СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия: Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». Тема «Один - много».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к технологической карте

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для групповых занятий с учащимися 2  класса с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия: Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». Тема «Один - много».»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


по учебному предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»





Тема:

Формирование произношения: Автоматизация звука «Л».

Дифференциация звуков «С-Ш».

Развитие слухового восприятия: Тема «Один - много»






Составила:

Созаева Нина Солтан-Бековна,

учитель-дефектолог (сурдопедагог).












г. Владикавказ

Аннотация к технологической карте

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для групповых занятий с учащимися 2 класса с нарушениями слуха.


Тема занятия: Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». Тема «Один - много».

Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его актуального и ближайшего развития, личностно­ориентированного подхода.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно­-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично­ поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.

Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ФП.


I. Формирование произношения.

Основной целью обучения произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.

Виды работ:

  1. Упражнения для голоса, губ, языка.

Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.

  1. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.

Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.

  1. Работа со схематическим профилем звука.

Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.

  1. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.

Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.

  1. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.


II. Развитие слухового восприятия


Цель работы - это формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно- рефлекторных связей восприятия устной речи.


В процессе занятия ученик овладеет следующими УУД:

«Академический компонент»


Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).


Метапредметными результатами изучения темы станут умения:


Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.


Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.


Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:

воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.


Компонент «Жизненная компетенция»


Личностные УУД

Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.


Регулятивные УУД

Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.


Коммуникативные УУД

Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.


Технологическая карта группового занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования наглядных пособий.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ



Ф.И.О. учителя

Созаева Нина Солтан-Бековна

Место работы

ГКОУ школа-интернат для глухих детей

Должность

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Класс

2

Ученики

Кадзаева Изабелла

Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.

Кохлеарно имплантирована на левое ухо в 5 лет 4 мес.


Кадзаев Давид

Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Занимается с аппаратом фирмы «Bernofon».

Предмет

Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Межпредметные связи

Математика.

Форма работы

Групповая.

Тема

Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш».

Тип

Закрепление знаний.

Цель

К концу занятия ученики должны правильно произносить звук «Л» в сочетаниях с гласными в слогах, словах и предложениях, Различать звуки «С-Ш» в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи. Тема «Один - много»

Задачи

Предметные (образовательные)

  • произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз в 7-8 слогов сопряжено с учителем и отражённо по подражанию, изменять силу голоса в связи со словесным ударением;

  • закрепить правильное произношение звука «Л» в сочетаниях с гласными в слогах и словах;

  • упражнять в различении звуков «С-Ш» в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи;

- формировать речевой слух учащегося через восприятие и различение фраз в логопедических играх.

Личностные (воспитательные)

  • воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

  • воспитывать положительную мотивацию к учению;

  • воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки;

  • развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.

Метапредметные (развивающие)

Познавательные:

- учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать других;

  • уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Коррекционные

Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала.

Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Оборудование урока:


Ноутбук, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде,

Профили звуков «С,Ш» Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия.

Технологии, методы и приемы

Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Технология здоровьесбережения.

Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.

Организационная структура индивидуального занятия


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин).


Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Учитель приветствует учащихся


Задает организационные вопросы.

- Здравствуйте

- Как вы меня слышите?


Сегодня у нас групповое занятие.

Мы будем хорошо говорить.

Слушать и вести диалог.

Выполнять задания.

Слушать, распознавать и различать новый текст.


- Что вы будете делать на занятии?

-Внимательно слушайте меня и правильно говорите звуки в словах.

Ученики приветствуют учителя, отвечают на поставленные вопросы.


- Можно войти в слуховой кабинет?

- Доброе утро!

- Я слышу хорошо.

- Я слышу хорошо


-Я буду слушать и говорить.

-Я буду слушать и говорить.


Воспринимают речь учителя слухо-зрительно с опорой на слайд.


Повторяют за учителем Сопряженно, отрженно. По

одному самостоятельно.


Учащиеся по очереди контролируют свое произношение звонких и парных глухих согласных

II. Построение нового знания (18 мин.)

1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.).

1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно

- Будем петь гласные звуки.

А_ О_ У_ И_ Ы_ Э_


2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов:

- Будем говорить слоги.

средним голосом

тихим голосом - Говорите тихо!

-Как вы говорили?


громким голосом - Говорите громко!

-Как вы говорили?



ПА-ПА-ПА-ПА-ПА



па-па-па-па-па

-Тихо.


ПА-ПА-ПА-ПА-ПА


-Громко.

3) - Будем работать над дыханием.

-Сделайте длинный вдох через рот, а выдох через нос.

-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.



2. Подготовка к автоматизации, выполнение упражнений:

Выполняем артикуляционные упражнения



Упражнение «Вкусное варенье»



Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.


Упражнение «Качели»


Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка вверх (к носу) – вниз (к подбородку) под счет.


Упражнение «Маляр»


Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. Повторить 3-5 раз.


Упражнение «Лошадка»


Приоткрыть рот, поцокать язычком, как цокают лошадки.






3. Работа по коррекции произносительных навыков. Проводится на слух и слухо­зрительно.

Автоматизация звука «Л».

Установка на правильное произношение.

  • Старайся! Говори хорошо звук «Л».

1) Произношение слогов по подражанию

-Послушай и повтори слоги: ЛА- ЛО, ЛЫ-ЛУ, ЛА-ЛЭ, ЛУ- ЛО.

Что ты будешь делать ?







-Я буду слушать и повторять слоги, (повторяют слоги).


Ученики повторяют слоги по подражанию.

- Что вы делали ?

-Мы слушали и повторяли слоги.

2) Чтение слов.

-Будем читать слова.

- Что мы будем делать?



-Мы будем читать слова.

- Читай, Изабелла.


ал-ал-ал – бал, мал, вал, зал, дал

ол-ол-ол – гол, вол, пол

ул-ул-ул – мул, стул

ил-ил-ил – бил, мил, вил, пил, ходил, водил

- Читай, Давид.


ол-ол-ол – тол, зол, кол

ыл-ыл-ыл – был, выл, мыл, пыл, тыл, ныл

ёл-ёл-ёл – мёл, вёл, осёл, козёл, подмёл

ел-ел-ел – мел, пел, сел

-Что вы делали ?

- Мы читали слова.

3) Называние картинок.

-Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос.

-Сделай вдох ртом, а выдох через нос.

Игра «Назови картинки».

- Какие предметы нарисованы? Назови их.

- Назови верхнюю правую картинку, левую нижнюю, т.д.

III.Применение полученных знаний

4) Различение речевого материала на слух. Материал предъявляется на слух.

Дифференциация «С-Ш» в словах квазиомонимах

каша-касса

кашка-каска

крыша-крыса


Машка-маска

мишка-миска

морж-морс


мышь-мыс

нож-нос

уши-усы

Игра «Один – много».

- По очереди: один называет предмет в единственном числе, другой - в множественном.



Груша – груши, сушка – сушки, слива - сливы, мышка – мышки, вишня – вишни, подушка - подушка .

Отгадайте загадки.

За экраном

Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.)


Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.).


Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.)

Со мной ходи стрелять учиться,

На грядке ты меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

Но часто попадаю в щи. (лук)

-Что вы делали?

- Мы отгадывали загадки.

5) Физминутка

Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия.

Поднять руки вверх. Потянуться. Присесть на корточки. Руки опустить на пол. Прохлопать ритмический рисунок. Улыбаться.

6) Закрепление нового по звучанию материала при восприятии на слух в сочетании со знакомым речевым материалом.

Игра «Отвечай-ка».

- Отвечай на мои вопросы:

-Назови животных с буквой «Л», «С» или «Ш» в названии:

диких, домашних

Дикие животные: волк, шакал, барс.

Домашние животные: собака, свинья, кошка.

Упражнение «Придумай предложения».

- Придумай предложения, используя сразу два слова из пары: лампа – стол,

путешествие – самолет.

Дети по очереди придумывают предложения, соблюдая ударения

7) Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Послушайте и решите примеры.

Предъявляется математический материал.

Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректируют свое произношение с помощью учителя.

25+45=70 77+11=88 10+х=100 85- х=61 …

8) Задание на дом.

Читаем в классе стихотворение, обращаем особое внимание на звуки «Л», «С», «Ш».

Выучить дома стихотворение.

Мышка

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала.

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

IV. Рефлексия деятельности (1-2 мин.)

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы.

- Что вы делали на занятии?

(За экраном)

- Вы молодцы, сегодня слушали внимательно, старались правильно говорить.

-Я слушал(а), говорила, отвечала на вопросы.


-Я занималась (-ся) хорошо, мне было интересно и все понятно.


-Спасибо, до свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!