VIII. Составьте тезисный план к занятию по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок. Профессии».
1. Предварительная беседа по теме рассказа
Назовите профессии, изображенные на картинках, которые лежат у вас на столе. Кем работают ваши родители? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
2. Рассматривание картинок, которое сопровождается вопросами логопеда. Данные вопросы являются планом для будущего высказывания
- Ребята, сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картинкам. На этих картинках изображена история про мальчика Мишу.
- Посмотрите на первую картинку, как вы думаете, какое это время года?
- Что делал Миша на улице?
- Что случилось с Мишей после прогулки?
- Что сделала мама, когда узнала, что у Миши поднялась температура?
- Доктор пришел быстро?
- Во что был одет врач?
- Что у него было в руках?
- Что у врача лежало в чемоданчике?
- Что сделал врач, когда пришел к Мише?
- Куда пошла мама с рецептом?
- Что делал Миша, чтобы быстро выздороветь?
- Что сделал Миша, когда выздоровел?
3. Словарная работа: температура, врач, доктор, рецепт, аптека, заболел, вызвать врача, сходить в аптеку, выписать рецепт.
4. Образец рассказа логопеда. Текст должен состоять из не менее 10 предложений. К каждому предложению предоставляется картинный материал. Дополнительный картинный материал располагается под основным.
- А теперь, ребята, послушайте рассказ.
Миша гулял в солнечный весенний день и промочил ноги. Вечером у Миши поднялась температура. Мишина мама позвонила врачу по телефону и вызвала его домой. Доктор пришел очень быстро. На нем был надет белый халат и колпак с красным крестом, а в руках чемоданчик. В чемоданчике лежали таблетки, шприц и микстура. Врач осмотрел больного Мишу, назначил лечение и выписал рецепт. Мама сходила в аптеку и
купила лекарства. Миша пил микстуру и таблетки, и вскоре выздоровел. Миша снова пошел гулять, но теперь он ходит по дорожкам.
IX. Составьте цепной текст из 7-8 предложений. Зарисуйте схему рассказа.
Зимой Наташа пошла в магазин. В магазине Наташа купила зерна. Зёрна Наташа насыпала в кормушку. К кормушке прилетел зяблик. Птичка склевала Наташины зерна. Корм очень понравился зяблику. И он запел веселую песенку.
X. Сравните структурные компоненты занятия по обучению составлению рассказа по картине с детьми с ОНР (III уровень) и НОНР. Отличия зафиксируйте в рабочей тетради.
Методика обучения детей с ОНР (III уровень) составлению рассказа по картине
При обучении детей связной речи особое внимание уделяется составлению рассказа по картине. Работа над картиной имеет цель развивать понимание основного содержания, уме