СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внекласское мероприятие посвящено военно патриотическому месячнику, который проводится у нас в школе каждый год в феврале.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда".»

Ход мероприятия


Ведущий: Давно это было, 70 лет назад, но чем дальше уходят эти дни, тем меньше места в учебниках истории занимает рассказ о борьбе нашего народа против фашистских захватчиков. Но мы не имеем права забывать обо всех жертвах, принесённых нашим народом, о тяготах и лишениях военной поры, о подвигах на фронте и в тылу. И в новом 21веке необходимо знать и помнить, о том, что выдержали, через что прошли и как выстояли ваши дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки.


1 учащийся:


Июнь! Клонился к вечеру закат.

И белой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят.

НЕ знающих, не ведающих горя.


Июнь! Тогда еще не знали мы.

Со школьных вечеров к Неве шагая.

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом в мае.


И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли на встречу утру и смеялись,

НЕ знали мы еще тогда с тобой.

Что с детством мы и с юностью прощались.


(голос Левитана о начале войны) СЛАЙД


Ведущий: Война началась в воскресенье, ранним июньским утром. Наши войска не были готовы к жестокому напору фашистов и с огромными потерями отступали. Отступали, оставляя за собой города и села.

Сегодняшний рассказ об одном из таких городов, о самой страшной трагедии Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда и вашей ровеснице Тане Савичевой, оставившей о себе память на века.

СЛАЙД 2,3


СЛАЙД 4. Восьмого сентября 1941года город был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Все: блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Никто не сможет приехать в город. Нет возможности пополнить запасы продовольствия: муки, крупы, масла…

СЛАЙД №5 Жизнь в городе становилась всё сложнее.

В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. В большинстве домов в результате артобстрелов и бомбежек были выбиты стекла, окна приходилось забивать фанерой, даже днем в комнатах было темно. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах, выводя трубы в окна, железные печки времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. Целые семьи гибли от холода и голода.

СЛАЙД № 6 К декабрю 1941г город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов.


Без пищи человек может жить много дней, а без воды не больше 2- 3 дней. Колонок с водой в городе было мало. Вышел из строя водопровод, и за водой жители Ленинграда ходили к Неве, Фонтанке, к другим речкам и каналам.


СЛАЙД 7. Немцы разбомбили продовольственные склады. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250г на рабочую карточку и 125г - на все остальные. Хлеб был сырой и состоял на две трети из примесей, его готовили из древесной целлюлозы и пшеничной пыли с мельницы. Он смешивался с горьким хлопковым маслом. Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем несравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень..

Детям выдавалось по 125 граммов хлеба в день, а кроме хлеба не было почти ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Люди умирали от голода и холода у себя в квартирах. Некоторые падали прямо на улицах и замерзали.

Чтобы обеспечить работу сердца, легких, всего организма человеку в день нужны минимум 1500 калорий. У ленинградцев этих калорий не было. Да и откуда они могли взяться из куска блокадного хлеба. Хлеба, в котором вместо муки были намешаны и целлюлоза, и даже опилки. А матерям необходимо было отделять часть хлеба от своего кусочка, чтобы поддержать детей.

2 учащиеся:

Не было муки, она была

Более легендою, чем былью.

С лебедою смешанною пылью,

Черная, и все-таки бела.

Чем еще ей было нас кормить

матери, спасавшей нас от смерти?

Это было мужеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить. (В.Гордейчев)

3 учащиеся:

…О, мы познали в декабре —

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех –

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский…


СЛАЙД 8. Но за кольцом блокады не забывали о голодных ленинградцах. Люди придумывали тысячу планов подвоза продовольствия в осажденный город. Огромные баржи, наполненные мукой, крупой, маслом и др. продуктами преодолевали опасные километры через Ладожское озеро, постоянно подвергаясь атакам со стороны немецких бомбардировщиков. Но продовольствие, подвозимое на баржах, не могло накормить миллионный город, кроме того, приближалась зима, и озеро стало покрываться льдом. Когда лед окреп, решили проложить по нему дорогу. Мороз крепчал, крепче становился и лед, а ждать нельзя – в Ленинграде умирают от голода. Один мешок муки может спасти сотню людей.

Учащийся 4. В ночь на 22 ноября на лед сошла первая колонна машин. Трещит, прогибается под машинами лед. Вдруг не выдержит. Так и есть! Провалилась одна машина! Водитель успел выскочить, а машина затонула, но остальные прошли. Очень хотелось водителям помочь голодному городу, но перегружать машины нельзя, и к машине стали прицеплять легкие сани, на которые можно было положить дополнительный груз. Днем и ночью шли машины по ледовой трассе, под бомбами, под снарядами и вот, наконец, настал день, когда в Ленинграде смогли увеличить норму выдачи хлеба.

Учащийся 5.

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

СЛАЙД 9.

Война еще идет, еще — осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль «За оборону Ленинграда».

Ольга Берггольц

Ведущий:


Учащийся 6.


СЛАЙД 10. Ведущий: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

СЛАЙД 11-20. Учащийся 7. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей. (Выходят по очереди учащиеся и вывешивают на доску листки).

     На сцене разыгрывается инсценировка отрывка из поэмы С. Смирнова «Сердце и дневник» подготовленная учащимися.

Действующие лица:

Ведущий:

Юноша:

 Девушка:

Таня Савичева:

 За столом, сидит девочка, закутанная в шаль, и огрызком карандаша что-то записывает в маленькую книжечку-блокнот.

         Юноша:

         А петля блокады туже, туже,

            Беспощадней будничность ее.

            С моря нагнетаемая стужа

            Так и ломится в твое жилье.

Девушка:

         Холод, мрак, согбенные фигуры,

            А за толстой линией окна

            Минус 35 температура

            И все та же самая война.

        Юноша:

          Ничего от прежней Тани нету,

            Изменились все черты лица,

            Вот она - одиннадцатилетний

            Человек с глазами мудреца.

Ведущий: 28 декабря одиннадцатилетняя ленинградская школьница Таня Савичева сделала первую запись в своем дневнике, о котором впоследствии узнала вся страна.

Девушка:

         Раньше всех встает на кухне Женя

            И спешит из дома поутру.

            Таня с тайным чувством уважения

            Провожает старшую сестру.

            На завод за восемь километров

            Ходит Женя каждый божий день

            И уже пугающе заметно

            Тает, словно собственная тень.

         Юноша:

                    Женя, Женя! Ранняя сутулость,

            Изможденность ясного чела.

            ... На завод ушла и не вернулась -

            Прямо на работе умерла…

Девушка:

         А метель в горелом переулке

            Клок афиши трогает и гнет.

            Таня вынимает из шкатулки

            Маленькую книжечку - блокнот.

            Ищет букву «Ж» по алфавиту,

            Карандаш достала из стола,

            А затем не детски, деловито,

            Вписывает: «Женя умерла».

 Таня Савичева: Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

                   Юноша:

         Умерла наставница и няня,

            Вечный холод в грудь ее проник.

            Со священной бережностью Таня

            Держит свой теперешний дневник.

         Таня Савичева.

         Где они теперь, мои салазки,

            Где мои «снегурочки»-коньки?

            Все трясет от орудийной встряски,

            Даже воду в прорубях реки.

            Все остатки радости сгорели.

            Все в разрывах - суша и гранит.

            И под говор мартовской капели

            Занемог брат Лека, Леонид.

         Юноша:

         И опять же вынула украдкой

            Свой блокнотик младшая сестра

            И вписала строго, крупно, кратко:

            «Лека умер в 5 часов утра».

Таня Савичева. Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра.

Девушка:

         А зима все бедственней. И вскоре

            Смерть пошла косить из дома в дом.

            Умерла учительница в школе,

            Замертво свалился управдом.

            Гибнут люди, гибнут сплошь и рядом,

            Кто во тьме, а кто средь бела дня.

            И приметой скорбного обряда

            Стал служить не гроб, а простыня.

         Юноша:

         Стужа жгла, сугробы наметала,

            Даже хоронила задарма.

            И служила вроде санитара

            Долгая блокадная зима.

Девушка:

         Машинально Таня полистала

            Свой немногословный дневничок.

            Все семейство Савичевых встало

            Перед нею вновь наперечет.

            И она буквально по два слова

            Пишет, как на крайней полосе.

Таня Савичева. ... «Савичевы умерли».

         Юноша: И снова.

Таня Савичева. ... «умерли».

Девушка: И добавляет.

Таня Савичева. «Все».

Юноша:

         За окном весеннее блистанье.

            А она сиротски занесла

          В свой дневник:

Таня Савичева. «Осталась одна Таня».

Девушка: Даже не поставила числа.


  • "Женя умерла 28 декабря в 12.30 ч. утра 1941 года"

  • "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

  • "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

  • "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 13 апреля 1942 года"

  • "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

  • "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

  • "Савичевы умерли"

  • "Умерли все"

  • "Осталась одна Таня"

Учащийся 6.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".







СЛАЙД 21. Ведущий: При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла.

Но не все Савичевы умерли. Наперекор смерти продолжается жизнь этой семьи. Остался в живых родной брат Тани, Михаил, который в дни блокады ушёл в партизаны, и сестра Нина, она с группой ребят была направлена в строительный батальон на Ладогу. А потом срочно эвакуирована на Большую землю. Домашних она так и не смогла предупредить. Её ждали несколько дней, а когда все сроки прошли, мама Тани отдала, как память о сестре, её записную книжку. Ту самую, которая стала Таниным дневником.

СЛАЙД 22-23. В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, не смотря ни что»

После девятисот дней и ночей 18 января 1943 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года полностью снята.


СЛАЙД 25. Исполняется песня. «Журавли»


Учащиеся. Слайд 26-28.

Ленинград – выстоял. Ленинград – жив.


….и летели листовки с неба

На пороги замерзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

«Будет мир. Вам не снится мир?»


Дети плача хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.


Без воды, без тепла, без света.

День похож на страшную ночь.

Может в мире, и силы нету,

Чтобы все это превозмочь?


Умирали – и говорили:

-Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли,

На колени не встали, нет!


Мудрено ли, в ратной работе

Город наш по-солдатски хорош?

Петр построил его на болоте,

Но прочнее земли не найдешь. (Елена Рывина Ночь)



СЛАЙД 29. Ведущий.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тыс. до 1,5 млн человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.


Ленинград выдержал длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население, воспитанное на революционных, боевых и трудовых традициях, до последнего вздоха защищало город.

До сих пор в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, на стенах сохранились надписи: «при обстреле эта сторона улицы наиболее опасна». На самом деле эта сторона уже давно не опасна, но забывать ничего нельзя, вот в чем дело. Молодежь иногда не понимает, почему старики говорят «Ленинград», неужели нынешнее название запомнить не могут? В ответ на это послушайте стихотворение Людмилы Тервонен, блокадницы, выжившей в те страшные годы.

Я верю, что простят нас внуки,

Когда в час встречи, в час разлуки,

Мы говорим: «Мой Ленинград».

Другое говорить не можем –

Названья нет для нас дороже,

Чем Ленинград, чем Ленинград.

Не потому, что здесь родились,

Учились, жили и трудились,-

Трагедия у нас в судьбе:

В блокаду умирали вместе,

Но выжить было делом чести,

И выжили в мучительной борьбе,


Теперь пишу – «Санкт – Петербург».

Названье это принимаю,

Люблю, горжусь и понимаю…

Но лишь всплывут воспоминанья –

Блокады, горя и страданья,

Я говорю: «Мой Ленинград!».

Свыше 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)



 -Сегодня мы рассказали вам всего лишь несколько страниц из военной летописи. Мы хотим, чтобы это помнили…

Учащиеся образуют круг и друг другу передают свечу памяти, каждый произносит «Мы помним…»



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!