СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка воспитательного часа "След в истории выдающихся личностей"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка воспитательного часа "След в истории выдающихся личностей"»

Разработка воспитательного часа

Учитель Волкова О.Н., учитель истории ГОУ «Донецкая школа-интернат №1»

Класс: 11-А

Цели и задачи: Познакомить обучающихся с выдающимися личностями донецкого края, показать истинное значение и важность личного вклада для Родины. Формирование уверенности в том, что человек способен изменить ход исторических процессов.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные: Формирование ценностей гражданина, ответственного отношения к истории и судьбам родного края. Осмысление представлений о гражданственности, взаимосвязи с реальными жизненными целями и ситуациями, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах. Выработать жизненную гражданскую позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Познавательные: - привлечь обучающихся к обсуждению, - формировать владение основными тезисными положениями темы гражданственности, изучающего и поискового чтения; развить умение структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное

Коммуникативные : - создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес к проблеме гражданственности;- создать ситуацию успеха и выработать умение общаться с другими детьми, в группе;- сформировать осмысленную гражданскую позицию, через анализ приведенных аналогий и примеров

Регулятивные: развить социально-критическое мышление как когнитивную составляющую социальной компетентности гражданина Республики, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной значимости гражданина; - развить умение осмыслять информацию из разных источников, решением практических задач, формирование собственных оценочных суждений для координирования позитивного опыта обучающегося путём применения полученных знаний

Перечень необходимых технических средств и наглядности: Видеоролик «Мой родной край», презентация «ДНР – родина знаменитостей и выдающихся людей»

Перечень используемых дидактических средств: пазлы- определения «Гражданин»

Обоснование целесообразности использования указанных методов, технологий обучения, форм организации:

На уроке сочетается одновременно несколько методов и форм организации учебного взаимодействия, что позволяет гармонизировать актуализацию компетентностей и приобретение новых знаний и умений обучающихся.

Использование элементов групповой работы позволило обеспечить активизацию учебного процесса, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, путём раскрытия возможностей кооперирования, для коллективной познавательной деятельности – обсуждение задачи, пути реализации её практически (Упр. «Пазлы», Упр: «Угадай героя»); коммуникативные навыки: распределение операций, заданных особенностями изучаемого объекта (Упр. «Пазлы» - согласованное действие, формулировки афоризмов; Упр. «Узнай героя» - обмен, распределение, выбор соответствующих способов действия).

Использование ИКТ на уроке позволило сделать успешным мотивационный этап (видеоролик «Мой родной край»), достижение более высокого уровня усвоения содержания (презентация «ДНР – родина знаменитостей и выдающихся людей»), так же формируются общие и специальные информационные и коммуникативные компетенции.

В упражнении «Угадай героя» - в основе сочетается как актуализация уже имеющихся знаний обучающихся, так и элемент поисково-исследовательской технологии: ребятам предстоит угадать героя, и согласно имеющимся раздаточным материалам определить соответствие «картинка - содержание», проводя анализ имеющейся информации из полученного фактического материала.

В постановке вопроса, в начале урока, есть «проблемность», что позволяет активизировать индивидуально-ориентированные функции учебного процесса, формировать разные аналитические подходы, позиции и взгляды ученической аудитории.

На этапе рефлексии, плавно изменяется тип взаимодействия из группового на личностно-ориентированный где каждый принимает самостоятельное решение, подводя краткий итог усвоенного.

На уроке я использую методы, развивающие мышление обучающихся (проблемно-поисковый, исследовательский, методы диалога и беседы, работа в группах), то есть приоритетными становятся условия смены деятельности, где обучающийся из нейтрального объекта приобрёл бы индивидуальные качества субъекта, раскрыть возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию личности обучающегося.





ЭТАП МЕРОПРИЯТИЯ

ВИДЫ РАБОТЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

МОМЕНТ

Словесное приветствие.

 

 

 

 

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

Добрый день, уважаемые учащиеся! Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся.

Я желаю вам плодотворно потрудиться. Покажем друг другу умение работать в единой сплоченной команде, быть внимательными и чуткими.

 

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

    1. МОТИВАЦИЯ К УД

Просмотр видеоролика «Мой родной край»

На фоне демонстрации видеоматериала учитель зачитывает слова

М.В. Исаковского

«Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас не найти»


Просматривают видеоматериал

Личностные: проявлять внутреннюю позицию на уровне активизирования индивидуально-ориентированных функций учебного процесса, формировать разные аналитические подходы, позиции и взгляды ученической аудитории.

Метапредметные: извлекать информацию в соответствии с учебной целью, определять значение и смысл работы в видеоматериалом.

    1. АКТУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Беседа с обучающимися:



























.


- Как вы думаете, о чем говорит автор строк?

(О неповторимости родной земли

О том, что где бы мы не были лучше Родины не найти…)

- Вы просмотрели фрагмент фильма, что вы видели? Знакомы ли вам кадры фильма?

(Фотографии Донецка, Тореза, Зугрес,

Памятник погибшим героям в вов в Торезе..)

-Какая идея объединяет увиденное?

(это край где мы родились, это наша Родина)

- Правильно, сегодня мы с вами на занятии еще раз поговорим о любви к Родине, гражданственности, о культуре нашего края, народа. Все знают, что столица нашей Республики – Донецк.

- А все ли знают, чем отличается столица от любого другого города? (- Столица как сердце страны;- Как правило больше других городов - Главный город государства.

- Вне зависимости от ее размера, численности населения и уровня развития городской экономики, она является политическим центром нашей Республики.

- Именно в столице определяется политика государства

- формируется направление государственного развития

И др.)


- Каждый город, подобно человеку, имеет свои неповторимые, присущие только ему черты, а лицо этого города – прежде всего люди, которые живут и трудятся на благо всей нашей Республики. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Общая для всех жителей государственная ценность – символика Республики.

Дают ответы на вопросы


















































Выработать жизненную гражданскую позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


Познавательные: - привлечь обучающихся к обсуждению, - формировать владение основными тезисными положениями темы гражданственности, изучающего и поискового чтения;



Так как мы с вами граждане ДНР, то сегодня у каждого из вас будет отличительный знак гражданина. У вас на партах лежат нагрудные ленточки (черного, синего и красного цвета)и рабочие листы. Предлагаю вам в течение 30 секунд прикрепите ленточку себе и помогите своему товарищу по парте.

- Давайте объединимся по цветам:

1 ряд будет символизировать черный цвет

2 ряд – синий

3 ряд – красный

- Что мы получили? (Цвета флага нашей Республики)

- Государственный флаг – официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства. Итак, давайте вспомним, какое символическое значение для нашей Республики имеют эти цвета.

 (- Чёрный цвет символизирует плодородную землю и уголь Донбасса;

- Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского Моря;

- Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу нашего народа.)

- Правильно, а какие еще отличительные символы определяют нашу Республику?

(Герб, государственный гимн)

- Молодцы, а еще паспорт – паспорт гражданина ДНР.

 А кто мне скажет, что это за документ паспорт?

Дети надевают отличительную ленточку, помогают соседу по парте.






Дети объединяются в группы







Отвечают на вопросы








Дети представляют свои команды согласно символике цветов флага ДНР:


Личностные: Осмысление представлений о гражданственности, взаимосвязи с реальными жизненными целями и ситуациями, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Метапредметные:

Регулятивные: развить социально-критическое мышление как когнитивную составляющую социальной компетентности гражданина Республики, обеспечивающей конструирование и понимание индивидом социальной значимости гражданина;


Приём «Пазлы»


Работа в группах

Итак, как вы считаете, кто может называть себя гражданином Республики: только ли наличие паспорта у человека определяет его содержание? – Давайте вместе с вами разберём понятие «гражданин». Я предлагаю вам объединиться в группы по 4 человека и сложив «пазлы» разгадать содержание понятия «гражданин».

Пазлы:

1) Гражданин

– человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

2) Гражданин -лицо, принадлежащее к постоянному населению определенного государства и наделенное правами иобязанностями в соответствии с законами этого государства.

- А теперь, давайте сравним что у вас получилось. Внимание, на экран.. поднимите пожалуйста руку, у кого все элементы пазлов сошлись? – Молодцы.

- Назовите пожалуйста по одному качеству-характеристике присущей гражданину своей Республики

Патриот, высокая нравственность, любит природу родного края, заботится о ней, готов защищать свою Родину, активная жизненная позиция, хорошо учится, трудится на благо своей Родине, знает и соблюдает законы, нормы поведения, добросовестный и др.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока.

Предлагает записать определение «Гражданин» в тетради

Дети объединяются по 4 человека и собирают пазлы:

определение «гражданин»

























Дети сверяют ответы с определением спроецированном на экране














Записывают тему и определение в тетради








Личностные:

проявлять заинтересованность в командной работе при выполнении учебного задания

Метапредметные:

развить умение структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное

Коммуникативные : - создать учебную мотивацию, пробудить познавательный интерес к проблеме гражданственности;- создать ситуацию успеха и выработать умение общаться с другими детьми, в группе;- сформировать осмысленную гражданскую позицию, через анализ приведенных аналогий и примеров



    1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИ

АЛА

Приём: «Узнай героя»



Просмотр презентации

-Говорят, кто не знает своей истории, у того нет будущего, а наивысшая ценность любой страны – это ее люди. Достойный гражданин своей страны должен знать ее великих людей.

Давайте посмотрим на экран. Я предлагаю вам «Узнай героя», каждый из увиденных вами портретов – это заслуженный почетный гражданин нашей Родины.

Пролистывает презентацию










Дети называют имена выдающихся людей

- актуализация уже имеющихся знаний обучающихся, так и элемент поисково-исследовательской технологии: ребятам предстоит угадать героя, и согласно имеющимся раздаточным материалам определить соответствие «картинка – содержание», проводя анализ имеющейся информации из полученного фактического материала.



Работа в группах по 4 человека

Работа с дидактическим материалом «карточки – «Знаменитые и выдающиеся имена нашего края»

Учитель предлагает обучающимся проработать материалы «Знаменитые и выдающиеся личности Донецкого края» (2 минуты)

- Итак, давайте начнём с группы «Черных» они представляют нам:_______

- Спасибо, слово «синим»

- И завершают нашу экскурсию «красные»

- Молодцы! Каждая команда справилась, и достойна оценки отлично. Каждый из вас, сегодня еще раз вспомнил то, что когда-то слышал на уроке или из рассказов родителей, ведь эти Имена у всех на слуху! А сделанное ими — неотъемлемая часть нашего общего мирного дела и нашего духа, духовности нашей, и, наконец, всеобщей культуры всего Донбасса. Эти люди – наша гордость, наша память и наша история. Великие имена! Великие земляки!

Работа в группах: обучающиеся знакомятся с жизнью и деятельностью выдающихся людей Донецкого края, представляют их (рассказ обучающихся сопровождается повторно презентацией).


- формирование собственных оценочных суждений для координирования позитивного опыта обучающегося путём применения полученных знаний; - развить умение осмыслять информацию из разных источников, решением практических заданий;
    1. РЕФЛЕКСИЯ

Беседа

Подводит итоги

- «Любая пядь земли остаётся безвестной до тех пор, пока её не откроет, не преобразит, не прославит  в ближайшей округе, а то и по всем дальним далям своими неутомимыми деяниями и талантом человек».  Наш урок посвящен людям, прославившим донецкий край.

- Быть гражданином своей страны – это почетно. Но что же нужно сделать для того, чтобы им стать? (ответы детей)

- Нужно просто любить свою Родину, уважать её законы и традиции, почитать ее культуру и каждый день трудиться ради ее блага.

Сегодня вы достойно потрудились, спасибо за урок и хорошее настроение!

Дети отвечают на вопросы

Личностные: Формирование ценностей гражданина, ответственного отношения к истории и судьбам родного края;

Метапредметные: сравнивать, классифицировать и обобщать полученную учебную информацию; оценивать результаты деятельности









РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ



Джон Юз - самый знаменитый человек города, его основатель, промышленник, инженер, металлург, а также самый первый и главный житель Донецка Джон Юз. Но в Донбассе эта личность известна каждому еще со школы. Ведь главное развитие, наш регион получил благодаря ему, когда в 1869 году, возглавив акционерное «Новороссийское общество», он со своими сыновьями приехал в Донецкие степи. Джон Юз основал на берегу реки Кальмиус металлургический завод и рабочий поселок, впоследствии названный Юзовкой. Спустя годы поселок превратился в прекрасный город Донецк, ставший одним из крупнейших индустриальных центров. 
В Донецке сохранились развалины дома Юза и установлен памятник знаменитому отцу-основателю.

Архип Куинджи (1842-1910)

А .И. Куинджи - гениальный живописец-пейзажист. Родился в местечке Карасу под Мариуполем, рано лишился родителей и жил в большой бедности. С ранних лет увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале — на стенах, заборах и обрывках бумаги. Будучи зрелым художником, особенно любил писать пейзажи природы. Настоящими сенсациями стали картины Куинджи - «Березовая роща»(1879г.), легендарная «Лунная ночь на Днепре»(1880г.), «Днепр утром»(1881г.). Эти картины сыграли коллосальную роль в развитии пейзажной живописи, да и не только пейзажной. Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то придатку. Куинджи заново показал людям то, о чем они забыли со времен древнерусских мастеров - Куинджи показал людям цвет и краску.
Ha долю Архипа Куинджи выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание, однако всегда он оставался скромным и очень добрым человеком. Его учениками были, впоследствии выдающиеся художники, Илья Репин и Николай Рерих.







Георгий Седов (1877—1914)

Г еоргий Яковлевич Седов родился в семье азовского рыбака с Кривой Косы (ныне посёлок Седово в Новоазовском районе). В семье было девять детей. Отец ушел на заработки и пропал на годы. С семи лет пришлось Ерке рыбачить, ходить в поле. До четырнадцати лет он был неграмотен, а потом, когда вернулся отец, кончил за два года трехклассную церковноприходскую школу и убежал из дома. В двадцать один год Седов получил диплом штурмана дальнего плавания, в двадцать четыре экстерном сдал экзамен и был произведен в поручики по Адмиралтейству, направлен в гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана. С этого момента началась его деятельность, как российского гидрографа и полярного исследователя. Георгий Седов участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, Каспийского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне "Святой Фока". Зимовал на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа. Пытался достигнуть полюса на собачьих упряжках. Умер близ острова Рудольфа.
Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде и ледокольный пароход «Георгий Седов». В 1940 году хутор Кривая Коса стал поселком Седово. Здесь в 1990 году был открыт музей отважного полярного исследователя.



Александр Ханжонков (1877 – 1945)

Н аш земляк Александр Ханжонков был не просто удачным кинофабрикантом - он был первопроходцем, одним из основателей русского кино. Ханжонков удачно аккумулировал лучшие новаторские идеи в кинематографе, приглашал сниматься ньюсмейкеров, первым создал постоянную труппу актёров и режиссёров, построил кинофабрику, кинотеатр, выпускал киноиздания и открытки, создал прокатную сеть по всей стране. К 1914 году он контролировал треть кинопроката в России, а выпущенные его компанией фильмы исчислялись сотнями. В фильмах Ханжонкова дебютировали звезды немого кино Вера Холодная, Иван Мозжухин, Андрей Громов и Пётр Чардынин. Ханжонков первым среди русских предпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов. После революции работал консультантом «Госкино», заведующим производством «Пролеткино». После смерти Александр Ханжонков был незаслуженно забыт. Только фильм «Раба любви» мог напомнить посвящённым о первом русском киномагнате - «рабе кинематографа».
8 августа 2008 года на малой родине в Макеевке был открыт памятник Ханжонкову работы Зураба Церетели.







Иосиф Кобзон (родился в 1937 г.)

З авараживающий голос этого уроженца Донецкой области многим знаком с детства. Иосиф Давыдович Кобзон – не просто личность, а целая веха в истории советской и российской эстрады. Известный исполнитель, шоумен, депутат российской Госдумы, член правления Федерации еврейских общин России, член президиума общественной организации «Лига здоровья нации» считает своей родиной Донецкую землю. .
Иосиф Кобзон – рекордсмен эстрады. Он провел рекордное количество концертов в день – 12, выступил на самом длинном по времени концерте – 12 часов и 40 минут, записал около 3000 песен, посетил с гастролями более 100 стран мира, первым пошел на переговоры с террористами в «Норд-Ост», стал почетным гражданином 29 городов СНГ, а также вошел в «Книгу рекордов России» как самый титулованный артист.
В Донецке Иосифу Давыдовичу установлен прижизненный памятник на площади у Дворца молодежи «Юность»











Сергей Бубка (родился в 1963 г.)

Э то имя золотыми буквами вписано в историю легкой атлетики. Ведь именно Сергей Бубка – «человек-птица» – поставил мировой рекорд в прыжках с шестом. Это был первый спортсмен, который прыгнул выше 6 метров, а также единственный атлет, которому принадлежат оба мировых рекорда по прыжкам в закрытых и открытых помещениях. Сергей Бубка получил звание заслуженного мастера спорта СССР, стал чемпионом Олимпийских игр, чемпионом Европы, двукратным чемпионом СССР, шестикратным чемпионом мира, а также победителем Кубков мира и Европы в прыжках с шестом. В общей сложности Сергей установил 35 мировых рекордов! Сергей Бубка родился в Луганске, но серьезные тренировки начались для него именно в Донецке, где в то время были лучшие залы и тренера. Возле регионального спортивного комплекса «Олимпийский» установлен памятник знаменитому спортсмену-шестовику.







Стаханов Алексей Григорьевич














Советский шахтёр, новатор угольной промышленности, основоположник Стахановского движения, Герой Социалистического Труда. В 1935 году группа, состоявшая из забойщика Стаханова и двух крепильщиков, за одну смену добыла в 14,5 раза больше угля, чем предписывалось по норме на одного забойщика. В городе Торезе, где похоронен шахтёр, к его юбилею была открыта мемориальная доска. В Донецке в честь этого события открыли небольшую выставку, в Липецкой области воспитанники дома детского творчества "Октябрьский" поставили спектакль о детстве Стаханова. 

Родился3 января 1906 г., Орёл

Умер5 ноября 1977 г. (71 год), Торез, Донецкая область

Леонид Быков – советский актер, заслуженный артист РСФСР. Фильмы с Леонидом Быковым приобретали всесоюзную популярность и становились советской классикой: «В бой идут одни «старики», «Аты-баты, шли солдаты», «Укротительница тигров», «Зайчик», «Где вы, рыцари?», «Майские звезды» и другие. Всего в творческой биографии артиста больше двух десятков актерских ролей.

Легендарный советский актер, режиссер и сценарист Леонид Быков родился в деревушке Знаменка. Когда мальчику было 10 лет, семья перебралась в поселок Прокатчиков на окраине Краматорска, где и вырос Леонид. Несмотря на то, что на сцену местного Дворца культуры Быков начал выходить еще подростком, главной мечтой будущего актера было стать летчиком. Леонид Быков был зачислен в ленинградскую 2-ю спецшколу для летчиков, но еще до начала учебы перестал быть курсантом, так как по причине окончания войны школу расформировали.

Тогда Леонид Быков вернулся к детскому увлечению театром. Стать студентом актерского факультета Быкову удалось в Харьковском театральном институте, по окончании которого он 9 лет выходил на сцену Харьковского академического украинского театра имени Шевченко. Дебютной и сразу очень яркой была роль стиляги в комедии «Улица трех соловьев, 17».













Приложение 2

«Пазлы»

  1. Гражданин – человек,

принадлежащий к

постоянному

населению данного

государства,

пользующийся его

защитой

и наделённый

совокупностью

политических

и иных прав

и обязанностей.

  1. Гражданин

-лицо, 

принадлежащее

 к постоянному

 населению

 определенного

 государства и 

наделенное правами

 и обязанностями

 в соответствии 

с законами этого 

государства.



Прил.2.1.

П рил.2.2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!