерок.


9 .Ведущий.


Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.


Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.


Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”


Вспомним слова Л. Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других”


10 -Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?


Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)

“Доброта лучше красоты” (Г.Гейне)

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)

“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)

“Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе” (Вильям Шекспир)

“Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)

“Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер)


11.Ведущий. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.


Я прочитаю вам сказку.


Ни в каком это ни в царстве, ни в каком государстве жили-были дети: Айгульки, Азатики, Альфиушки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в нецарстве-государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли справиться с руками своими: махали ими направо- налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забыли чужих обид. И каждому казалось, его боль болючее. Все ходили обиженные, и каждый просил: “Не обижай меня”, но никто его не слышал.


Вопросы к детям и консультантам:


– Как вылечить этих детей?


– Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в нецарстве - государстве?


12.Давайте немного поиграем, но игра будет серьезная, мы будем работать над понятиями.


Кроссворд



Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Доброта.)

Внутренний психический мир человека. (Душа.)

Наука, изучающая процессы и закономерности психологической деятельности человека. (Психология.)

Проявление заботы, внимания. (Заботливость.)

Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств. (Уважение.)

Самое ценное, что есть у человека. (Жизнь.)

Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. (Совесть.)

Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека. (Сострадание.)

Высокий уровень чего-нибудь, высокие умения. (Культура.)

Группа живущих вместе родственников. (Семья.)


Ведущий: Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.


-Каким делает человека доброта и милосердие?


Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.


-Какой человек может быть добрым и милосердным?


Ученики: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.


- Судить человека надо по его делам.


Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора. Но наши ученики понимают и активно участвуют в благотворительных акциях. В прошлом учебном году помогали больному ребенку нашего города Кошкиной Даше и детям гимназии:Баширову Акаю, Насырову Альберту.


13.Ведущий обращается к библиотекарю:


– А как вопрос милосердия и доброты решается в литературе?


Библиотекарь. Из всех учебных предметов у взрослого человека остается один очень важный: ЖИЗНЬ! Постигая этот предмет, мы ищем ответ на самый главный вопрос: “Как жить на земле”? И помогают нам книги, о которых я вам расскажу.


Примерный список обзорной литературы.


Тема “Братья наши меньшие”:

Ю. Яковлев. “Багульник”, “Стриженный черт”, “Вдвоем с собакой”.

Г. Снегирев. “Про пингвинов”, “На большой реке”.

Г. Коржиков. “Жил человек у океана”, “Два коня”.

Ю. Коваль. “Пес Алый”.

“Поступать по правилам рыцарства”:

В. Крапивин. “Всадники со станции “Роса”.

Ю. Яковлев. “Вратарь”, “Автопортрет”.


“Взаимоотношения взрослых и детей”:

Ю. Яковлев. “Рыцарь Вася”, “Кусок хлеба”.

Л. Басова “Зайка и пакетик”.


14.Ведущий: Как выработать у себя доброе отношение к людям? Начните с малого.

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.

Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.

Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.

Защищайте девочек, маленьких детей.

Не допускайте грубости.

Старайтесь во всем помочь ближним.

Будьте добрым и милосердным человеком!


Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.


Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!


15. Напутствие консультантов.


Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!


16. Ведущий. Закончим же сегодня нашу тему песней Булата Окуджавы “Пожелание друзьям” (в записи или в исполнении присутствующих).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!