СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП к учебнику Львовой 8 класс. Содержит пояснительную записку, ссылку на сайты, критерии оценивания и непосредственно планирование на 64 учебных часа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для основной школы предназначена для учащихся 5-9 классов Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Орска». Программа создана на основе закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта основного общего образования; примерной Программы основного общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебнику для 5-9 классов (С.И. Львовой Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы. Составитель: С.И. Львова Издательство «Мнемозина») Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОАУ «СОШ №6 г. Орска». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V -204ч, VI – 204ч, VII-170ч, VIII- 102ч, IX классе –102 часа
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Тематическое планирование по русскому языку
№ | Тема, раздел | Всего часов | Урок развития речи | Урок контроля |
1 | Русский язык – национальный язык русского народа | 1 | 0 | 0 |
1 | Основные разделы лингвистики
| 8 | 0 | 1 |
2 | Функциональные разновидности русского языка
| 10
| 2 | 1 |
3 | Синтаксис и пунктуация
| 83 | 8 | 9 |
| Итого: | 102 | 10 | 11 |
Содержание тем учебного курса
Основные сведения о языке и речи | Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знаний в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности | |
РУССКИЙ ЯЗЫК - НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК РУССКОГО НАРОДА (1 ч) | ||
Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык как средство межнационального общения народов России и стран СНГ. | Бережное и сознательное отношение к русскому языку как к национальной ценности. | |
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (на основе изученного в 5—7 классах) (8 ч) | ||
Слово как основная единица языка. Анализ слова с точки зрения его звучания, морфемного строения, лексического значения, грамматических признаков и особенностей употребления в речи. Трудные случаи различения слов разных частей речи. Трудные случаи орфографии
Основные функции знаков препинания: завершение предложений (знаки завершения), разделение на смысловые отрезки (разделительные знаки), выделение смысловых отрезков (выделительные знаки). Трудные случаи пунктуации. | Фонетический, орфоэпический, морфемно-словообразовательный, лексический, морфологический анализ слов. Различение слов разных частей речи. Правописание НиНв словах разных частей речи; слитное и раздельное написание созвучных слов; слитное и раздель- ное написание не и ни со словами разных частей речи. Постановка знаков препинания перед союзом и, а также в простом осложненном предложении |
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (10 ч) | |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы. Основные сферы общения: научная, деловая; общественно-политическая; разговорно-бытовая; словесно-художественное творчество. Задачи речи: передача информации, общение, воздействие на читателя (слушателя). Основные способы воздействия на читателя (слушателя): с помощью логических аргументов, с помощью художественных образов. Основные признаки устной и письменной речи. Разговорная речь. Особенности разговорной речи по цели высказывания (обмен Интонационные особенности разговорной речи, роль мимики и жестов в устном общении. Синтаксические средства разговорной речи: побудительные, вопросительные, восклицательные предложения; обращения, преимущественно простые предложения; неполные предложения, вводные слова и предложения и др. Официально-деловой стиль речи. Особенности содержания официально-делового стиля речи: передача деловой информации. Стандартное расположение материала в деловых документах. Основные жанры официально-делового стиля: объявление (устное и письменное), расписка, доверенность, заявление, характеристика, автобиография, резюме. Синтаксические особенности официально-делового стиля: повествовательные предложения, прямой порядок слов.
Публицистический стиль. Цель публицистического высказывания — воздействие на слушателей или читателей. Сфера применения публицистического стиля в устной (выступления на съездах, митингах, собраниях) и письменной (статьи в журналах и газетах) речи. Основные жанры публицистического стиля речи: выступление, статья, интервью, очерк, репортаж. Интонационные и синтаксические особенности текстов публицистического стиля (представления, распространенные обращения, вводные слова и предложения, обратный порядок слов, расчлененные предложения (*парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и т. п.).
Параллельный способ связи предложений в тексте публицистического стиля. Язык художественной литературы. Его особенности по цели высказывания: эмоциональное воздействие на слушателей, читателей. Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет как средства выразительности художественной речи (обобщение).
|
Анализ речевого высказывания с точки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи. Использование основных способов воздействия на читателя (слушателя). Использование языковых средств разговорной речи: раз- говорных слов, фразеологизмов, слов с суффиксами, придающими слову разговорный характер (работяга, лисонька, Клавка и т. п.). Использование интонационных особенностей разговорной речи, мимики и жестов в устном общении. Употребление синтаксических средств разговорной речи. Устный рассказ на заданную тему. Использование языковых средств официально-делового стиля: устойчивых сочетаний (на том основании, что...), сложных союзов (ввиду того, что), отыменных предлогов (в целях, за счет...), особой лексики (официальной, канцелярской), числительных, отсутствие экспрессивных средств.
Использование языковых средств публицистического стиля: экспрессивной лексики, авторских неологизмов, многозначных слов; форм повелительного наклонения глагола и т. п. Использование метафоры как средства публицистического стиля. Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), проблемной статьи («Компьютер — "за" и "против"»), репортажа-повествования о событии (посещении театра, экскурсии, походе), репортажа-описания памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея). Уместное использование характерных для публицистики выразительных средств языка. Использование в художественных текстах специфических языковых средств: фонетических (звукопись), словообразовательных (индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических, морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения, прямая речь, диалоги и т. д.). Использование метафоры, сравнения, олицетворения, эпитета как средств выразительности художественной речи (обобщение). Использование разных стилей речи в художественном произведении. Лингвистический анализ художественного текста, его выразительное чтение
|
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (82 ч) СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ КАК РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ (1 ч) | |
Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как предмет изучениясинтаксиса (обобщение изученного). Интонационные средства синтаксиса, их грамматическая и смыслоразличи-тельная роль: логическое ударение, пауза, мелодический тон, темп, мелодический рисунок предложения (обобщение изученного). Пунктуация как раздел лингвистики. Основные разделы пунктуации и составляющие их правила постановки знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. *Некоторые сведения из истории русской пунктуации
|
Использование синтаксических средств русского языка: форм слов, смысловой и грамматической связи их в составе словосочетания и предложения; служебных слов как средства связи слов (предлогов, союзов); порядка слов в предложении; интонации предложения. Смыслоразличительная роль знаков препинания. Взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации предложения.
|
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (5 ч) | |
Словосочетание и его признаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида. Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. Окончание как средство связи слов в словосочетании (согласование). Окончание (и предлог) как средство связи слов в словосочетании (управление). Особенности связи слов в словосочетаниях, построенных по типу примыкания. *Виды словосочетаний по степени спаянности компонентов (свободные и несвободные), по структуре (простые и сложные). Культура речи. Правильное употребление словосочетаний | Распознавание и моделирование словосочетаний всех видов. Синтаксический разбор словосочетаний. Уместное использование синонимичных по значению словосочетаний. Различение свободных и несвободных, простых и сложных словосочетаний. Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, далекие США, обеих сестер — обоих братьев). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА (15ч) ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (4 ч) | |
Предложение как основная единица синтаксиса. Структурные, семантические, коммуникативные и интонационные признаки предложения. Предложение как речевое высказывание, как средство выражения мысли. Соотнесенность предложения с действительностью ^предикативность). ^Грамматические средства выражения предикативности: категория времени, категория лица, категория модальности. Речевое высказывание и речевая ситуация. Цели речевого высказывания. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация повествовательного предложения в русском языке (мелодическая вершина в начале или середине предложения). Интонация вопросительного предложения (повышение тона к концу предложения, логическое ударение на слове, в котором заключена суть вопроса). Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационная особенность восклицательных предложений и использование в них частиц (что за, ну и и т. п.), междометий. Виды предложений по характеру выражения отношения к действительности: утвердительные и отрицательные. Виды предложений по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные. Виды предложений по наличию необходимых членов предложения: полные и неполные. Предложение как элемент текста. *Контекстуальное значение слова в предложении. Слово-предложение. (Да. Мороз. Замечательно! Где? и т. п.). Грамматическая (Предикативная) основа предложения - Основные типы грамматических основ (обобщение): - сущ. (мест.) + глагол; - сущ. (мест.) + при лаг.; - сущ. (мест.) + сущ. Морфологические способы выражения подлежащего и разных видов сказуемого: -- просто го глагольного и составного - (именного и глагольного). Способы связи сказуемого с подлежащим. Предложения нераспространенные и распространенные. Синонимия нераспространенных и распространенных предложении.
Второстепенные члены предложения, их виды и способы выражения: определение (согласованное, несогласованное, приложение), дополнение (прямое и косвенное); обстоятельство (времени, места, образа действия, цели, причины, условия уступки). Члены предложения, выраженные фразеологическими оборотами. Культура речи. Правильное построение простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении.
| Определение границ предложений и способов передачи их в устной (интонация) и письменной речи (знаки препинания в конце предложения). Использование вопросительных слов и частиц в вопросительных предложениях как средства точной формулировки мысли и воздействия на собеседника. Использование риторического вопроса как экспрессивно-стилистического средства. Использование вопросно-ответной формы предложений как средства выразительности русской речи. Использование языковых форм выражения побуждения в побудительных предложениях; форм повелительного наклонения глагола (Читай!), инфинитива (Читать!), форм других наклонений (Почитал бы ты.), частиц (Пусть идет. Давай скажу.), интонации. Способы выражения разных смысловых оттенков побуждения (приказ, просьба, совет, разрешение, призыв) и уместное употребление их в речи. Использование речевых этикетных формул смягчения приказа (будьте добры, не затруднит ли вас и т. п.). Передача с помощью интонации чувства радости, восхищения, грусти, негодования, страха, удивления и т. п. при произношении восклицательного предложения. Использование риторического восклицания как экспрессивно-стилистического средства. Уместное и выразительное использование мимики и жестов при произношении восклицательных предложений. Использование экспрессивных средств выражения значения утверждения (риторического вопроса, утвердительных частиц). Использование языковых средств выражения отрицания: отрицательной частицы не с разными членами предложения; частицы ни в предло- • жениях типа Ни души; фразеологических оборотов (ни при чем), отрицательных местоимений, наречий с приставками не- и ни-, слов нет, нельзя, невозможно, немыслимо и т. п. Уместное использование в отрицательных предложениях речевых этикетных формул смягчения отказа (извините, должен вас огорчить и т. п.). Выделение различными способами актуальной (новой) информации в составе предложения: порядок слов, интонация (пауза, понижение-повышение голоса, логическое ударение), частицы, особые конструкции (что касается... то..., кто... так это... и т. п.). Различение распространенных и нераспространенных предложений. Использование неполного предложения в условиях контекста. Употребление неполных предложений в диалогической речи; соблюдение в устной речи интонации неполных предложений. Способы связи предложений в тексте (обобщение изученного): повтор одного и того же слова, однокоренных слов; использование синонимов, местоимений; интонация. Образное употребление слова в составе необычных по структуре словосочетаний (меня перелистать, переехать в сны и т. п.). Экспрессивное использование в предложении словосочетаний с опущенным зависимым словом (рассчитать от и до волноваться по поводу и без). Синтаксический разбор предложении изученных конструкции. Определение грамматической основы (грамматических основ) в простом и сложном предложениях. Определение морфологических способов выражения главных членов предложения. Различение разных видов сказуемого. - Постановка тире между подлежащим и сказуемым. - Синонимическая замена разных видов сказуемых (Маша - больна. Маша больная. Маша болеет. Маша может заболеть.). - Синонимическая замена нераспространенных и распространенных предложении.
Изобразительная функция второстепенных членов предложения и использование ее в речи. Использование обстоятельства времени как средства связи предложений в повествовательных текстах. Соблюдение синтаксических норм при построении предложения. Координация подлежащего и сказуемого в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами. Правильное употребление второстепенных членов предложения. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Использование прямого и обратного порядка (инверсия) в текстах разных стилей. |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11 ч) | |
Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно- личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное). Типичные модели назывных предложений (Дом. Какой дом! Вот дом. Вот и дом. Вот так дом. Ну и дом.). *Именительный представления. Типичные модели односоставных глагольных предложений: определенно-личное (Прошу слова. Иди(те) домой. Идешь домой?); неопределенно-личное (В саду работают.); обобщенно-личное (Цыплят по осени считают.); безличное (Смеркается. Можно играть. Мне весело. Нет времени.). Морфологические средства выражения главного члена в безличном предложении: безличный глагол, личный глагол в безличном значении, инфинитив, краткое страдательное причастие среднего рода, слова категории состояния, отрицательное слово нет, глаголы быть, стать, оказаться и др. с отрицанием (не было, не оказалось, не удалось). | Различение двусоставных и односоставных предложений. Использование синонимии односоставных предложений Использование назывных предложений в текстах разных стилей. Использование именительного представления в речи. Использование односоставных предложений в обобщенном значении и в пословицах, афоризмах, крылатых выражениях. Использование синонимии односоставных и двусоставных предложений. Определение морфологического средства выражения главного члена в безличном предложении.
|
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (47 ч)
| |
Простое осложненное предложение и его признаки (обобщение изученного). Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения, их признаки, способы связи (сочинительные союзы, перечислительная интонация). Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Особенность интонации и пунктуации предложений с обобщающими словами при однородных членах. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с однородными членами
Предложения с обособленными членами. Обособление как смысловое, интонационное и пунктуационное выделение группы членов предложения. Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения (обособленные определения и приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения, обособленные сравнительные обороты), обособленные уточняющие члены предложения. Обособленные определения и приложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями. Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения. Обособленные обстоятельства. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами Уточняющие члены предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими членами. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения. Вставные конструкции. Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Основные функции обращения: звательная, оценочная, изобразительная. Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями.
| Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Использование разных типов сочетаний однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средства выразительности речи. Построение предложения с несколькими рядами однородных членов; интонационные и пунктуационные особенности таких предложений. Различение однородных и неоднородных определений на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложения. Употребление прямого и переносного значения слова в качестве однородного(неоднородного) определения. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. Использование предложений с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей. Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Правильное построение и выразительное чтение предложений с однородными членами. Правильное построение предложении с однородными членами, соединенными союзами не только..., но и...; как..., так и... и др. Выбор формы сказуемого при однородных подлежащих. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами. Ипользование обособленных определений и приложений в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными и необособленными определениями и приложениями. / Использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях с обособленными дополнениями. Использование сравнительных оборотов в текстах разных стилей и типов речи. Постановка знаков препинания в предложениях со сравнительными оборотами и синтаксическими конструкциями с союзом как. Использование уточняющих членов предложения в текстах разных стилей и типов речи. Правильное построение и выразительное чтение предложений с обособленными членами предложения. Синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Постановка знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями и междометиями. Синонимическая замена вводных слов. Интонационное и пунктуационное выделение вводных слов в составе предложений. Различение вводных слов и созвучных членов предложения. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Использование различных форм обращения в речевом этикете. Использование риторического обращения как приема публицистического и художественного стиля. Употребление обращения в поэтической речи и произведениях народного творчества. Правильное построение и выразительное чтение предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2016-2017 учебный год.
8 «Б» класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные элементы содержания | Вид контроля | Дата
| |
Русский язык – национальный язык русского народа 1 час | ||||||
1. | Язык как основное средство общения в национальном коллективе. Русский язык как государственный язык РФ. Роль русского языка в международном общении. | Комбинированный урок | Язык- основное средства общения. Русский язык - государственный язык Российской Федерации | Ознакомительное чтение вступительных статей, работа с толковым словарем, этимологическим словариком, устное высказывание: как вы понимаете смысл высказывания (упр.4) |
| |
Основные разделы лингвистики (Повторение изученного в 5-7 классах) 8 часов | ||||||
2. | Слово как основная единица языка. Анализ слова | Комбинированный урок | Слово – основная единица языка. Основные виды разбора слов | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с деформированным текстом |
| |
3. | Лексика активного и пассивного употребления. | Комбинированный урок | Лексика общеупотребительная, неологизмы, историзмы, архаизмы, жаргонизмы и профессиональная лексика | Работа с лингвистическими словарями Сочинение-миниатюра (упр.31) |
| |
4. | Русское правописание: орфография и пунктуация. Трудные случаи орфографии. | Комбинированный урок | Основные правила орфографии. Трудные случаи. Правописание Н и НН в словах разных частей речи | Работа с таблицей на стр.21 Сочинение-миниатюра (упр.48) Предупредительный диктант |
| |
5. | Контрольный срез №1 (Входная контрольная работа) | Урок контроля полученных знаний |
| Тест |
| |
6. | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание созвучных слов. | Комбинированный урок | Правила слитного и раздельного написания созвучных слов | Сочинение-миниатюра (упр.60) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.66) Индивидуальная работа на карточках |
| |
7. | Трудные случаи орфографии. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разных частей речи | Комбинированный урок | Правила слитного и раздельного написания НЕ и НИ со словами разных частей речи | Работа на лингвистическом тренажере Индивидуальная работа на карточках Объяснительный диктант |
| |
8. |
Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. | Комбинированный урок | Особенности постановки знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложении, а так же, в простом осложнённом предложении | Работа с текстом Диктант «Проверяю себя!» Графический диктант |
| |
9. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | Урок контроля полученных знаний | Знание основных правил русской орфографии и пунктуации | Диктант |
| |
Текстоведение (Функциональные разновидности русского языка) 10 часов | ||||||
10. | Понятие о функциональных разновидностях русского языка. | Комбинированный урок | Основные сферы общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая, словесно-художественное творчество. | Устное высказывание: составить тексты о погоде, используя разные стили речи. Работа с разбором предложения. |
| |
11. | Разговорная речь. Подготовка к написанию домашнего сочинения по картине Н.Н. Ватолиной «Вести с фронта» (упр.102) | Комбинированный урок | Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры разговорной речи. | Работа с теоретическим материалом учебника, анализ образцов разговорной речи, составление мини-диалогов |
| |
12. | Р.Р. Сжатое изложение по упр. № 107 | Урок развития речи | План текста, отбор важной информации, заглавие, определение главной мысли текста | Изложение |
| |
13. | Официально-деловой стиль речи. | Комбинированный урок | Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры официально-делового стиля речи. | Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание об официально-деловом стиле речи, составление текста объявления |
| |
14. | Научный стиль речи. | Комбинированный урок | Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры научного стиля речи. | Работа с теоретическим материалом учебника, устное высказывание о научном стиле речи по плану (упр.140), сочинение-миниатюра (упр. 139) |
| |
15. | Публицистический стиль речи. | Комбинированный урок | Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи. Статья и заметка. | Работа с теоретическим материалом учебника, сочинение-миниатюра (упр. 149) |
| |
16. | Публицистический стиль речи. | Комбинированный урок | Репортаж. Репортаж-описание, репортаж-повествование | Устное высказывание о публицистическом стиле речи по плану (упр.156) |
| |
17. | Р.Р. Классное сочинение по упр.154 (репортаж о посещении музея) | Урок развития речи | План, отбор ключевых слов, определение темы и основной мысли репортажа. | Сочинение |
| |
18. | Язык художественной литературы. | Комбинированный урок | Сфера применения, основная задача, основные особенности, языковые средства и основные жанры публицистического стиля речи | Лингвистический анализ отрывков из художественных произведений. |
| |
19. | Проверочная работа по теме «Функциональные разновидности русского языка» | Урок контроля полученных знаний |
| Письмо по памяти Комплексный анализ текста |
| |
Синтаксис и пунктуация 83 часа | ||||||
20. | Контрольный словарный диктант по упр.108, 163. Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики. | Комбинированный урок | Виды синтаксической связи: сочинительная и подчинительная. | Работа с теоретическим материалом учебника Сочинение-миниатюра (упр. 174) |
| |
Словосочетание как единица синтаксиса 5 часов | ||||||
21. | Словосочетание и его признаки. | Комбинированный урок | Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные, наречные. Основные модели словосочетаний каждого вида | Работа с теоретическим материалом учебника Сочинение-миниатюра (упр. 174) |
| |
22. | Типы подчинительной связи в словосочетании | Комбинированный урок | Согласование, управление, примыкание. Окончание и предлог как средство связи слов в словосочетании | Работа с текстом Работа со словарем |
| |
23. | Р.Р. Сжатое изложение по упр.210 | Урок развития речи | План текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | Изложение |
| |
24. | Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. | Комбинированный урок | Соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм при построении словосочетаний разных видов | Работа с учебным словарем сочетаемости слов |
| |
25. | Контрольная работа №2 (Текущая работа) | Урок контроля полученных знаний |
| Тест |
| |
Предложение как единица синтаксиса 19 часов | ||||||
26. | Понятие о предложении. | Комбинированный урок | Основные признаки предложения | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с деформированным текстом |
| |
27. | Простое предложение | Комбинированный урок | Особенности простого предложения | Работа с учебником |
| |
28. | Основные виды предложений. | Комбинированный урок | Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов. | Составление вопросов к анкете Работа с текстом |
| |
29. | Виды простых предложений | Комбинированный урок | Утвердительные и отрицательные предложения. Полные и неполные предложения | Сочинение-миниатюра (упр248) Работа с этимологическим словарем |
| |
30. | Интонация предложения | Комбинированный урок | Виды предложений по интонации | Сочинение-миниатюра (упр.265): составление полилога или диалога. Работа с картиной В.Е.Маковского «Первый фрак» Работа над выразительным чтением текста |
| |
31. | Структура предложения. | Комбинированный урок | Грамматическая основа предложения. | Сочинение-миниатюра (упр.274) |
| |
32. | Подлежащее | Комбинированный урок |
Подлежащее и способы его выражения | Работа с теоретическим материалом учебника |
| |
33. | Сказуемое | Комбинированный урок | Виды сказуемого и способы его выражения. Глагольное сказуемое (простое и составное) | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Виды сказуемого» |
| |
34. | Виды сказуемого и способы его выражения. Проверочная работа по теме «Грамматическая основа предложения». | Комбинированный урок | Глагольное сказуемое (простое и составное). | Диктант «Проверяю себя!» с грамматическим заданием |
| |
35. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Составление таблицы-алгоритма Объяснительный диктант Работа на лингвистическом тренажере |
| |
36. | Постановка тире между подлежащим и сказуемым | Комбинированный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым | Анализ текста (упр.311) Работа на лингвистическом тренажере |
| |
37. | Проверочная работа (тест) по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого в предложении. | Комбинированный урок | Связь подлежащего и сказуемого в предложении | Работа с тестовыми заданиями |
| |
38. | Второстепенные члены предложения. Определение. | Урок изучения нового материала | Определение как второстепенный член предложения. Виды определений | Работа с текстами художественных произведений. Творческий диктант |
| |
39. | Р.Р. Классное сочинение. Описание памятника (упр.332) | Урок развития речи | Работа с фотографиями памятников, отбор языкового материала, работа с текстами-описаниями памятников | Сочинение |
| |
40. | Дополнение | Комбинированный урок | Дополнение как второстепенный член предложения. Виды дополнений | Сочинение-миниатюра (упр. 340) |
| |
41. | Обстоятельство | Комбинированный урок | Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств | Сочинение-миниатюра (упр. 344) |
| |
42. | Контрольный словарный диктант (по упр.268, 355). Инфинитив. | Комбинированный урок | Инфинитив в роли разных членов предложения. | Работа с текстами Д.Шостаковича, Л.Н.Толстого, над картиной А.Л.Ржевской «Музыка» Подготовка к домашнему сочинению по упр.350 |
| |
43. | Культура речи. Употребление второстепенных членов предложения | Комбинированный урок | Особенности употребления второстепенных членов предложения | Работа с тренировочными упражнениями |
| |
44. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложение как единица синтаксиса» | Урок контроля полученных знаний |
| Диктант с грамматическим заданием |
| |
Односоставные предложения 11 часов | ||||||
45. | Контрольный срез №2 (контрольная работа за 1 учебное полугодие. Контрольная работа №3) | Урок контроля полученных знаний |
| Тест |
| |
46. | Односоставные предложения | Урок изучения нового материала | Односоставные предложения. Понятие об односоставном предложении. Виды односоставных предложений | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Виды односоставных предложений» (стр.178) |
| |
47. | Назывное предложение | Урок изучения нового материала | Понятие о назывном предложении. Особенности назывных предложений. | Работа с теоретическим материалом учебника Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра по картине И.И.Левитана «Вечерний звон» (упр.363) |
| |
48. | Определённо-личное предложение | Урок изучения нового материала | Понятие об определённо-личном предложении. Особенности определённо-личных предложений. | Лингвистическое исследование Изложение-миниатюра (упр.370) на лингвистическую тему |
| |
49. | Неопределённо-личное предложение | Урок изучения нового материала | Понятие о неопределённо-личном предложении. Особенности неопределённо-личных предложений. | Лингвистическое исследование Сочинение-миниатюра (упр.383) Работа с текстом |
| |
50. | Обобщённо-личное предложение | Урок изучения нового материала | Понятие об обобщённо-личном предложении. Особенности обобщённо-личных предложений. | Лингвистическое исследование Работа с текстом Сочинение-миниатюра (упр.388) |
| |
51. | Безличное предложение | Урок изучения нового материала | Понятие о безличном предложении. Особенности безличных предложений. | Лингвистическое исследование Работа с текстом Сочинение-миниатюра (упр.397) |
| |
52. | Особенности безличных предложения. | Комбинированный урок | Понятие о безличном предложении. Особенности безличных предложений. | Лингвистическое исследование Письмо по памяти (упр.399) Изложение-миниатюра (упр.393) |
| |
53. | Р./р. Изложение «Золотая полка» (упр.411) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | Изложение |
| |
54. | Контрольный словарный диктант. (по упр.412). Повторение и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Комбинированный урок |
| Объяснительный диктант Работа с текстом Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере |
| |
55. |
Проверочная работа по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля полученных знаний |
| Объяснительный диктант |
| |
Простое осложненное предложение 47 часов | ||||||
56. | Простое осложненное предложение | Урок изучения нового материала | Простое осложненное предложение и его признаки. Понятие об однородных членах предложения. | Устное высказывание на лингвистическую тему Работа с текстом |
| |
57. | Способы связи однородных членов предложения | Комбинированный урок | Способы связи однородных членов предложения (сочинительные союзы, перечислительная интонация) | Устное высказывание на лингвистическую тему Объяснительный диктант |
| |
58. | Парное соединение однородных членов предложения. | Комбинированный урок | Парное соединение однородных членов предложения. Использование двойных союзов | Предупредительный диктант Графический диктант Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере |
| |
59. | Однородные и неоднородные определения | Комбинированный урок | Особенности строения предложений с однородными и неоднородными определениями | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с текстом Объяснительный диктант Работа на лингвистическом тренажере |
| |
60. | Знаки препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями | Комбинированный урок | Особенности постановки знаков препинания в предложении с однородными и неоднородными определениями | Предупредительный диктант Работа с тестами, карточками |
| |
61. | Р.Р. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день» | Урок развития речи | Составление плана сочинения, отбор ключевых слов, работа со словарем эпитетов | Сочинение |
| |
62. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок изучения нового материала | Обобщающие слова и их обособление в предложениях с однородными членами | Составление схем, таблицы Творческий диктант Работа на лингвистическом тренажере |
| |
63 | Знаки препинания в предложении с обобщающими словами при однородных членах предложения | Комбинированный урок | Обобщающие слова и их обособление в предложениях с однородными членами | Работа с деформированным текстом Предупредительный диктант Работа на лингвистическом тренажере |
| |
64. | Культура речи. Употребление однородных членов предложения. | Комбинированный урок | Культура речи. Употребление однородных членов предложения. Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.471) Работа на лингвистическом тренажере |
| |
65. | Р.Р. Сжатое изложение (упр.469) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | Изложение |
| |
66. | Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами предложения» | Урок контроля полученных знаний |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| |
67. | Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособленных членах предложения | Урок коррекции знаний |
| Работа над ошибками Работа с таблицей Объяснительный диктант |
| |
68. |
Р.Р. Подробное изложение (по упр.478) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | Изложение |
| |
69. | Обособление согласованных определений и приложений | Урок изучения нового материала | Условия обособления согласованных определений и приложений | Работа с таблицей Объяснительный диктант Сочинение-миниатюра (упр.482) |
| |
70. | Предложения с обособленными определениями и приложениями. | Комбинированный урок |
Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными определениями и приложениями. | Предупредительный диктант Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере |
| |
71. | Причастный оборот | Комбинированный урок | Причастный оборот как разновидность распространенного согласованного определения | Диктант «Проверяю себя!» Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере |
| |
72. | Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление определений и приложений» | Комбинированный урок | Знаки препинания в предложении с несогласованными определениями и приложениями. | Предупредительный диктант Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере Работа с индивидуальными карточками Работа на лингвистическом тренажере Творческий диктант |
| |
73. | Р.Р. Сжатое изложение (упр.503) | Урок развития речи | Составление плана текста, отбор ключевых слов, определение главной мысли, темы текста | Изложение |
| |
74. | Повторение и обобщение изученного по теме «Обособление определений и приложений» | Урок обобщения и систематизации знаний |
| Письмо по памяти Тестовые задания |
| |
75. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособление определений и приложений» | Урок контроля полученных знаний |
| Диктант |
| |
76. |
Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний
|
| Работа над ошибками
|
| |
77. | Обособление обстоятельств | Урок изучения нового материала | Условия обособления обстоятельств | Работа с теоретическим материалом учебника |
| |
78. | Предложения с обособленными обстоятельствами | Комбинированный урок | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Работа на лингвистическом тренажере Устное высказывание (упр.510) Предупредительный диктант |
| |
79. | Условия обособления обстоятельств | Комбинированный урок | Обособление обстоятельств. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами | Работа на лингвистическом тренажере Графический диктант |
| |
80. | Обособление обстоятельств | Урок изучения нового материала | Обособление дополнений. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными дополнениями. Подготовка к написанию домашнего сочинения (упр.525) | Работа с текстом Объяснительный диктант |
| |
81. | Пробный региональный экзамен (контрольная работа №4) | Урок контроля полученных знаний |
| Тест |
| |
82. | Сравнение | Урок изучения нового материала |
Сравнение как одно из выразительных средств языка. Способы выражения значения сравнения и уподобления | Работа с теоретическим материалом учебника Работа с лингвистическим тренажером Объяснительный диктант |
| |
83. | Обособление сравнительных оборотов | Комбинированный урок | Обособление сравнительных оборотов. Сравнительный оборот; его семантические и грамматические признаки | Творческий диктант Сочинение-миниатюра (упр.536) |
| |
84. | Особенности предложений со сравнительным оборотом. | Комбинированный урок | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со сравнительным оборотом. Проверочная работа (тест) по теме «Обособление дополнений и обстоятельств» | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.539) Решение тестовых заданий |
| |
85. | Уточняющие и присоединительные члены предложения | Урок изучения нового материала | Уточняющие и присоединительные члены предложения. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с уточняющими и присоединительными членами предложения | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы |
| |
86. | Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения | Комбинированный урок | Знаки препинания в предложении с уточняющими и присоединительными членами предложения. Особенности расстановки. | Работа с лингвистическим тренажером Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках |
| |
87. | Культура речи. Основные синтаксические нормы построения предложений с обособленными членами. | Комбинированный урок | Нормы построения предложений с обособленными членами | Анализ текста (упр.555) Сочинение-миниатюра (упр. 556) Устное высказывание на лингвистическую тему (упр. 557) |
| |
88. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля полученных знаний |
| Диктант с грамматическим заданием |
| |
89. | Предложения с вводными конструкциями. Группы вводных слов и выражений по значению | Урок изучения нового материала | Особенности обособления вводных слов и выражений | Контрольный словарный диктант (по упр.558). Орфографический минимум Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы «Вводные слова» Творческая работа |
| |
90. | Вводные конструкции | Комбинированный урок | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Вводные предложения; их структурные особенности | Сочинение-миниатюра (упр.562) |
| |
91. | Особенности предложений с вводными словами | Комбинированный урок | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.569) Предупредительный диктант |
| |
92. | Вставные конструкции. | Урок изучения нового материала | Вставные конструкции. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с вставными конструкциями | Устное высказывание на лингвистическую тему (упр.576) Сочинение-миниатюра (упр.579) Индивидуальная работа на карточках |
| |
93. | Р.Р. Подробное изложение (упр.567) | Урок развития речи | Составление плана текста, определение темы и основной мысли текста, отбор ключевых слов, нахождение предложений с вводными конструкциями, объяснение знаков препинания | Изложение |
| |
94. | Обращение (распространенное и нераспространенное) и способы его выражения | Урок изучения нового материала | Распространённое и нераспространённое обращение. Способы его обособления | Работа с теоретическим материалом учебника Составление таблицы |
| |
95. | Предложения с обращениями | Комбинированный урок | Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращением. Особенности звательной интонации. | Устное высказывание (упр.601) Индивидуальная работа на карточках Объяснительный диктант |
| |
96. | Предложения с междометиями и словами да, нет. | Комбинированный урок | Предложения с междометиями и словами да, нет. Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с междометием. | Работа с теоретическим материалом учебника Объяснительный диктант |
| |
97. | Знаки препинания в предложении с междометиями и словами да, нет. | Комбинированный урок | Условия расстановки Знаков препинания в предложении с междометиями и словами да, нет. | Предупредительный диктант Индивидуальная работа на карточках Работа с лингвистическим тренажером |
| |
98. | Проверочная работа по теме «Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями» | Урок контроля полученных знаний |
| Диктант «Проверяю себя!» |
| |
99. | Повторение. Словосочетание. Предложение. Виды односоставных предложений. Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение | Работа с лингвистическим тренажером Объяснительный диктант
|
| |
100. | Повторение. Простое осложненное предложение. Предложения с обособленными членами предложения. Функциональные разновидности русского языка | Урок обобщения и систематизации знаний | Повторение | Объяснительный диктант Решение тестовых заданий Предупредительный диктант. |
| |
101. | Региональный экзамен | Урок контроля полученных знаний |
| Тест |
| |
102. | Итоговый урок | Урок обобщения и систематизации знаний |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Речевая деятельность
Аудирование. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при написании изложения), дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного текста; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в аудиотексте; фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного или сжатого пересказа; определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка; комментировать позицию автора аудиотекста; рецензировать устный ответ учащегося; задавать вопросы по прослушанному тексту; отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.
Чтение. Прогнозировать содержание лингвистического текста в учебнике, исходя из анализа названия параграфа (темы), содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста – схемами, таблицами, языковыми примерами; выделять иллюстрирующую и аргументирующую информацию в прочитанном тексте; составлять схемы, таблицы на основе текста; используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты – по оглавлению и заголовкам статей; владеть разными видами чтения и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели (в том числе и при анализе текста, написании сочинения, подготовке материалов для успешного выступления); комментировать позицию автора прочитанного текста; читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах; пользоваться справочным аппаратом книги; находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе возможности Интернета.
Говорение. Пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста; выражать свое согласие или несогласие с содержанием прочитанного (прослушанного) текста; вести репортаж о школьной жизни; строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов; создавать связное высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания; составлять инструкции по применению того или иного правила; принимать участие в диалогах различных видов; адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддержать или закончить разговор и т. п.
Письмо. Письменно пересказывать фрагмент прослушанного текста; излагать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста; создавать портретный очерк (рассказ об интересном человеке), проблемную статью («Компьютер — "за" и "против"»), репортаж о событии (открытие памятника истории или культуры родного края); писать заметки, рекламные аннотации; уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчлененные предложения (парцелляция), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. п.); составлять деловые бумаги (заявление, доверенность, расписку, автобиографию).
Текстоведение. Различать функциональные разновидности языка и устанавливать принадлежность текста к одной из них (разговорная речь, язык художественной литературы, стили речи: научный, публицистический, официально-деловой); анализировать языковые средства, характерные для стиля речи, к которому принадлежит текст; находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать заголовок; распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов; подбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования; пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т. п.); оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевой задачи высказывания; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы; соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов; пользоваться словарем грамматических трудностей; опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова.
Синтаксис и пунктуация. Опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов; различать простые предложения разных видов; использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств; правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и обособленными членами; правильно строить предложения с обособленными членами; проводить интонационный анализ простого предложения; выразительно читать простые предложения изученных конструкций; проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения; опираться на смысловой и интонационный анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
VI.Критерии оценки
Нормы оценок по русскому языку:
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
НОРМЫ И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ
Ниже приводится фрагмент единственного нормативного документа, определяющего критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике “Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы”. — М., 2001.)
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 5-9-го классов. Под редакцией С. И. Львовой
Компоненты УМК:
Программа
Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы
Рекомендации к учебнику русского языка. 5, 6, 7
Рабочая тетрадь "Проверь себя" 5, 6, 7 классы
Самоучитель. Русская орфография
Самоучитель по орфографии и пунктуации
Краткий орфографический словарь школьника
Краткий словообразовательный словарь с этимологическими комментариями
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9, 10-11 классы
Пособие "Уроки русского языка в 5" , 6, 7 классах
Контрольные и проверочные работы. 5, 6 классы
Контрольные и проверочные работы. 10-11 классы