Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»
г. Владикавказ
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для групповых занятий с учащимися 2 класса с нарушениями слуха.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого и познавательного развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением технологий на разных этапах занятия: проблемно-диалогических, информационно-коммуникативных, деятельностного подхода в обучении, развивающего обучения, игровых, здоровьесберегающих (использование фонетической ритмика, дыхательная гимнастика, смена динамических поз, физкультминутки, упражнения для снятия зрительного напряжения). Использование методов обучения: частично поисковых; информационно-рецептивных, использования ИКТ и наглядности способствует созданию интереса у учащегося к теме занятия; наглядности представления материала; оперативности контроля при выполнении заданий.
Структура занятия и методика проведения соответствует программным требованиям проведения индивидуальных занятия по РСВ и ФП.
Основной целью обучения произношению является закрепление в устной речи учащегося произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Задачей этих упражнений является подготовка артикуляционного аппарата учащегося к произношению определенного речевого материала.
Задачей упражнений является выяснение возможностей восприятия данного звука на слух, возможностей использования слуха в процессе постановки и коррекции звука.
Задачей этого вида работы является формирование у учащегося зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения звука с целью осознания расположения органов артикуляции и приведения их в соответствующее положение.
Задачей этих упражнений является овладение учащимся произношением звука и введением его в речь.
Личностными результатами изучения темы станут умения: осознавать роль языка и речи в жизни людей; понимать особенности устных высказываний (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД): определять и формулировать темы, цели деятельности на занятии с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение; уметь работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, тексте; делать выводы в результате совместной работы с учителем; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова; выразительно читать текст.
Предметными результатами изучения темы станет сформированность следующих умений:
воспринимать на слух, слухо-зрительно материал разговорно-обиходного характера, общеобразовательных дисциплин, тексты в исполнении учителя; осознанно, правильно, выразительно читать.
Ученик научится: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя.
Ученик научится: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; различать способ и результат действия.
Ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
Ф.И.О. учителя | Созаева Нина Солтан-Бековна |
Место работы | ГКОУ школа-интернат для глухих детей |
Должность | учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Класс | 2 |
Ученики | Кадзаева Изабелла Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Кохлеарно имплантирована на левое ухо в 5 лет 4 мес. Кадзаев Давид Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Занимается с аппаратом фирмы «Bernofon». |
Предмет | Развитие слухового восприятия и формирование произношения. |
Межпредметные связи | Математика. |
Форма работы | Групповая. |
Тема | Автоматизация звука «Л». Дифференциация звуков «С-Ш». |
Тип | Закрепление знаний. |
Цель | К концу занятия ученики должны правильно произносить звук «Л» в сочетаниях с гласными в слогах, словах и предложениях, Различать звуки «С-Ш» в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи. Тема «Один - много» |
Задачи |
Предметные (образовательные) | произносить слитно, на одном выдохе ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз в 7-8 слогов сопряжено с учителем и отражённо по подражанию, изменять силу голоса в связи со словесным ударением; закрепить правильное произношение звука «Л» в сочетаниях с гласными в слогах и словах; упражнять в различении звуков «С-Ш» в прямой и интервокальной позициях в слогах, словах, фразах и самостоятельной речи; - формировать речевой слух учащегося через восприятие и различение фраз в логопедических играх. |
Личностные (воспитательные) | воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль; воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки; развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях. |
Метапредметные (развивающие) | Познавательные: - учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план); уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Коррекционные | Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала. Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря. Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние. Формировать коммуникативную функцию речи. |
Оборудование урока: | Ноутбук, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде, Профили звуков «С,Ш» Картинки, иллюстрации, таблички по темам занятия. |
Технологии, методы и приемы | Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Технология здоровьесбережения. Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение. |
Организационная структура индивидуального занятия |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин). Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия. |
Учитель приветствует учащихся Задает организационные вопросы. - Здравствуйте - Как вы меня слышите? Сегодня у нас групповое занятие. Мы будем хорошо говорить. Слушать и вести диалог. Выполнять задания. Слушать, распознавать и различать новый текст. - Что вы будете делать на занятии? -Внимательно слушайте меня и правильно говорите звуки в словах. | Ученики приветствуют учителя, отвечают на поставленные вопросы. - Можно войти в слуховой кабинет? - Доброе утро! - Я слышу хорошо. - Я слышу хорошо -Я буду слушать и говорить. -Я буду слушать и говорить. Воспринимают речь учителя слухо-зрительно с опорой на слайд. Повторяют за учителем Сопряженно, отрженно. По одному самостоятельно. Учащиеся по очереди контролируют свое произношение звонких и парных глухих согласных |
II. Построение нового знания (18 мин.) |
1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.). |
1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно - Будем петь гласные звуки. | А_ О_ У_ И_ Ы_ Э_ |
2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов: - Будем говорить слоги. средним голосом тихим голосом - Говорите тихо! -Как вы говорили? громким голосом - Говорите громко! -Как вы говорили? | ПА-ПА-ПА-ПА-ПА па-па-па-па-па -Тихо. ПА-ПА-ПА-ПА-ПА -Громко. |
3) - Будем работать над дыханием. -Сделайте длинный вдох через рот, а выдох через нос. -Сделай вдох ртом, а выдох через нос. | |
2. Подготовка к автоматизации, выполнение упражнений: |
Выполняем артикуляционные упражнения | | | Упражнение «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. | | | Упражнение «Качели» Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка вверх (к носу) – вниз (к подбородку) под счет. | | | Упражнение «Маляр» Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо. Повторить 3-5 раз. | | | Упражнение «Лошадка» Приоткрыть рот, поцокать язычком, как цокают лошадки. | | | | |
3. Работа по коррекции произносительных навыков. Проводится на слух и слухозрительно. Автоматизация звука «Л». |
Установка на правильное произношение. 1) Произношение слогов по подражанию -Послушай и повтори слоги: ЛА- ЛО, ЛЫ-ЛУ, ЛА-ЛЭ, ЛУ- ЛО. Что ты будешь делать ? | -Я буду слушать и повторять слоги, (повторяют слоги). Ученики повторяют слоги по подражанию. |
- Что вы делали ? | -Мы слушали и повторяли слоги. |
2) Чтение слов. -Будем читать слова. - Что мы будем делать? | -Мы будем читать слова. |
- Читай, Изабелла. | ал-ал-ал – бал, мал, вал, зал, дал ол-ол-ол – гол, вол, пол ул-ул-ул – мул, стул ил-ил-ил – бил, мил, вил, пил, ходил, водил |
- Читай, Давид. | ол-ол-ол – тол, зол, кол ыл-ыл-ыл – был, выл, мыл, пыл, тыл, ныл ёл-ёл-ёл – мёл, вёл, осёл, козёл, подмёл ел-ел-ел – мел, пел, сел |
-Что вы делали ? | - Мы читали слова. |
3) Называние картинок. -Сделай длинный вдох через рот, а выдох через нос. -Сделай вдох ртом, а выдох через нос. Игра «Назови картинки». - Какие предметы нарисованы? Назови их. - Назови верхнюю правую картинку, левую нижнюю, т.д. | |
III.Применение полученных знаний |
4) Различение речевого материала на слух. Материал предъявляется на слух. |
Дифференциация «С-Ш» в словах квазиомонимах каша-касса кашка-каска крыша-крыса | |
Машка-маска мишка-миска морж-морс | |
мышь-мыс нож-нос уши-усы | |
Игра «Один – много». - По очереди: один называет предмет в единственном числе, другой - в множественном.
| Груша – груши, сушка – сушки, слива - сливы, мышка – мышки, вишня – вишни, подушка - подушка . |
Отгадайте загадки. За экраном Теплая, пушистая, греет нас зимой. (Шуба.) Огромный, широкий, деревянный, хранит в себе все вещи дома. (Шкаф.). Едет, гудит, с пути уйди! (Машина.) | |
Со мной ходи стрелять учиться, На грядке ты меня ищи. Могу попасть я метко в птицу, Но часто попадаю в щи. (лук) -Что вы делали? | - Мы отгадывали загадки. |
5) Физминутка |
Цель: снятие наступающего переутомления, восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия. | Поднять руки вверх. Потянуться. Присесть на корточки. Руки опустить на пол. Прохлопать ритмический рисунок. Улыбаться. |
6) Закрепление нового по звучанию материала при восприятии на слух в сочетании со знакомым речевым материалом. |
Игра «Отвечай-ка». - Отвечай на мои вопросы: -Назови животных с буквой «Л», «С» или «Ш» в названии: диких, домашних | Дикие животные: волк, шакал, барс. Домашние животные: собака, свинья, кошка. |
Упражнение «Придумай предложения». - Придумай предложения, используя сразу два слова из пары: лампа – стол, путешествие – самолет. | Дети по очереди придумывают предложения, соблюдая ударения |
7) Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.). Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. |
Послушайте и решите примеры. Предъявляется математический материал. | Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректируют свое произношение с помощью учителя. 25+45=70 77+11=88 10+х=100 85- х=61 … |
8) Задание на дом. Читаем в классе стихотворение, обращаем особое внимание на звуки «Л», «С», «Ш». Выучить дома стихотворение. | Мышка Мышка весело жила, На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб и сало, Но все мышке было мало. |
IV. Рефлексия деятельности (1-2 мин.) |
Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы. |
- Что вы делали на занятии? (За экраном) - Вы молодцы, сегодня слушали внимательно, старались правильно говорить. | -Я слушал(а), говорила, отвечала на вопросы. -Я занималась (-ся) хорошо, мне было интересно и все понятно. -Спасибо, до свидания. |