СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки классных часов по программе "Учись быть вежливым" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработки классных часов по программе "Учись быть вежливым"

Просмотр содержимого документа
«Разработки классных часов по программе "Учись быть вежливым" для 1 класса»

УЧИСЬ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ

Занятие 1

«Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает».

Цели. Воспитывать уважение к окружающим - взрослым и сверстникам; раскрывать перед детьми сущность понятая вежливость; систематизировать правила вежливого поведения, помогать детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Занятие 2

Тема. «Ласковым словом и камень растопишь».

Цели. Привести в систему имеющиеся у детей знания о правилах

культурного поведения и дополнить их.

Занятие 3

Тема. «Чего себе не хочешь, того и другим не делай».

Цели. Воспитывать уважение к старшим; показать детям возможные варианты культурных поступков; побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения.

Занятие 4

Тема. «Нет такого дружка, как родимая матушка».

Цели. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, желание помогать им, делать приятное.

Занятие 5

Тема. «Добро не лихо - ходит тихо».

Задачи. Воспитывать потребность проявлять доброту, предупредительность

и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственно-

му побуждению; развивать способность замечать добрые поступки окружаю-

щих; систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Занятие 6

Тема. «Жизнь дана на добрые дела».

Цели. Воспитывать потребность совершать добрые поступки; развивать способность анализировать поступки людей и соотносить их с действитель-

ностью.

Занятие 7

Тема. «Всякий человек в деле познается».

Цели. Воспитывать любовь к живому, потребность совершать полезные поступки; развивать чувство сопереживания.

Занятие 8

Тема. «Нет друга - так ищи, а нашел - береги».

Цели. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают; разнообразить мир духовных интересов детей; формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать их к добрым поступкам.

Занятие 9

Тема. «Кто скуп, да жаден, тот в дружбе не ладен».

Цели. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравствен-ного обогащения друг друга; формировать чувства товарищества, доброже-лательности, причастности к общим делам.

Занятие 10

Итоговый праздник

Тема. «Добрый человек придет - словно свету принесет»..

Цели. Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности для подготовки к празднику и участию в нем; продолжать формировать интерес к школе, к знаниям.



Занятие 1

Тема. «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает».

Цели. Воспитывать уважение к окружающим - взрослым и сверстникам; раскрывать перед детьми сущность понятая вежливость; систематизировать правила вежливого поведения, помогать детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Тему нашего занятия вы узнаете, если правильно пройдете по лабиринту и соберете по пути все буквы.

Работа на доске.

Дети. Получилось слово вежливость.

У. Правильно. Тема нашего занятия - вежливость. Что это такое? Какого человека можно назвать вежливым? Вы ответите на эти вопросы после

просмотра сценки.

Сценка подготовлена по стихотворению А,Л. Барто «Медвежонок-невежа». Чтение стихотворения учителем.

III. Работа с термином

У. Кого же можно назвать вежливым?

Д. Вежливый ребенок хорошо себя ведет, не балуется, говорит вежливые слова и не грубит, помогает другим.

У. Вежливость - это доброе поведение, почтительность. Слово это

произошло от старинного слова вежество, которое означало учтивость, ученость.

IV. Физкультминутка

V. Представьте себе, что вы медвежата.

Покажите, как медведи ходят, потягиваются, отмахиваются от пчел, лезут на дерево.

V. Работа в группах

У. А теперь разделитесь на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, где стоит флажок цвета вашего жетона. Я предлагаю вам игру «Так.- не так». На столах лежат конверты с отрывками из

стихотворения Агнии Барто. Прочтите их, обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

Учитель выслушивает ответы детей, оценивает работу.

— Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь?

Д. Медвежонку надо пойти в школу. Ему нужно научиться быть вежливым.

V. Ребята, почему Агния Барто написала:

Я знаю понаслышке, и люди говорят,

Что такие мишки есть среди ребят. Д. Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

VI. Игра «Доскажи словечко»

У. Вежливые люди знают много вежливых слов. Сейчас мы узнаем, какие слова знаете вы. Послушайте стихи и доскажите вежливые слова. Задания для игры 1. Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче... (здравствуй).



2.Вылез Крот на белый свет.

И сказал Ежу... (привет).



3. Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста И сказать... (пожалуйста).



4. Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните:

Будьте... (любезны), -Будьте... (добры).



5. Порвал Воробей Паутинные нити. Чирикнул смущенно: -Ну... (извините)

6. Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (До свидания!)



7. Когда я что-то подарю,

Мне говорят: ...(Благодарю!) Тебе подарят что-нибудь

-Благодарить не позабудь!

8. Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить: ... (Спасибо!)



9. Играл Медвежонок на кухне в футбол

И перебил ненароком посуду.

К Медведице-маме понурый пришел: - ... (Прости) меня, мама, я больше не буду!

VII. Работа в группах (продолжение)

У. Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их

правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием.

Каждая группа получает задание в конверте. Задача детей –

инсценировать ситуацию.

Ситуация 1

Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

Ситуация 2

Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

Ситуация 3

Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это Сделаешь?

После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.

- Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных» слов зависит от того, как мы их говорим. Нужно говорить

вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону.

VIII. Подведение итогов занятия

У. Вот и подошло к концу наше занятие.

Вспомните, о чем мы сегодня говорили. Какие советы давали Медвежонку?

Давайте вместе составим правила вежливого обращения.

Учитель вывешивает плакат на доску:

Правила вежливости

Пользуйся словами вежливого обращения: 2. Будь приветлив и вежлив со всеми.

3.Не___взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. Слушай старших ___ , стой при этом спокойно, смотри в _ собеседнику.

5. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай _ не шуми, не капризничай.

- Подумайте, всегда ли вы сами бываете вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?

IX. Домашнее задание

У. Дома расскажите родителям о нашем занятии, прочтите рассказ

Валентины Осеевой «Волшебное слово».

Сделайте медвежонка и принесите его в класс. А материал выберите сами: бумагу, пластилин или какой-нибудь природный материал.



Занятие 2

Тема. «Ласковым словом и камень растопишь».

Цели. Привести в систему имеющиеся у детей знания о правилах

культурного поведения и дополнить их.

Ход занятия

I. Организационный момент

П. Сообщение темы занятия

Учитель. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте с ними познакомимся.

Подготовленные дети в костюмах выходят к доске и приветствуют класс.

Мушкетер снимает шляпу, делает поклон. Дама делает реверанс. Жители острова Новая Гвинея трутся носами. Военные отдают честь.

Медвежонок говорит: «Всем привет!»

' (Роль Медвежонка на этом и последующих занятиях играет

старшеклассник)

Медвежонок. А что это они делают? У. Они здороваются друг с другом и с нами. М. А зачем это нужно делать?

У. Вот сегодня на занятии мы и узнаем, зачем нужно здороваться и

прощаться, как это правильно делать.

Ш. Работа с текстом

У. Сейчас мы послушаем сказку, которую написала Софья Прокофьева. Называется она «Сказка о невоспитанном Мышонке».

Учитель читает сказку и по ходу повествования прикрепляет на магнитную доску нужные рисунки.

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок. Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают. Грустно стало Мышонку.

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:

- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу? Маша сказала Мышонку:

- Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

Прибежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки и дали Мышонку орех без скорлупы. По всему лесу Мышонок пробежал. Всем сказал «доброе утро». Прибежал Мышонок к высокой сосне. На самой верхушке сосны свила себе гнездо Лесная птица.

Полез Мышонок на сосну.

А сосна высокая-высокая.

Ползет мышонок вверх. Проплыло мимо Белое Облако.

- Доброе утро! – крикнул Мышонок Белому Облаку.

- Доброе утро. – Тихо ответило Белое Облако.

Еще выше ползет Мышонок.

- Доброе утро, Самолет! – закричал Мышонок.

- Доброе утро! – прогудел Самолет.

Наконец, добрался до вершины дерева.

- Доброе утро, Лесная птица! – сказал Мышонок. – Ох, как долго я до тебя добирался!

Лесная птица засмеялась:

- Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

Посмотрел Мышонок вокруг и правда: небо совсем темное, а на небе звезды.

- Садись ко мне на спину, Мышонок. Я отнесу тебя домой, к твоей маме, - сказала Лесная птица. – А завтра я полечу по всему лесу и всем расскажу, какой ты стал хороший и вежливый.

У. Вот и ответ на твой вопрос, Медвежонок. Теперь ты понял, зачем надо здороваться?

М. Понял.

IV. Физкультминутка

V. Ребята, давайте покажем героев сказки движениями.

Покажите, какой Мышонок маленький.

Дети приседают на корточки, обхватывают колени руками.

Покажите, какая большая девочка Маша.

Дети встают, поднимаются на цыпочки, тянут руки вверх.

Покажите, как прыгают зайцы.

Прыжки на двух ногах на месте.

Покажите, как белки перепрыгивают с ветки на ветку.

Дети приседают на корточки и делают прыжок вперед.

Покажите, как наклоняется под ветром сосна.

Наклоны в стороны.

Покажите, как машет крыльями Лесная птица.

Дети машут руками.

V. Развитие речи

У. Мышонок встретил Зайцев утром. Какими словами он может с ними поздороваться?

Дети. «Доброе утро».

У. Белочек Мышонок встретил днем, Что он должен им сказать?

Д. «Добрый день».

У. А до Лесной птицы он добрался только к вечеру. Как ее надо приветствовать?

Д. «Добрый вечер».

Учитель прикрепляет на доску таблички со словами приветствия.

У. Давайте прочтем пословицу, записанную на доске.

Д. «Не дорого ничто — дорого вежество».

У. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушиваются ответы учащихся.

Вежливые люди всегда при встрече желают друг другу самого главного -здоровья. Они говорят: «Здравствуйте!» - что значит: «Желаю вам здоровья». Часто при встрече можно слышать другое слово. Какое? Догадайтесь. А поможет вам стихотворение, записанное на доске.

На доске:

Кто чем гордится

Павлины - пышными хвостами.

Раки - цепкими клешнями.

Ишаки горды ушами.

Волки - острыми зубами.

Еноты - стираной обновой.

Теленок - матушкой-коровой.

Д. Получилось слово «привет».

У. «Привет» говорят при встрече приятелю, но не взрослому человеку. Запомните это хорошенько!

VI. Физкультминутка

V. А теперь нам нужно показать, как встречаются и что говорят при встрече герои сказок. На ваших столах лежат наборы масок к сказкам. Разберите

маски, догадайтесь, какая сказка досталась вашей команде. Подумайте и покажите, как встречаются герои вашей сказки.

После обсуждения дети выходят к доске и показывают, как здороваются их персонажи.

- Мы научились здороваться. А как же правильно попрощаться? Расставаясь друг с другом, люди говорят: «До свидания!» Они желают друг другу доброго пути. Иногда вместо «До свидания» можно сказать: «Пока». Но так прощаться можно только со своими сверстниками.

VII. Подведение итогов занятия,

Медвежонок. Я все понял. Я тоже теперь буду и здороваться, и прощаться.

У. Вот и хорошо. Давайте еще раз повторим эти вежливые слова.

Я надел очки и ласты

И в подводный мир нырнул.

Карасю сказал я:... (Здравствуй!)

Но уплыл молчун глазастый,

Лишь хвостом в ответ вильнул.



На земле лежала тень. Я сказал ей:... (-Добрый день!) Солнце к лесу опустилось. Тень растаяла и скрылась.



Я дом построил из песка

И пригласил бурундука.

Сказал ему:

- Живи пока,

А я пошел гулять.... (Пока)

Вот и пришло время расставаться. Не забывайте то, о чем мы сегодня говорили!

VIII. Домашнее задание

У. Дома расскажите родителям о нашем занятии. Научите правильно здороваться и прощаться ваших младших братьев и сестер. Прочтите еще раз сказку Софьи Прокофьевой и нарисуйте ее героя.

М. До свидания, ребята!

У. До свидания!



Занятие 3

Тема. «Чего себе не хочешь, того и другим не делай».

Цели. Воспитывать уважение к старшим; показать детям возможные варианты культурных поступков; побуждать к доброжелательному отношению, к правильному осознанию своего поведения.

Ход занятия.

I. Организационный момент

П. Сообщение темы занятия

Учитель. Тему нашего занятия я записала на доске. Но пока нас не было, кто-то стер половину записи. Догадайтесь, что я написала.

Дети. Здесь было записано слово уважение.

У. Сегодня мы поговорим о том, что такое уважение и зачем нужно уважать других людей.

Ш. Работа с текстом

В класс заходит Медвежонок.

Медвежонок. Здравствуйте, ребята!

У. Здравствуй, Медвежонок! Ты почему опоздал? Что случилось?

М. Я еле-еле убежал! Иду к вам на занятие, а тут мальчишка из рогатки стреляет. Знаете, как больно!

У. Наверное, ты встретил по дороге Вову из рассказа Евгения Пермяка. Как, вы не знаете, кто такой Вова? Ну, если вы, ребята, с ним не знакомы, тогда слушайте.

Прослушивание записи рассказа Е. Пермяка «Самое страшное».

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его и все.

Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

-Вот он какой, этот Вова. И у нас к нему много вопросов. На ваших столах лежат карточки. Прочитайте вопросы, записанные на них, и обсудите в группах.

Вопросы

1. Как Вова относился к товарищам?

2. Как Вова обращался с девочками?

3. Как вел себя Вова со взрослыми?

4. Почему Пушок не любил Вову?

5. Как Вова относился к Мурзею?

6. Как Вова вел себя с бабушкой?

7. Как ребята относились к Вове?

8. Как животные относились к Вове?

9. Почему Вова остался один?

10. Можно ли Вову назвать храбрым?

11. Что должен сделать Вова, чтобы исправиться?

Дети отвечают на вопросы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Игра «Зернышко»

V. Давайте выберем из нашего словаря названия тех чувств, которые испытывали люди и животные при общении с Вовой.

На доске:

страх, радость, гордость, обида, боль, разочарование, спокойствие, равнодушие, гнев, счастье, раскаяние, умиротворение, растерянность, стыд

- А теперь попробуем поставить себя на место детей, взрослых и животных, которых обижал Вова. Давайте «оживим» отрывки из этого рассказа. Нужно «вырастить» чувство и передать его жестами и мимикой лица.

Группа 1. «Товарищей он бил». «В девочек из рогатки стрелял».

Группа 2. «Взрослым рожи строил». «Даже бабушке своей грубил».

Группа 3. «Собаке Пушку на хвост наступал». «Колючего ежика под шкаф загонял».

Дети распределяют роли и показывают отрывки пантомимой. Зрители определяют показанный отрывок текста.

У. Итак, Вова остался один. Не зря говорят: «Как аукнется, так и откликнется». А теперь попробуйте представить себе, что почувствовал Вова, когда остался один?

Д. Растерянность, страх, стыд, раскаяние.

У. Как же Вове быть? Как нужно относиться к окружающим, чтобы они от тебя не отвернулись?

Задание в группах остается то же, но показать нужно противоположное. Представьте, что наш Вова исправился. Что мы теперь покажем?

Д. С товарищами он дружил. Девочкам помогал нести портфель.

- Здоровался со взрослыми. Помогал дома бабушке.

- Гулял с собакой Пушком. Кота Мурзея поил молоком.

Дети распределяют роли и инсценируют придуманные отрывки.

У. А что чувствуют окружающие теперь? Найдите на доске нужные слова. Расскажите, как изменилось ваше настроение.

V. Работа с термином

У. Как нужно относиться к окружающим нас людям?

Д. Надо уважать людей.

У. А что значит «уважать»? Что означает слово уважение! Сейчас мы ответим на этот вопрос.

У нас по всему классу сегодня разлетелись бумажные улыбки. Найдите их, соберите на одну парту и составьте предложение из слов, записанных на этих веселых улыбках.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Уважать - относиться с уважением, считаться, принимать во внимание и соблюдать чьи-нибудь интересы.

' С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.

Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко.

В.Даль. Толковый словарь русского языка (современная версия).

VI. Подведение итогов занятия

Медвежонок. Как жаль, что этого Вовы не было на нашем занятии! Он бы понял, что животным не надо грубить, надо разговаривать с ними вежливо. А людей нельзя под шкаф загонять и усы им выдергивать.

У. Ты ничего не перепутал, Медвежонок? Ребята, как нужно относиться к людям и животным?

Дети отвечают.

VII. Домашнее задание

У. Дома расскажите о нашем занятии.

Нарисуйте свою семью и подготовьте рассказ о ней к следующему занятию.

Занятие 4

Тема. «Нет такого дружка, как родимая матушка».

Цели. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, желание проявлять действенную любовь к старшим членам семьи, уважение к их труду, желание помогать им, делать приятное.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Тема нашего занятия зашифрована. На партах у вас есть ключ к шифру. Работая вместе, дружно, всей группой вы расшифруете надпись на доске.

«Родители и дети».

Дети. Здесь написано:

Медвежонок. Здравствуйте! Извините, я сегодня опять опоздал. Но я не виноват. Это все мама: вчера мыла мои ботинки и куда-то поставила. Я долго их искал.

У. Медвежонок, неужели ты такой маленький, что сам не можешь помыть свою обувь?

М. Нет, я большой, взрослый.

У. А раз ты уже взрослый, значит, должен уметь сам о себе позаботиться и понимать, что родителям нужно помогать. А вы как думаете, ребята?

Дети отвечают.

— Как раз об этом мы и будем говорить сегодня на нашем занятии.

III. Работа с пословицей

У. Народ сложил много пословиц о родителях и детях. Одна из них записана на доске. Прочитайте ее.

На доске:

Детки хороши - отцу и матери венец, детки плохи - отцу и матери конец.

У. Как вы понимаете эту пословицу? Выслушиваются ответы детей.

- К следующему уроку найдите пословицы о родителях и детях, оформите их на альбомных листах. Попросите, чтобы вам помогли родители.

IV. Работа в группах

У. О наших родителях, бабушках и дедушках написано много стихов.

Каждая группа получает задание в конвертах. Прочитайте стихотворения, обсудите их и дайте оценку поведению детей.

Группа 1 получает карточки со стихотворениями Е. Благининой «Посидим в тишине» и В. Лифшица «Разговор».

Группа 2-со стихотворениями Е. Благининой «Загадка» и Э. Островской «Дед и внуки».

Дети выполняют задание.

- Хорошие дети всегда стараются показать родителям, что они их любят: помогают своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Как? Посоветуйтесь в группах и составьте список домашних дел, в которых вы сможете принять участие. А потом сравним, у какой группы список будет полнее.

Дети работают в группах.

— А теперь вы должны взять список полезных дел, выбрать одно из них и показать жестами другим группам. Отгадают ли они, что вы показываете?

V. Работа с текстом

У. Сядьте поудобнее и послушайте рассказ Валентины Осеевой «Сыновья».

Учитель читает рассказ.

- Почему старичок увидел среди трех мальчиков только одного сына? Кого можно назвать настоящим сыном или дочерью? Дети отвечают.

— Не зря в народе говорят: «Детки деткам рознь». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

VI. Игра «Ситуации»

У. У каждой группы на парте есть конверт с заданиями. Группа делится на пары и берет одно из них. Один человек из пары предлагает правильное ре-шение заданной ситуации, а второй - противоположное. Все остальные дол-жны показать карточку-сигнал; Красная означает: «Не согласен», зеленая -«Согласен».

Примерные задания

Задание1

Мальчик пришел из школы, мама вернулась с работы.

Вариант 1. Мама готовит ужин. Мальчик смотрит телевизор.

Вариант 2.Мамаготовитужин. Мальчик чистит картошку или моет посуду.

Задание2

Мальчик вернулся с прогулки. Папа колет дрова.

Вариант 1. Мальчик берет мяч и начинает играть.

Вариант 2. Мальчик начинает складывать расколотые дрова.

Задание З

Мама готовит торт для вечернего чая.

Вариант 1. Девочка играет в куклы.

Вариант 2. Девочка помогает взбить крем и украсить торт.

VII. Подведение итогов занятия

М. Я все понял! Раз ребята так заботятся о своих родителях, то и я не буду отставать.

У. Молодец, Медвежонок! А вот девочка Лялечка из стихотворения Агнии Львовны Барто этого не поняла.

Чтение стихотворения

.

- Ребята, что Лялечка делала не так?

VIII. Домашнее задание

У. Когда вы приходите домой, будьте очень внимательными: вдруг кому-то нужна ваша помощь? Не ждите, когда вас попросят, а помогите сами. Когда у вас останется свободное время, нарисуйте своих родных за домашними делами. А мы по вашим рисункам узнаем о том, какие вы помощники.

Мама спит, она устала...

Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

Я уселась и сижу.



Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.



И сказала я лучу:

— Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Но, мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

— Ничего, шептал он будто, —

Посидим и в тишине!...

Занятие 5

Тема. «Добро не лихо - ходит тихо».

Задачи. Воспитывать потребность проявлять доброту, предупредительность

и другие гуманные чувства к окружающим без напоминания, по собственно-

му побуждению; развивать способность замечать добрые поступки окружаю-

щих; систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.

Ход занятия

I. Организационный момент

П. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медвежонок!

Медвежонок. Здравствуйте! А я вчера после занятия пришел домой и сам пол подмел. А потом к маме прибежал и рассказал об этом. И папе рассказал. И соседу Зайцу рассказал. И... У Постой, Медвежонок! Это очень хорошо, что ты маме помог. Но зачем же ты стал об этом всем рассказывать?

М. Так ведь если я не скажу, то никто не узнает, что это я сделал! А так все знают.

У. Ребята, а вы как думаете? Нужно ли всем рассказывать о своих добрых

делах?

Ш. Работа с пословицей

М. Это же так грустно: ты сделал, а тебя не хвалят!

У. А знаешь, какая пословица ответит тебе? Сейчас ребята помогут ее прочесть.

Дети собирают разложенные по классу разноцветные лепестки и в группах составляют из слов, записанных на них, пословицу.

Дети. «Добро творить - себя веселить».

У. Что это значит?

Д. Если сделал доброе дело, то у тебя на душе будет хорошо: даже не нужно, чтобы тебя хвалили, - и так будет легко и весело.

IV. Работа с текстом

У. Именно об этом послушайте рассказ.

Учитель читает рассказ В. Донниковой «Канавка».

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина пошла с бидоном - чуть не упала.

- А, чтоб тебя! - рассердилась она на канавку: - Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки - платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? - думает он. - Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток и сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

- Для кого старался Витя?

Важно ли было мальчику, чтобы люди узнали о его хорошем поступке? Д.Нет.

М. Я понял! Не нужно ждать, пока тебя похвалят. Это и так приятно, когда добро делаешь. .

V. Игра «Оживи картинку»

У. А теперь - игра «Оживи картинку». У вас на столе конверты с заданием. Нужно рассмотреть картинку, распределить роли и показать нарисованный сюжет. 1

Рисунок 1. Мальчик вешает скворечник на дерево. Рядом летают птицы.

Рисунок 2. Ребята делают скамейку и ставят ее во дворе.

Рисунок 3. Девочка помогает малышу достать шарик из ветвей дерева.

Дети выполняют задание.

VI. Словарная работа

У. Каждый день вы совершаете много хороших дел, но если вы это делаете только для похвалы, то грош цена такому поступку. Как вы понимаете это выражение - «грош цена»?

Дети отвечают.

— А вот Агния Барто даже написала замечательное стихотворение «Три очка за старичка». Послушайте его.

Учитель читает стихотворение.

- Что вы думаете о Ларисе и других ребятах?

Давайте хором прочтем главные строки этого стихотворения, записанные на доске. На доске:

А если плата вам нужна,

Тогда поступку грош цена.

VII. Подведение итогов занятия

М. Я все понял. Спасибо, ребята! Больше никогда не буду хвастаться.

У. Молодец, Медвежонок! И вы, ребята, не забывайте то, о чем мы сегодня говорили.

VII. Домашнее задание

У. Посмотрите вокруг внимательно: может быть, кто-то нуждаётся в вашей помощи?

Занятие 6

Тема. «Жизнь дана на добрые дела».

Цели. Воспитывать потребность совершать добрые поступки; развивать способность анализировать поступки людей и соотносить их с действитель-

ностью.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медвежонок!

Медвежонок. Здравствуйте...

У. Какой ты сегодня задумчивый! Что случилось?

М. Я мечтаю.

У. И о чем? Ты расскажи нам, а ребята твою мечту нарисуют. Класс делится на группы. У всех групп на столе большой лист бумаги, фломастеры и карандаши.

М. Вот иду я по дороге. Вижу дерево. И пчелы улетели. Далеко-далеко летают. Достал я мед. Лег под дерево и ел целый день, даже живот заболел. А вокруг цветы цветут. Хорошо!

Каждый участник группы рисует отдельный предмет. Получается кол-лективный рисунок.

Учитель прикрепляет рисунки на доску.

У. Интересная у тебя мечта! Но мечтаешь ты только о себе.

М. А что, надо разве о других мечтать?

У. Не только мечтать, но и делать добрые дела нужно не только для себя, но и для других.

Прочитайте на доске тему нашего занятия.

Дети. «Жизнь дана на добрые дела».

Ш. Слушание сказки В.Катаева «Цветик – семицветик»

У. Давайте послушаем, какие желания были у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик».

У. Какое из желаний вам понравилось больше всего? Почему?

Дети отвечают.

М. Я понял! Самое правильное - это мальчику помочь. А потом уже можно будет и в игрушки играть.

У. Правильно, Медвежонок.

IV. Игра «Волшебный цветок»

У. У нас в классе тоже есть волшебные цветы. И сейчас у каждого из нас будет возможность загадать желание. Только хорошенько подумайте перед тем, как сорвать лепесток. Сядьте удобно, закройте глаза, настройтесь на добро, радость.

Звучит музыка.

- Учитель берет в руки волшебный цветок. Каждый ребенок отрывает лепесток и говорит свое желание. Затем дети хором говорят волшебные слова и бросают лепестки.

V. Подведение итогов занятия

М. Давайте я расскажу вам свою новую мечту. А вы, ребята, возьмите свои рисунки и дорисуйте их.

Групповая работа.

М. Лежу я, значит, под деревом, ем мед. Вдруг вижу — ветка сломана. Я встал и ветку перевязал — пусть растет. Оглянулся — вижу, ручеек совсем затих, не журчит. Расчистил я ручеек. Пусть птички и зверьки воду чистую пьют, радуются. А потом я домой пошел.

Учитель прикрепляет на доску рисунки детей.

У. Вот и подошло к концу наше занятие. Дома расскажите о нем. И не забудьте, что...

Д (читают надпись на доске хором). ...добро делать спешить надобно.

VI. Домашнее задание

У. Возьмите волшебные лепестки домой. Придумайте и нарисуйте на них медаль самому доброму человеку.

Занятие 7

Тема. «Всякий человек в деле познается».

Цели. Воспитывать любовь к живому, потребность совершать полезные поступки; развивать чувство сопереживания.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медвежонок!

Медвежонок. Здравствуйте! А о чем мы сегодня будем говорить? У. Тема нашего занятия написана на лепестках этих чудесных цветов. Каждая группа возьмет цветок нужного цвета и попытается составить слово. Какие слова у вас получились? Дети. Равнодушие, сочувствие.




У. Тема нашего занятия написана на лепестках этих чудесных цветов. Каждая группа возьмет цветок нужного цвета и попытается составить слово. Какие слова у вас получились? Дети. Равнодушие, сочувствие.



III. Работа с терминами

Учитель прикрепляет таблички со словами равнодушие, сочувствие

на доску.

У. Как вы понимаете значение этих слов?

Дети отвечают. .

- Да, это очень важно - уметь понимать чувства другого человека. И не только человека. Животные и растения тоже испытывают чувства: страх, боль. Как важно уметь понимать их!,

IV. Работа с текстами

Учитель читает стихотворение А.Л. Барто «Мы не заметили жука».

V. Как повезло жуку, что девочка умела сочувствовать! Ведь, к сожалению, не все могут помочь в беде другому.

Теперь внимательно послушайте рассказ Валентины Осеевой «Собака яростно лаяла» и подумайте: к кому из героев можно отнести эту пословицу?

Учитель читает рассказ.

- За что женщина стыдила мальчиков? Ведь они ничего плохого не сделали! Дети отвечают.

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

V. Игра «Зернышко»

У. Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко? Давайте попробуем это сделать. Рассмотрите изображения героев рассказа Осеевой,

представьте, какие чувства они испытывали. «Вырастите» это чувство в себе, покажите позой, жестами, мимикой. Найдите выход из ситуации.

Группа 1. Котенок.

Группа 2. Женщина.

VI. Физкультминутка

У. Представьте, что вы маленькие котята. А что они любят делать? Конечно же, играть! Давайте покажем игры веселых котят.

Учитель включает музыку. Дети изображают игры котят.

VII. Работа с пословицей

У. Народ сложил немало пословиц. Сейчас каждая группа попробует составить пословицу из слов, записанных на карточках-бабочках.

Карточки висят на нитках так, чтобы дети, подпрыгнув, могли их достатъ.

Д. «Чужая беда - не беда, своя беда — горе».

У. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети отвечают.

М. А давайте еще поиграем. Только теперь - с этими необычными часами. Что в них не так, как в настоящих часах?

Дети пытаются определить.

- Здесь зашифрована пословица. Разгадайте ее.

12 2 4 6 8 Ю 1 3 5 6 - 7 9 11 6.



Д. «Чужая слеза - вода». .

М. Как вы понимаете эту пословицу? Неужели так и должно быть?

Дети отвечают. ,

VШ. Просмотр мультфильма

Демонстрируется мультфильм «Дружок» (мультжурнал «Светлячок»). У. Посмотрите мультфильм и закончите предложения, записанные на доске.

На доске:

Животные, как и люди, испытывают.. Сами себя животные защитить.... Значит, люди должны....

IX. Подведение итогов занятия

У. Наше занятие подходит к концу. Вспомните все, о чем мы говорили. В таблице написаны слова, обозначающие некоторые черты характера. Прочтите их. Какие из них можно отнести к одному мальчику из мультфильма, какие — к другому? Какие качества вы будете воспитывать в себе? А от каких лучше отказаться?

X. Домашнее задание

У. В свободное время вылепите из пластилина фигурку своего домашнего любимца. Принесите поделку в школу и расскажите о нем.



Занятие 8

Тема. «Нет друга - так ищи, а нашел - береги».

Цели. Помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают; разнообразить мир духовных интересов детей; формировать положительные взаимоотношения между детьми; побуждать их к добрым поступкам.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медвежонок! Медвежонок. Здравствуйте! "А почему у нас на доске столько улыбок? У. Эти улыбки помогут нам узнать тему занятия. На каждой из них написана буква. Составьте из них слово.

Какое слово у вас получилось?

Дружба.

У. Сегодня мы будем говорить о дружбе.

III. Анкетирование

У. Поднимите руку те, у кого есть друзья. Как хорошо: у каждого есть друг! Теперь поднимите руку те, кто считает, что хорошо знает своего друга.

Опять Все. Раз вы так хорошо знаете своих друзей, то вам не составит труда ответить на вопросы анкеты.

1. Как зовут твоего друга?

2. Когда у твоего друга день рождения?

3. Какого цвета глаза у твоего друга?

4. Какое любимое занятие твоего друга?

5. Читаешь ли ты с другом одинаковые книги?

6. Смотришь ли ты с другом одинаковые телепередачи? -•'•'• 7. Какое любимое лакомство твоего друга?

8. Приходит ли твой друг к тебе в гости?

9. Приглашал ли тебя в гости твой друг?

10. Помогаешь ли ты своему другу выполнять какую-либо работу?

11. Помогает ли твой друг тебе?

- Когда вы встретитесь со своими друзьями в следующий раз, обсудите с ними ваши ответы на эти вопросы.

Результаты анкетирования учитель использует в воспитательной работе с классом и отдельными учениками.

IV. Работа с пословицами

У. О дружбе сложено много пословиц. Сейчас вы будете работать в группе. Каждая группа получит пословицу. Ваша задача- объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуации,

Группа 1. Друг познается в несчастье.

Группа 2. Конь познается при горе, а друг - при беде.

Группа 3. Коня в рати узнаешь, а друга - в беде.

-Дети выполняют задание.

V. Физкультминутка

V. Вы пришли в гости к другу, а он вскапывает грядку, моет полы, выбивает ковер. Покажите, как он это делает. Как вы поступите?

VI. Работа с текстом

У. А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя» Учитель читает рассказ.

- Умеют ли эти девочки дружить? Как нужно им поступить? Дети отвечают.

VII.Тест

У. А вы умеете дружить? Давайте проверим. Учителъ раздает листы с заданиями.

1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?

а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.

6) Подожду до завтра. Если и завтра не придет - позвоню. е) Пойду к нему и узнаю, в чем дело.

2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?

а) Буду играть и ждать его.

б) Подожду его у него дома.

в) Помогу носить воду, и вместе пойдем играть.



3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?

а) Дам свою.

б) Не буду огорчаться: попросит у кого-нибудь.

в) На переменке помогу найти запасную.

У. А сейчас Медвежонок соберет листы с заданиями и подведет итоги.

Оценка результатов теста:

1) а - 3 балла, б- 2 балла, в - 1 балл.

2) а - 2 балла, 6 - 3 балла, в - 1 балл.

3) а — 3 балла, б - 2 балла, в -1 балл.

3 балла. Ты очень хороший друг.

От 3 до 6 балов. Нужно быть внимателънее к своему другу.

Болыие 6 баллов. Серьезно задумайся, хороший ли ты друг.

VIII. Беседа о дружбе

У. Пока Медвежонок работает, мы составим правила настоящих друзей. Эти правила записаны на карточках, спрятанных в классе. Каждая группа ищет карточки своего цвета и собирает из них правила. Посмотрим, какая группа будет работать тише и быстрее других.

Правила

1. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть.

3. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

- Если вы будете соблюдать эти правила, то дружба будет крепкой. А теперь послушайте стихотворение Агнии Барто «Рукавички я забыла», Учитель читает стихотворение.

- Какие строки в этом стихотворении самые главные? Прочтем их хором еще раз.



На доске:

Хорошо, когда теплом кто-нибудь поделится.

- О каком тепле здесь говорится? Дети отвечают.

IX. Подведение итогов занятия

Показ фрагмента мулътфилъма «Неуловимый Фунтик» (песенка о дружбе) из мультсборника «Домовенок Кузя и ...».

У. Сегодня мы говорили о дружбе. Давайте еще раз повторим правила товарищества. Медвежонок просмотрел ваши тесты и подвел итоги.

М. Ребята, проверив ваши работы, я был очень рад. Вы оказались хорошими друзьями. Мои пожелания я написал каждому на его листке с ответами.

X. Домашнее задание

У. Вместе с другом пойдите в библиотеку, найдите рассказы или сказки о дружбе и прочитайте их. Понравившиеся вам книги принесите в класс, и мы оформим выставку.

Занятие 9

Тема. «Кто скуп, да жаден, тот в дружбе не ладен».

Цели. Вызвать положительно-эмоциональные переживания общения; организовать опыт содержательного общения, эмоционального и нравствен-ного обогащения друг друга; формировать чувства товарищества, доброже-лательности, причастности к общим делам.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Медвежонок!

Медвежонок. Здравствуйте! А чем мы сегодня будем заниматься?

У. Тема нашего занятия спрятана в этом сундучке. Чтобы его открыть, нужны ключи.

Их должно быть ровно три: от каждой группы по ключу. Но как нам быть? У первой группы есть заготовки ключей, у второй - краски, у третьей - кис-точки. Что же нам делать? Даже не знаю.

Дети. Надо поделиться друг с другом и сделать ключи. М. Молодцы, ребята! .

Дети работают в группах. Учитель «открывает» сундучок и достает листок с темой занятия.

У. Прочитайте хором нашу тему.

Дети. «Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен».

У. Как вы понимаете эту пословицу?

Дети отвечают.

Ш. Работа с текстом

У. Я знаю мальчиков, которым нужна ваша помощь. Послушайте. Учитель читает рассказ Е. Пермяка «Бумажный змей».

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы большой лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змей запустили.

Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Кра-сота! .

Боря, Сема и Петя тоже бы могли такой змей запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

- Почему у мальчиков ничего не получилось? Как нужно было поступить?

Дети отвечают.

IV.Работа в группах .

У. Давайте мы с вами соберем воздушного змея. Какая группа справится с заданием быстрее и дружнее? И еще посмотрим, какая группа будет рабо-тать без лишнего шума.

В классе разложены детали воздушного змея разных цветов (количество деталей соответствует количеству детей в группе). Каждая группа собирает детали своего цвета и складывает воздушного змея.

- Настоящие друзья не жалеют друг для друга ничего, помогают друг другу. Об этом сложено много пословиц. Сейчас каждая группа попробует восстановить пословицу по частям. Задания у вас в конвертах. А чтобы их получить, вы, посоветовавшись в группе, должны придумать и показать пан-томимой, как вы вместе выполняете какую-либо работу. А другие группы пусть отгадывают.

(Подсказки группам: сажатъ деревья, делать уборку класса, мыть по-суду и т.п.)

Послоеицы в конвертах разрезаны на отдельные слова.

Группа 1. Для друга ничего не жаль.

Группа 2. Для милого друга - и коней из плуга.

Группа 3. Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Группы составляют пословицы, разъясняют их смысл.

V. Просмотр мультфильма

V. Посмотрите мультфильм и скажите: почему его герои не могли составить картинку из кубиков? Чему они научились?

Демонстрация мулътфильма «Кубик и Тобик» (режиссер В. Арбеков). Дети отвечают на заданные вопросы.

VI. Работа с текстом

М. Я понял! Нельзя жалеть и жадничать. Нужно делиться с другими. Вот я помню, как в прошлом году дал Зайцу морковку.

У. Это, конечно, хорошо. Но делиться нужно так, чтобы не обидеть друга.

М. Как это?

У. А вот послушайте стихотворение Агнии Барто «Друг напомнил мне вчера...».

Учитель читает стихотворение.

- Почему с таким «другом» никто не хочет дружить? Дети отвечают.

- Настоящая дружба должна быть бескорыстной. Корысть - это выгода, Дружба не ищет выгоды.

VII. Подведение итогов занятия

М. Я все понял! Теперь я буду внимательным и постараюсь не обижать своих друзей.

У. Ребята, давайте прочитаем хором еще раз тему нашего занятия. Д. «Кто скуп да жаден, тот для дружбы не ладен». У. Помните об этом и берегите своих друзей.

Игра «Кольцовка песен».

У. О дружбе и друзьях сложено много стихов, рассказов. Но есть еще и песни.

М. А можно с песнями поиграть?

У. Конечно, можно. Наша игра будет называться «Кольцовка песен». Каж-дая группа по очереди поет один куплет песни о дружбе. Побеждает та груп-па, которая вспомнит и споет больше песен.

VIII. Домашнее задание

У. К следующему занятию смастерите подарки-сюрпризы для своих друзей. Оченъ важно, чтобы подарки получили все ребята.

Занятие 10

Итоговый праздник

Тема. «Добрый человек придет - словно свету принесет»..

Цели. Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности для подготовки к празднику и участию в нем; продолжать формировать интерес к школе, к знаниям.

Оформление зала. Плакаты, фотогазеты, рисунки, поделки детей.

Ход праздника

Праздник проходит в виде церемонии вручения призов «Мультакадемии», которую проводят учитель и Медвежонок.

Грамоты, дипломы, медали и другие призы вручают старшеклассники в костюмах мультипликационных героев. Количество наград должно соответ-ствовать количеству учеников класса.

Примерные номинации для награждения

1. Показ фрагмента мультфильма «Золушка».

-Золушка вручает приз «За трудолюбие». Дети исполняют танец.

2. Фрагмент мультфильма «Крошка Енот».

-Крошка Енот вручает приз «За смелость и доброту». Дети исполняют песню «Улыбка».

3. Фрагмент мультфильма «Трое из Простоквашино».

Кот Матроскин и Шарик вручают приз «За любовь к природе».

Инсценировка стихотворения о природе (по выбору учителя).

4. Фрагмент мультфильма «Винни-Пух».

Заяц вручает приз «Самому вежливому и гостеприимному».

Проводится игра со зрителями.

5. Фрагмент мультфильма «Пёс в сапогах».

Пес-мушкетер награждает первоклассников дипломом «Самый дружный класс».



Дальнейший ход праздника выстраивает учитель, ориентируясь на коли-чество учеников класса и приглашенных. Все родители получают благодар-ственные письма. Праздник заканчивается чаепитием.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979.

2. Мудроеслово. М.: Детгиз, 1957.

Яхнин Л. Вежливые слова. М.: Олма-Пресс, 2002.