СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков введения по биологии 10 класс( презентация и тест)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: активизировать знания учащихся о биологии как науке о живой природе, охарактеризовать основные направления развития современной биологии, создать представления о науке как важнейшей сферы человеческой деятельности, сформировать понятия о сущности жизни, охарактеризовать уровни организации живого.

Просмотр содержимого документа
«Тест Б 9»

Введение в основы общей биологии В - 1

1. Биология как наука необходима современному человеку, так как:

1

Позволяет оценивать состояние окружающей среды и условий жизни человека

2

Негативно влияет на развитие общества

3

Тесно связана с потребностями человека в пищевых продуктах

4

Позволяет получать промышленным путем витамины и антибиотики

2. Обмен веществ

1

Совокупность протекающих в организме химических превращений

2

Присущ всем живым организмам

3

Нарушает постоянство внутренней среды организма

4

Не связан с превращением энергии в клетках



3. Все живые организмы

1

Представляют собой открытую систему

2

Способны к обмену веществ

3

Являются эукариотами

4

Имеют сходный химический состав


4. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству растений:

1

Куколка майского жука

2

Бересклет

3

Туберкулезная палочка

4

Львиный зев

5

Кукушкин лен

6

Вирус СПИДа

7

Гепард

8

Трутовик

9

Кладония











5. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству грибов:

1

Кладония

2

Молочная планария

3

Кукушкин лен

4

Мукор

5

Туберкулезная палочка

6

Фитофтора

7

Поденка

8

Бересклет

9

Трутовик


6. Отметьте среди перечисленных организмов такие, которые не относятся ни к одному из царств: растений, грибов, животных, бактерий?

1

Вирус СПИДа

2

Фитофтора

3

Кукушкин лен

4

Львиный зев

5

Куколка майского жука

6

Туберкулезная палочка

7

Кладония



7. Выберите правильные утверждения:

1

Все организмы приспособлены к своей среде обитания

2

Раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде

3

Развитие свойственно всему живому миру в целом

4

Раздражимость характерна только для животных

5

Самовоспроизведение это сохранение своей жизни


8. Выберите правильные утверждения:

1

Рост многоклеточного организма не связан с увеличением количества клеток в нем

2

В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы

3

Обмен веществ свойствен только многоклеточным организмам

4

Все живые существа появляются только в результате размножения

5

Эволюция – общее свойство живого мира


9. Выберите правильные утверждения:

1

Многообразие форм организмов нельзя объяснить только разнообразием сред жизни на Земле

2

Все структурные элементы биосистемы обязательно взаимосвязаны

3

В состав биосферы не входит стратосфера

4

Эндобионты живут внутри других организмов



10. Основной структурной и функциональной единицей большинства организмов является

1

Ткань

2

Система органов

3

Орган

4

Клетка



11. Правильная последовательность структурных уровней организации жизни:

1

Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический

2

Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный

3

Молекулярный, организменный, клеточный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический

4

Клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический




























Введение в основы общей биологии В - 2

1. Все живые организмы:

1

Приспособлены к определенным условиям среды

2

Развиваются

3

Обладают наследственностью и изменчивостью

4

Являются автотрофами


2. Самовоспроизведение  

1

Поддерживает непрерывность существования жизни

2

Воспроизведение себе подобных существ

3

Важнейшее свойство живого

4

Присуще не только живым организмам


3. Приспособленность организмов к среде обитания

1

Проявляется во внешнем строении организмов

2

Не затрагивает физиологических особенностей живых организмов

3

Зависит от влияния экологических факторов

4

Не проявляется в географическом распространении организмов



4. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царству животных:

1

Тритон

2

Куколка майского жука

3

Молочная планария

4

Кладония

5

Туберкулезная палочка

6

Львиный зев

7

Гепард

8

Кукушкин лен

9

Трутовик













5. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству бактерий:

1

Вирус СПИДа

2

Куколка майского жука

3

Туберкулезная палочка

4

Трутовик

5

Кукушкин лен

6

Гепард



6. Выберите правильные утверждения:

1

Самовоспроизведение поддерживает непрерывность существования жизни

2

Разнообразие форм жизни – результат эволюции

3

Путем обмена веществами и энергией осуществляется связь организма с окружающей средой

4

Homo sapiens – представитель царства Животных

5

Нормальная жизнедеятельность организма определяется только его клеточным строением



7. Выберите правильные утверждения:

1

Homo sapiens – представитель царства Животных

2

Путем обмена веществами и энергией осуществляется связь организма с окружающей средой

3

Самовоспроизведение поддерживает непрерывность существования жизни

4

Нормальная жизнедеятельность организма определяется только его клеточным строением

5

Разнообразие форм жизни – результат эволюции



8. Выберите правильные утверждения:

1

В природе органические вещества встречаются только в телах живых организмов

2

Качественные изменения свойств организма называются развитием

3

Клетка – структурная единица почти всех живых организмов

4

Каждый организм может быстро приспособиться к любой среде обитания

5

Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого









9. Выберите правильные утверждения:

1

Самая крупная биосистема – это биосфера

2

Гидробионты приспособлены к жизни в водной среде

3

Популяцию нельзя назвать биосистемой

4

Живая клетка не является биосистемой


10. Обозначьте цифрами уровни организации жизни в порядке их усложнения: от самого простого (единица) до самого сложного (семь)

 Популяция трески
 Целостный организм
 Биосфера
 Молекулы веществ, входящих в состав клетки
 Биоценоз смешанного леса
 Клетки мякоти листа
 Виды клевера


11. Биосфера

1

Не включает верхние слои атмосферы

2

Включает только атмосферу и гидросферу

3

Включает верхние слои литосферы

4

Оболочка земли, где существует жизнь






























Ключ

Введение в основы общей биологии

?

Вариант 1

Вариант 2

1

1, 3, 4 - 2

1, 2, 3

2

1, 2, 4 - 3

1, 2, 3

3

1, 2, 4 - 3

1, 3

4

2, 4, 5, 8, 9 -

1, 2, 3, 7

5

4, 6, 9

3

6

1, 2

1, 2, 3, 4

7

1, 3

1, 2, 3¸ 5

8

1, 2, 4, 5

2, 3, 5

9

1, 2, 4

1, 2, 3

10

4

4, 6, 2, 7, 1, 5, 3

11

2

1, 3, 4




Шкала отметок


Отметка

Вариант 1

Вариант 2

«5»

30 - 26

37 - 32

«4»

25 - 20

31 - 26

«3»

19 - 16

25 - 18

«2»

15

19








































Просмотр содержимого презентации
«Биология Методы иследования Сущность жизни Microsoft PowerPoint»

Краткая история развития биологии. Биология, 10 класс

Краткая история развития биологии.

Биология,

10 класс

Что изучает биология  Биология  ( bios – жизнь, logos – учение )  изучает проявления жизни (живого)

Что изучает биология

Биология ( bios – жизнь, logos – учение ) изучает проявления жизни (живого)

  • разнообразие, строение и функции живых существ и их природных сообществ
  • распространение организмов
  • происхождение организмов
  • индивидуальное и историческое развитие организмов
  • взаимосвязи живых организмов друг с другом и с неживой природой
Задачи биологии

Задачи биологии

  • изучение закономерностей проявлений жизни
  • раскрытие сущности жизни
  • систематизация живых существ
Термин «БИОЛОГИЯ»

Термин «БИОЛОГИЯ»

  • 1797 год – впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т.Руз
  • 1800 год – использует немецкий анатом и физиолог Фридрих Бурдах
  • 1802 год - предложили термин для обозначения науки о живых организмах, немецкий ботаник и врач Готтфилд Рейнхолд Тревиранус и Жан Батист Ламарк.
ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК  (1744 – 1829) Автор первой эволюционной теории Профессор кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных в Музее естественной истории Ввел термин «биология».

ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК (1744 – 1829)

Автор первой эволюционной теории

Профессор кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных в Музее естественной истории

Ввел термин «биология».

Современная биология –  быстроразвивающаяся наука. Сегодня она имеет совершенно иной облик. По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества. В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной и интегрированной
  • Современная биология
  • быстроразвивающаяся наука.
  • Сегодня она имеет совершенно иной облик.
  • По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества.
  • В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной и интегрированной .
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(выделение новых научных дисциплин) ЗООЛОГИЯ .

БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(выделение новых научных дисциплин)

ЗООЛОГИЯ

.

БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА ИНТЕГРАЦИЯ ((синтез знания, объединение ряда наук). БИОФИЗИКА  БИОХИМИЯ  РАДИОБИОЛОГИЯ  КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ БИОНИКА БИОТЕХНОЛОГИЯ

БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА

ИНТЕГРАЦИЯ ((синтез знания, объединение ряда наук).

БИОФИЗИКА БИОХИМИЯ РАДИОБИОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ

БИОНИКА

БИОТЕХНОЛОГИЯ

Система биологических наук

Система биологических наук

  • Ботаника - наука о растениях
  • Зоология - наука о животных
  • Морфология - наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов
  • Анатомия - раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом, о строении и жизненных функциях организма человека и его органов
Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток Систематика
  • Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток
  • Систематика - раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга
Цитология - наука о клетке Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методов управления ими Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе) Экология
  • Цитология - наука о клетке
  • Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методов управления ими
  • Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе)
  • Экология - наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы
Эволюционное учение (теория эволюции) - наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов Палеонтология
  • Эволюционное учение (теория эволюции) - наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов
  • Палеонтология - наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности
Комплексные биологические науки

Комплексные биологические науки

  • Биохимия - наука о химическом составе живой материи и о химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности
  • Биофизика - наука о физико–химических процессах, протекающих в биологических системах, а также влиянии на них различных физических факторов
Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств Радиобиология
  • Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств
  • Радиобиология - наука о действии всех видов ионизирующих излучений на живые организмы и их сообщества
Биотехнология - использование живых организмов и биологических процессов в производстве Социобиология - направление в биологии, изучает биологические основы социального поведения живых существ, включая человека Космическая биология
  • Биотехнология - использование живых организмов и биологических процессов в производстве
  • Социобиология - направление в биологии, изучает биологические основы социального поведения живых существ, включая человека
  • Космическая биология - отрасль биологии, изучающая действие различных факторов космического пространства на живые организмы
Основные направления развития современной биологии

Основные направления развития современной биологии

  • Классическая биология ( ученые натуралисты).
  • Эволюционная биология (Чарлз Дарвин; синтетическая теория эволюции; первая научная теория происхождения жизни, созданная А.И.Опариным).
  • Физико-химическая биология.
Развитие биологии как науки

Развитие биологии как науки

  • Биология древности ( Гиппократ , Аристотель ,Теофраст , Гай Плиний Старший, Клавдий Гален).
  • Средние века – продолжалось накопление знаний по биологии.
  • Эпоха Возрождения ( Леонардо да Винчи, Карл Линней, Бэр, Жан Батист Ламарк, Чарлз Дарвин, Шванн и Шлейден, Луи Пастер, Мечников , Грегор Мендель.
Методы исследования в биологии

Методы исследования в биологии

  • Наука- одна из сфер человеческой деятельности
  • Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
  • Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
  • Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии. Биология, 10 класс

Методы исследования в биологии.

Биология,

10 класс

Наука как сфера человеческой деятельности

Наука как сфера человеческой деятельности

  • Наука- одна из сфер человеческой деятельности
  • Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
  • Принцип учёных « Ничего не принимай на веру»
  • Главная задача науки- построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть
  • .
Наука как сфера человеческой деятельности

Наука как сфера человеческой деятельности

  • Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
  • Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии

Методы исследования в биологии

  • Наблюдение
  • Описание
  • Систематизация
  • Сравнение
  • Эксперимент
  • Аналитический метод
  • Исторический метод
  • Моделирование
Свойства живого. Химический состав         Свойства живого Химический состав   Обмен веществ   Клеточное строение   Размножение   Рост и развитие   Раздражимость   Саморегуляция    Наследственность и изменчивость

Свойства живого. Химический состав Свойства живого

  • Химический состав Обмен веществ Клеточное строение Размножение Рост и развитие Раздражимость Саморегуляция

Наследственность и изменчивость

Химический состав

Химический состав

  • В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в тела неживой природы, но соотношение различных элементов неодинаково.
  • В состав неживых тел входят O, Si, Fe, Mg, Al.
  • В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента – C, O, N, H . В живых организмах эти элементы участвуют в образовании органических молекул
Клеточное строение

Клеточное строение

  • Все живые организмы имеют клеточное строение.
  • Клетка является единой структурной единицей , а также единицей развития всех живых организмов
Саморегуляция

Саморегуляция

  • Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз .
Обмен веществ

Обмен веществ

  • Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
  • Самыми главными процессами в круговороте органических веществ являются процессы синтеза или ассимиляции , и процессы распада или диссимиляции .
Рост и развитие

Рост и развитие

  • Необратимые направленные изменения живых организмов. Выделяют индивидуальное развитие живых организмов или онтогенез , в результате которого постепенно проявляются индивидуальные свойства организмов.
  • Историческое развитие или филогенез , сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
  • Результатом эволюции является всё многообразие жизни на Земле.
Раздражимость

Раздражимость

  • Способность организмов реагировать на определённые воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, помогающей им выжить.
  • Реакции многоклеточных организмов на раздражение осуществляется с участием нервной системы и называется рефлексом .
  • Реакцию организмов, не имеющих нервной системы называют таксисами или тропизмами , они могут быть как положительными так и отрицательными
Размножение

Размножение

  • Свойство организмов воспроизводить себе подобных, в результате чего поддерживается длительное существование вида и обеспечивается преемственность родители – дети.
  • Самовоспроизведение или репродукция проявляется в виде бесполого или полового размножения особей .
Наследственность и изменчивость

Наследственность и изменчивость

  • Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение
  • Изменчивость- способность живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития нывые признаки.
Среды жизни

Среды жизни

  • Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная
Экологические  группы организмов

Экологические группы организмов

  • Гидробионты Аэробионты, или террабионты Педобионты, или эдафобионты Эндобионты
Гидробионты  Гидробионты (греч. Hydor – вода, biontos  – живущий) – растения,животные и микроорганизмы,  населяющие морские и материковые водоeмы

Гидробионты

  • Гидробионты (греч. Hydor – вода, biontos  – живущий) – растения,животные и микроорганизмы,

населяющие морские и материковые водоeмы

Аэробионты или террабионты

Аэробионты или террабионты

  • Аэробионты (греч. aer  – воздух, biontos  – живущий), или террабионты (греч. terra  – земля, biontos  – живущий) – организмы, населяющие наземно-воздушную среду.
Педобионты или эдафобионты

Педобионты или эдафобионты

  • Педобионты (греч. pedon  – почва, biontos  – живущий), или эдафобионты (греч. edaphos – почва) – обитатели почвенной среды.
Эндобионты

Эндобионты

  • Эндобионты (греч. endon  – внутри, biontos  – живущий) – организмы, обитающие внутри другого живого организма
Уровни организации жизни

Уровни организации жизни

  • Биосферный Биогеоценотический Популяционно-видовой Организменный Клеточный Молекулярный
Биосферный  Биосфера – совокупность всех биоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете. На этом уровне происходит круговорот   веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Биосферный

  • Биосфера –

совокупность всех

биоценозов, система,

охватывающая все

явления жизни на

нашей планете.

  • На этом уровне происходит круговорот

веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.

Биогеоценотический

Биогеоценотический

  • Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания.
  • В процессе совместного развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Популяционно-видовой

Популяционно-видовой

  • Совокупность организмов одного вида, объединенная общим местом обитания с относительно однородными условиями, в котором создаётся популяция – надорганизменная система.
  • В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования
Организменный

Организменный

  • Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии – от момента зарождения до прекращения существования.
  • Рассматриваются процессы и явления, происходящие в организме и механизмы согласованного функционирования его органов и систем, приспособительные изменения и поведение в различных экологических условиях.
Клеточный

Клеточный

  • Клетка – элементарная структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле.
  • На клеточном уровне происходит передача информации и превращение веществ и энергии.
Молекулярный

Молекулярный

  • Любой живой организм состоит из биологических молекул: нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов.
  • На этом уровне начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организмов: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и пр.
Структурные уровни организации жизни

Структурные уровни организации жизни

Растительный организм как биосистема — совокупность взаимодействующих органов, тканей и клеток

Растительный организм как биосистема — совокупность взаимодействующих органов, тканей и клеток


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!