Внеклассное мероприятие среди 6-х классов
«Форд Боярд»
Цели:
формирование у учащихся интереса к изучению математики; создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике; расширение границ познания учащихся по математике;
развитие интеллекта, логического мышления, индивидуальных творческих способностей учащихся, творческой активности, находчивости, сообразительности, памяти, внимания, оригинальности и гибкости мышления;
воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, формировать навыки коллективной работы, культуры ведения дискуссии, чувства ответственности.
Оборудование: ноутбук; интерактивная доска; файл с презентацией; карточки с вопросами, счеты, ключи.
Правила игры: Команды должны состоять из 6 человек. Остальные учащиеся выступают в роли зрителей, болельщиков.
Цель игры: Собрать как можно больше ключей.
1. Орг. момент. (1 слайд).
Ведущий: Форт Боярд находится в Атлантическом океане в Бискайском заливе недалеко от города Ла-Рошель. Это не бутафория, а настоящее оборонительное фортификационное сооружение, построенное в XVIII веке по приказу Наполеона на маленьком островке для прикрытия морских подступов к портовым городам Рошфор и Ла-Рошель. В стратегических целях крепость ни разу не применялась, зато долгое время служила местом содержания под стражей политических заключенных. Когда тюрьму перенесли в Новую Каледонию, форт стал одним из памятников французской истории регионального масштаба.
И сейчас мы с вами посетим эту крепость и поиграем в игру “Форт Боярд”. В нашей игре принимают участие две команды. Команды пройдут ряд испытаний, в которых надо проявить все свои знания по математике, а также ловкость и везение. За каждый успешно и быстро пройденный этап команды получают ключи, а может и потерять своего игрока, который окажется в плену у старца Фура. Команда набравшая наибольшее число ключей побеждает, однако команда должна придти к финишу в полном составе. Итак, прежде чем отправиться в путь за ключами, познакомимся с командами.
(На сцену выходят две команды и занимают свои места)
1 этап. Первое задание: (3 слайд)
На выполнение первого задания отводится 1 минута. Команда, выполнившая задание быстрее и правильно, получает ключ. Команда, которая справилась с заданием, поднимает руку
Расставить дроби в порядке возрастания:




2 этап. Кто самый внимательный?(слайд 4)
Приглашаются капитаны команд к старцу Фура. Ключ достается тому, кто окажется более внимательным.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Ключ немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали.
И не одну, а целых … две!
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два … марш!
Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше … пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы ключ не взяли,
Когда была возможность взять?
3 этап. Террариум (5 слайд)
Вы попали в террариум с насекомыми и пресмыкающимися. Выбрав на экране понравившегося вам представителя, вы получите задание.
1. Сколько сейчас времени, если оставшаяся часть суток в два раза больше прошедшей? (8 часов)
2. Какой получится струнный инструмент, если на участке в 100 кв.м. звучит одна и та же нота? (Арфа)
3. Какое число делится на все числа без остатка? (Ноль)
4. Какие ноты при соединении образуют только часть чего-либо? (Доля)
4 этап. «Решётка» (6 слайд)
Мудрец выбирает из команды под стражу 4 человека по 2 участника из каждой команды, они должны выполнить задания. Игрок справившийся с заданием свободен. Если не справился с заданием, то остается в плену (на месте). Потом его может команда освободить в поединке со старцем Фура на этапе «Загадка» .
Задание 1. Записать дробь в виде десятичной дроби:

Ответ: 5,032.
Задание 2. Разгадать ребус
Ответ: Дробь
Задание 3.: В следующих поговорках встречаются числа, которые вы должны вставить. Когда вставите эти числа и затем сложите их, то в сумме должно получиться 28.
1) … колесо в телеге
2) У него … пятниц на неделе
3) … раз отмерь – … раз отрежь
4) … с ложкой, … с сошкой
Ответ: 5 + 7 + 7 + 1 + 7 + 1
Задание 4. Решите уравнение:
(19 – а) : 0,7 = 8,26
Ответ: 13,218
5 этап. (7 слайд)
Ведущий задает вопросы каждой команде по очереди. Ключ получает та команда, у которой большее количество ответов.
*Вопросы 1-й команде:
1.Как называется одна вторая часть числа?
(Половина).
2.Как найти неизвестное делимое?
(Частное умножить на делитель).
3.Наименьшее натуральное число.
(Один).
4.Можно ли при умножении чисел получить ноль?
(Да).
5.Три в квадрате равно девять, четыре в квадрате равно шестнадцать. А чему равен угол в квадрате?
(90 градусов).
6.Единица измерения скорости на море.
(Узел).
7.Площадь квадрата 49 кв.см. Чему равен его периметр?
(28 см).
8.Какие цифры употребляются в десятичной системе?
(Арабские).
9.Чему равен объем 1 кг воды?
(1 литр).
10.Какую часть числа составляют 20 минут?
(Одна треть).
11.Какой знак нужно поставить между 2-мя и 3-мя, чтобы получилось число, большее 2-х и меньшее 3-х?
(Запятая).
12.Как найти неизвестное слагаемое?
(Из суммы вычесть известное слагаемое).
13.Натуральное число, имеющее более двух делителей?
(Составное).
14.Наибольший общий делитель взаимно простых чисел.
(Один).
15.Прибор для измерения углов.
(Транспортир).
*Вопросы 2-й команде:
1.Одна четвёртая от одного торта.
(четверть).
2.Как найти неизвестное вычитаемое?
(Из уменьшаемого вычесть разность).
3.Можно ли при делении чисел получить ноль?
(Да).
4.Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
(3 кг).
5.Чему равен один пуд?
(16 кг).
6.Периметр прямоугольника 64 см. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?
(16 см).
7.Чему равна масса 1-го куб.м воды?
(1 тонна).
8.Чему равна четверть часа?
(15 минут).
9.К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?
(в 1000 раз).
10. Как найти неизвестный множитель?
(Произведение разделить на известный множитель).
11.5*5=25, 6*6=36, 7*7=?
(49).
12.Как называется число, делящееся без остатка на два?
(Чётное).
13.Деление числителя и знаменателя дроби на их общий делитель
(Сокращение).
14.Каким словом обозначался миллион в Древней Руси?
(Тьма).
15.Прибор для построения окружности?
( Циркуль).
6 этап. Загадка Фура: (8 слайд)
Задание даётся обеим командам, ответ записывается на карточке и передаётся старцу. Команда ответившая быстрее и правильнее получает право выбора: получить ключ или спасти из плена своего товарища.
“Этот предмет изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и первую в мире пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось вершиной мастерства, а уж умение решать задачи с его помощь -- признаком большого ума и высокого положения в обществе. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться каждый школьник”.
(циркуль)
7 этап. Палочки. (9 слайд)
Необходимо представить по три игрока от команды. Дается 3 попытки. Команда набравшая большее количество очков побеждает. Победитель забирает ключ. В игре палочки вам необходимо будет продемонстрировать своё умение просчитывать ходы наперёд. На игровом поле перед вами находятся двадцать деревянных палочек. Вы, по очереди, будете брать одну, две или три палочки(сколько именно брать - решать вам). Взявший последнюю палочку проигрывает, поэтому цель игры заключается в том, чтобы оставить эту палочку оппоненту. Право первого хода принадлежит команде, которая последней завоевала ключ.
8 этап. Корзина(10 слайд)
Двое участников решают уравнения. Решение уравнения и есть номер коробочки в которой ключ. Ключ находится в корзине на полке.
40,32 : (406,2 – х) = 2,1
Ответ: 387
9 этап. Задачи-шутки.
Каждая команда получает карточку с задачами-шутками, ответы записываются в отведённых для них местах. На выполнение задания даётся 2 минуты. Команда, ответившая на большее количество вопросов, получает ключ.
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? ____________
Как далеко в лес может забежать заяц? ______________
Какое колесо не крутится при правом повороте? ___________
Электропоезд едет с востока на запад. Набрав скорость, поезд делает 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону относит дым поезда? ________________
На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? ____________________
Из какой посуды не едят? ___________________
Ответы:
Нет, будет ночь.
До середины, затем он будет выбегать из леса.
Запасное.
Электропоезд не дымит.
Ни одного.
Из пустой.
10 этап. Игра со зрителями. (9слайд)
Ведущий: Итак, у каждой команды набралось несколько ключей. Сейчас они получат столько же букв и постараются отгадать ключевое слово нашей игры.
И пока они совещаются, поиграем со зрителями. (Кнопка болельщики)
1) Какой раздел математики греки назвали “искусством чисел”?
А) Алгебра Б) Геометрия В) Арифметика Г) Теория чисел
2) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Числовые Б) Цифровые В) Формульные Г) Логарифмические
3) Как называется промежуток времени в 10 дней, третья часть месяца?
А) Десятина Б) Десятник В) Декада Г) Декадент
4) Как заканчивается известная пословица: “Ясно, как ...”?
А) Дважды два Б) Трижды три В) Пятью пять Г) Шестью шесть
5) Какой “дробный” член есть в футбольной команде?
А) Полувратарь Б) Полутренер В) Полунападающий Г) Полузащитник
6) Исключите лишнее слово
А) Сумма Б) Множитель В) Разность Г) Частное
7) Какой математический знак существует?
А) Стебель Б) Корень В) Лист Г) Цветок
8) Какова сумма числа вершин и ребер куба?
А) 12 Б) 16 В) 20 Г) 22
Дополнительный этап. Бокал составлен из четырех спичек. Внутри него - вишенка. Как нужно переместить "бокал", переложив две спички, чтобы вишенка оказалась снаружи?

(После игры с болельщиками, проверяем, какая команда набрала больше ключей)
Объявление победителей.