Краткая история развития биологии.
Биология,
10 класс
Что изучает биология
Биология ( bios – жизнь, logos – учение ) изучает проявления жизни (живого)
- разнообразие, строение и функции живых существ и их природных сообществ
- распространение организмов
- происхождение организмов
- индивидуальное и историческое развитие организмов
- взаимосвязи живых организмов друг с другом и с неживой природой
Задачи биологии
- изучение закономерностей проявлений жизни
- раскрытие сущности жизни
- систематизация живых существ
Термин «БИОЛОГИЯ»
- 1797 год – впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т.Руз
- 1800 год – использует немецкий анатом и физиолог Фридрих Бурдах
- 1802 год - предложили термин для обозначения науки о живых организмах, немецкий ботаник и врач Готтфилд Рейнхолд Тревиранус и Жан Батист Ламарк.
ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК (1744 – 1829)
Автор первой эволюционной теории
Профессор кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных в Музее естественной истории
Ввел термин «биология».
- Современная биология –
- быстроразвивающаяся наука.
- Сегодня она имеет совершенно иной облик.
- По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества.
- В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной и интегрированной .
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(выделение новых научных дисциплин)
ЗООЛОГИЯ
.
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА
ИНТЕГРАЦИЯ ((синтез знания, объединение ряда наук).
БИОФИЗИКА БИОХИМИЯ РАДИОБИОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ
БИОНИКА
БИОТЕХНОЛОГИЯ
Система биологических наук
- Ботаника - наука о растениях
- Зоология - наука о животных
- Морфология - наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов
- Анатомия - раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом, о строении и жизненных функциях организма человека и его органов
- Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток
- Систематика - раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга
- Цитология - наука о клетке
- Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методов управления ими
- Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе)
- Экология - наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы
- Эволюционное учение (теория эволюции) - наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов
- Палеонтология - наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности
Комплексные биологические науки
- Биохимия - наука о химическом составе живой материи и о химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности
- Биофизика - наука о физико–химических процессах, протекающих в биологических системах, а также влиянии на них различных физических факторов
- Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств
- Радиобиология - наука о действии всех видов ионизирующих излучений на живые организмы и их сообщества
- Биотехнология - использование живых организмов и биологических процессов в производстве
- Социобиология - направление в биологии, изучает биологические основы социального поведения живых существ, включая человека
- Космическая биология - отрасль биологии, изучающая действие различных факторов космического пространства на живые организмы
Основные направления развития современной биологии
- Классическая биология ( ученые натуралисты).
- Эволюционная биология (Чарлз Дарвин; синтетическая теория эволюции; первая научная теория происхождения жизни, созданная А.И.Опариным).
- Физико-химическая биология.
Развитие биологии как науки
- Биология древности ( Гиппократ , Аристотель ,Теофраст , Гай Плиний Старший, Клавдий Гален).
- Средние века – продолжалось накопление знаний по биологии.
- Эпоха Возрождения ( Леонардо да Винчи, Карл Линней, Бэр, Жан Батист Ламарк, Чарлз Дарвин, Шванн и Шлейден, Луи Пастер, Мечников , Грегор Мендель.
Методы исследования в биологии
- Наука- одна из сфер человеческой деятельности
- Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
- Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
- Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии.
Биология,
10 класс
Наука как сфера человеческой деятельности
- Наука- одна из сфер человеческой деятельности
- Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
- Принцип учёных « Ничего не принимай на веру»
- Главная задача науки- построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть
- .
Наука как сфера человеческой деятельности
- Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
- Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии
- Наблюдение
- Описание
- Систематизация
- Сравнение
- Эксперимент
- Аналитический метод
- Исторический метод
- Моделирование
Свойства живого. Химический состав Свойства живого
- Химический состав Обмен веществ Клеточное строение Размножение Рост и развитие Раздражимость Саморегуляция
Наследственность и изменчивость
Химический состав
- В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в тела неживой природы, но соотношение различных элементов неодинаково.
- В состав неживых тел входят O, Si, Fe, Mg, Al.
- В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента – C, O, N, H . В живых организмах эти элементы участвуют в образовании органических молекул
Клеточное строение
- Все живые организмы имеют клеточное строение.
- Клетка является единой структурной единицей , а также единицей развития всех живых организмов
Саморегуляция
- Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз .
Обмен веществ
- Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
- Самыми главными процессами в круговороте органических веществ являются процессы синтеза или ассимиляции , и процессы распада или диссимиляции .
Рост и развитие
- Необратимые направленные изменения живых организмов. Выделяют индивидуальное развитие живых организмов или онтогенез , в результате которого постепенно проявляются индивидуальные свойства организмов.
- Историческое развитие или филогенез , сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
- Результатом эволюции является всё многообразие жизни на Земле.
Раздражимость
- Способность организмов реагировать на определённые воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, помогающей им выжить.
- Реакции многоклеточных организмов на раздражение осуществляется с участием нервной системы и называется рефлексом .
- Реакцию организмов, не имеющих нервной системы называют таксисами или тропизмами , они могут быть как положительными так и отрицательными
Размножение
- Свойство организмов воспроизводить себе подобных, в результате чего поддерживается длительное существование вида и обеспечивается преемственность родители – дети.
- Самовоспроизведение или репродукция проявляется в виде бесполого или полового размножения особей .
Наследственность и изменчивость
- Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение
- Изменчивость- способность живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития нывые признаки.
Среды жизни
- Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная
Экологические группы организмов
- Гидробионты Аэробионты, или террабионты Педобионты, или эдафобионты Эндобионты
Гидробионты
- Гидробионты (греч. Hydor – вода, biontos – живущий) – растения,животные и микроорганизмы,
населяющие морские и материковые водоeмы
Аэробионты или террабионты
- Аэробионты (греч. aer – воздух, biontos – живущий), или террабионты (греч. terra – земля, biontos – живущий) – организмы, населяющие наземно-воздушную среду.
Педобионты или эдафобионты
- Педобионты (греч. pedon – почва, biontos – живущий), или эдафобионты (греч. edaphos – почва) – обитатели почвенной среды.
Эндобионты
- Эндобионты (греч. endon – внутри, biontos – живущий) – организмы, обитающие внутри другого живого организма
Уровни организации жизни
- Биосферный Биогеоценотический Популяционно-видовой Организменный Клеточный Молекулярный
Биосферный
совокупность всех
биоценозов, система,
охватывающая все
явления жизни на
нашей планете.
- На этом уровне происходит круговорот
веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.
Биогеоценотический
- Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания.
- В процессе совместного развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Популяционно-видовой
- Совокупность организмов одного вида, объединенная общим местом обитания с относительно однородными условиями, в котором создаётся популяция – надорганизменная система.
- В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования
Организменный
- Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии – от момента зарождения до прекращения существования.
- Рассматриваются процессы и явления, происходящие в организме и механизмы согласованного функционирования его органов и систем, приспособительные изменения и поведение в различных экологических условиях.
Клеточный
- Клетка – элементарная структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле.
- На клеточном уровне происходит передача информации и превращение веществ и энергии.
Молекулярный
- Любой живой организм состоит из биологических молекул: нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов.
- На этом уровне начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организмов: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и пр.
Структурные уровни организации жизни
Растительный организм как биосистема — совокупность взаимодействующих органов, тканей и клеток