СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного занятия "Блюда из зерна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать для проведения отдельного мероприятия для учащихся начальной школы, посвящённого завершения сельхозуборочных работ, а также как внеурочное занятие по кружковой деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного занятия "Блюда из зерна"»

Разработка урока по правильному питанию "Блюда из зерна" в 3 в классе

Цель:

  • расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;

  • дать учащимся представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню;

  • сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна;

  • рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни, его пользе для здоровья;

  • воспитывать культуру поведения за столом во время еды;

  • способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование: колоски, рисунки, крупа.


Ход занятия:


I. Вхождение в урок.

(Изображение пшеничного поля)

- Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).

- Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)

- Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

II. Выведение темы и цели занятия.

- Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)

- Тема нашего занятия так и звучит: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

- Давайте определим цели занятия:

Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.

УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появились каши)

ПОВТОРИТЬ…(какие бывают виды каш…)

ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к еде)


III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

- Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек?

- Какими должны быть перерывы между приёмами пищи?

- Назовите основные правила гигиены питания, которые мы с нами вывели на прошлых занятиях.

  • Мою руки перед едой с мылом.

  • Мою фрукты и овощи перед едой кипяченной водой.

  • Ем небольшими кусочками, не тороплюсь.

  • Не разговариваю во время еды.

  • Ем в меру.

  • Не питаюсь всухомятку.

  • Ем в одно и то же время.

2. Беседа. Введение правила: завтрак – обязательный приём пищи.

- Какой приём пищи, по вашему мнению, является обязательным?

Завтрак – это обязательный приём пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный приём пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Завтракающий человек больше устойчив к стрессам, умственным и психическим нагрузкам. Во сколько часов должен быть завтрак? Во сколько завтракаете вы?

- Ребята, а что вы едите на завтрак дома?

На завтрак можно приготовить яичные блюда – омлет или яичницу; творожные блюда – сырники, ленивые вареники, а также овсяные хлопья с молоком.

- Что, по вашему мнению, служит лучшим блюдом на завтрак?

- Ребята, вспомните, кто из известных вам героев детской песенки варил замечательную кашу?

- Сорока-белобока! Где была?

- Далёко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек собирала, кашкой угощала.

3. Рассказ учителя о каше.

- Кто из вас сможет объяснить такое выражение "Праматерь хлеба"? (Мать всех хлебов). Праматерью хлеба в народе величают кашу.

- Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Каша – это исконно русское блюдо. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Так, жених и невеста должны были при гостях сварить кашу, а затем ее съесть. Так проверялась прочность их чувств. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей". При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, ее должен съесть молодой отец.

У русских князей существовал обычай – в знак примирения с врагом варить кашу. Противники собирались за одним столом есть кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. Если же соглашения достичь не удавалось, то про несговорчивых людей говорят: «С ним каши не сваришь». Выражение дошло до наших дней.

- Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

- Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом.

- Каша – это полезная еда, которая поможет вам стать здоровым и сильным.

- Ребята, а вы знаете, из чего же можно приготовить кашу?

4. Загадки по теме занятия.

- А теперь попробуйте отгадать загадки .

Черна, мала крошка, Как во поле на кургане

Соберут немножко, Стоит курица с серьгами.

В воде поварят, (Овес)

Кто съест – похвалит.

(Гречневая каша)

В поле – метелкой, Весь из золота отлит,

В мешке – жемчугом. На солнышке стоит.

(Пшеница) (Колосок)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Облако, облако!

Белое, хорошее!

Подари нам, облако, капельку дождя.

(Дети поднимают руки вверх)

Маленькое зернышко

Нами в землю брошено.

(Дети изображают сеятелей)

Маленькому зернышку

Без воды нельзя!

(Дети через стороны поднимают руки вверх)

- Ребята, а как вы понимаете пословицу: «Кашу маслом не испортишь»?

Масло делает вкус каши более мягким и нежным.

-Попробуйте отгадать загадки и узнаете, без чего не бывать каше:

Меня одну не едят

И без меня не едят.

На воду упала и сразу пропала.(Соль)

- Правильно, соль также хозяйки добавляют в кашу.

Я бел как снег,

В чести у всех.

И нравлюсь вам

Во вред зубам.(Сахар)

- Правильно, а это сахар.

Бело, а не вода,

Сладкое, а не мед.

От буренки берут,

Деточкам дают.(Молоко)

- А что еще можно добавить в кашу, чтобы она стала вкусной и полезной?

Правильно, в кашу можно еще добавить ягоды, фрукты, изюм, варенье, орешки. При помощи фруктовых и овощных соков можно изменить цвет каши, сделать ее внешний вид более привлекательным. От этого каша только выиграет.

Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке "Каша из топора".

5. Сценка "Каша из топора".

(Входят Солдат и Старуха.)

Ведущий:

Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…

Солдат:

Здравствуй, Божья старушка!

Дай мне чего-нибудь поесть.

Старуха:

Вон там на гвоздике повесь.

Солдат:

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Старуха:

Где хошь, там и заночуешь.

Солдат:

Глухая! Подавай на стол!

Старуха:

Да нечего, родимый!

Солдат:

Свари кашицу!

Старуха:

Да не из чего, родимый!

Солдат:

Давай топор, я из топора сварю.

(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)

Ведущий:

Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Солдат:

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.

(Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)

Ведущий:

Солдат сыплет крупу, пробует.

Старуха:

Готова ли?

Солдат:

Совсем готова была, да только маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)

Солдат:

Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси - станем кашицу есть!

(Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)

Старуха (смакуя кашу):

Служивый, а когда ж топор будет есть?

Солдат:

Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)

(Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)

Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.

- А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?

(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.

- Какие каши ещё известны?

- Самые "старшие" среди каш - пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу - 5 тысяч лет; гречневую кашу - 4 тысячи лет.

6. Групповая работа. Игра «Детективы».

Класс делится на три команды. На столе раскладываются различные колоски (овес, пшеница, просо). На тарелках – крупы (рис, гречиха). Детям предлагается отгадать, из каких растений, зерен и круп получились манная, пшенная, гречневая, овсяная, рисовая каши.

7. Любимая каша. (анкетирование)

- Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая - 3 человек, гречневая - 7 человек и манная - 5 человек.

- Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?

- Без добавок любят кашу - 3 человека, а любимые добавки - масло, варенье, сахар и сухофрукты.

- В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.)

Кашу любят все. Любимой кашей Петра I была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша)

Все мы с детства помним сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду варёной полбой. Что же это такое? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы - с ломким колосом. Это каша их зёрен такой пшеницы.)

- Кто из вас слышал о Гурьевской каше?


Гурьевская каша

Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово.

Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр.

Название каши связывают с именем графа Гурьева. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел. Граф выкупил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина.

Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.


(таблица)

Рецепт гурьевской каши.

  • 1/2 стакана манной крупы

  • 2 стакана молока

  • 1/2 ст. измельчённых грецких орехов

  • 2 стол. ложки сахара

  • 2 ст. ложки сливочного масла

  • 2 яйца

  • соль, ванилин по вкусу

Суворовская каша.

-Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)

- 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.

- Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока?

- Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.

(карточка № 1)

- После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы - высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание. И командующий старик, а Суворову тогда исполнилось 70 лет, всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: собрал у солдат их собственные запасы – оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречихи, сложить все продукты в общие котлы и сварить кашу, добавив масла и лука, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной и полезной. И в народе её прозвали Суворовской.

- Какую информацию узнали?

(таблица)

Рецепт Суворовской каши:

  • лук репчатый - 6 шт.

  • морковь - 2 шт.

  • пшено - 4 ст. ложки

  • перловая крупа - 4 ст. ложки

  • горох - 4 ст. ложки

  • растительное масло - 2 ст. ложки

  • вода - 2 стакана

  • соль - по вкусу

IV. Закрепление.

1. Чтение стихотворений о каше.

1-й ученик. Кто кашу есть не любит,

Тот просто себя губит.

Говорят, что щи да каша –

Это пища наша.

2-й ученик. Гречневая каша

Развивает ум.

Кто не ест такую,

Действует вслепую.

3-й ученик. Рисовая – полезная,

Не дает толстеть.

Овсяную просто

Нужно детям есть!

4-й ученик Перловая, как и ячневая,

Особый имеет вкус.

Много ты не раздумывай,

А мотай на ус!

5-й ученик Пшенная, да если там

Еще и тыква есть, –

Это такая вкуснятина,

Слов восторженных не счесть.

6-й ученик Да, ребята, понял я,

Каша – это сила,

Каша – это рост,

Если не употреблять ее

Все усилия – коту под хвост!

- Давайте повторим правила поведения за столом.

2. Игра "Продолжи пословицу".

- Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных - продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Гречневая каша - матушка наша.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.

- Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?

Кашу маслом не испортишь.

Щи и каша - пища наша.

Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.

С ним каши не сваришь.

Просо не посеешь, блин не испечёшь.

- Давайте повторим правила поведения за столом.

V. Итоги занятия.

- Ребята, на какую тему мы с вами вели беседу?

- Что интересного вы узнали на занятии?

- Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:

"Я понял(а), что…..

"Я узнал(а), что…..

"Мне было интересно …..

"Теперь я буду …….

"К сожалению ……

"Я буду ……

- Что расскажете дома своим родителям?

- Для чего мы едим каши?



Домашнее задание: спросить у родителей рецепт самой вкусной каши в вашей семье и проиллюстрировать его. А еще я вам хочу предложить оригинальный рецепт вкусной каши. Компоненты: тыква, горсть изюма, сливы 10 шт., кураги 15 шт., сливочное масло 150 г, рис 1 стакан (отварить до полуготовности), 0,5 стакана сахара или 2 ст. ложки меда. Срезать верхушку тыквы, очистить от семян. Положить все компоненты, перемешать. Закрыть крышкой. Поставить в разогретую до 180о духовку на 40 минут. Каша получается очень ароматной и вкусной.





ПРИЛОЖЕНИЕ






























































Рецепт гурьевской каши.

  • 1/2 стакана манной крупы

  • 2 стакана молока

  • 1/2 ст. измельчённых грецких орехов

  • 2 стол. ложки сахара

  • 2 ст. ложки сливочного масла

  • 2 яйца

  • соль, ванилин по вкусу



Рецепт Суворовской каши:

  • лук репчатый - 6 шт.

  • морковь - 2 шт.

  • пшено - 4 ст. ложки

  • перловая крупа - 4 ст. ложки

  • горох - 4 ст. ложки

  • растительное масло - 2 ст. ложки

  • вода - 2 стакана

  • соль - по вкусу



Рецепт вкусной каши.

Компоненты: тыква, горсть изюма, сливы 10 шт., кураги 15 шт., сливочное масло 150 г, рис 1 стакан (отварить до полуготовности), 0,5 стакана сахара или 2 ст. ложки меда. Срезать верхушку тыквы, очистить от семян. Положить все компоненты, перемешать. Закрыть крышкой. Поставить в разогретую до 180о духовку на 40 минут.