Цели: активизировать знания учащихся о биологии как науке о живой природе, охарактеризовать основные направления развития современной биологии, создать представления о науке как важнейшей сферы человеческой деятельности, сформировать понятия о сущности жизни, охарактеризовать уровни организации живого.
Просмотр содержимого документа
«Тест Б 9»
Введение в основы общей биологии В - 1
1. Биология как наука необходима современному человеку, так как:
1 | Позволяет оценивать состояние окружающей среды и условий жизни человека |
2 | Негативно влияет на развитие общества |
3 | Тесно связана с потребностями человека в пищевых продуктах |
4 | Позволяет получать промышленным путем витамины и антибиотики |
2. Обмен веществ
1 | Совокупность протекающих в организме химических превращений |
2 | Присущ всем живым организмам |
3 | Нарушает постоянство внутренней среды организма |
4 | Не связан с превращением энергии в клетках |
3. Все живые организмы
1 | Представляют собой открытую систему |
2 | Способны к обмену веществ |
3 | Являются эукариотами |
4 | Имеют сходный химический состав |
4. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству растений:
1 | Куколка майского жука |
2 | Бересклет |
3 | Туберкулезная палочка |
4 | Львиный зев |
5 | Кукушкин лен |
6 | Вирус СПИДа |
7 | Гепард |
8 | Трутовик |
9 | Кладония |
5. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству грибов:
1 | Кладония |
2 | Молочная планария |
3 | Кукушкин лен |
4 | Мукор |
5 | Туберкулезная палочка |
6 | Фитофтора |
7 | Поденка |
8 | Бересклет |
9 | Трутовик |
6. Отметьте среди перечисленных организмов такие, которые не относятся ни к одному из царств: растений, грибов, животных, бактерий?
1 | Вирус СПИДа |
2 | Фитофтора |
3 | Кукушкин лен |
4 | Львиный зев |
5 | Куколка майского жука |
6 | Туберкулезная палочка |
7 | Кладония |
7. Выберите правильные утверждения:
1 | Все организмы приспособлены к своей среде обитания |
2 | Раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде |
3 | Развитие свойственно всему живому миру в целом |
4 | Раздражимость характерна только для животных |
5 | Самовоспроизведение это сохранение своей жизни |
8. Выберите правильные утверждения:
1 | Рост многоклеточного организма не связан с увеличением количества клеток в нем |
2 | В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы |
3 | Обмен веществ свойствен только многоклеточным организмам |
4 | Все живые существа появляются только в результате размножения |
5 | Эволюция – общее свойство живого мира |
9. Выберите правильные утверждения:
1 | Многообразие форм организмов нельзя объяснить только разнообразием сред жизни на Земле |
2 | Все структурные элементы биосистемы обязательно взаимосвязаны |
3 | В состав биосферы не входит стратосфера |
4 | Эндобионты живут внутри других организмов |
10. Основной структурной и функциональной единицей большинства организмов является
1 | Ткань |
2 | Система органов |
3 | Орган |
4 | Клетка |
11. Правильная последовательность структурных уровней организации жизни:
1 | Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический |
2 | Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный |
3 | Молекулярный, организменный, клеточный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический |
4 | Клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биосферный, биогеоценотический |
Введение в основы общей биологии В - 2
1. Все живые организмы:
1 | Приспособлены к определенным условиям среды |
2 | Развиваются |
3 | Обладают наследственностью и изменчивостью |
4 | Являются автотрофами |
2. Самовоспроизведение –
1 | Поддерживает непрерывность существования жизни |
2 | Воспроизведение себе подобных существ |
3 | Важнейшее свойство живого |
4 | Присуще не только живым организмам |
3. Приспособленность организмов к среде обитания
1 | Проявляется во внешнем строении организмов |
2 | Не затрагивает физиологических особенностей живых организмов |
3 | Зависит от влияния экологических факторов |
4 | Не проявляется в географическом распространении организмов |
4. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из нижеперечисленных организмов относят к царству животных:
1 | Тритон |
2 | Куколка майского жука |
3 | Молочная планария |
4 | Кладония |
5 | Туберкулезная палочка |
6 | Львиный зев |
7 | Гепард |
8 | Кукушкин лен |
9 | Трутовик |
5. Живой мир Земли представлен множеством разнообразных живых существ. Укажите, какие из ниже перечисленных организмов относят к царству бактерий:
1 | Вирус СПИДа |
2 | Куколка майского жука |
3 | Туберкулезная палочка |
4 | Трутовик |
5 | Кукушкин лен |
6 | Гепард |
6. Выберите правильные утверждения:
1 | Самовоспроизведение поддерживает непрерывность существования жизни |
2 | Разнообразие форм жизни – результат эволюции |
3 | Путем обмена веществами и энергией осуществляется связь организма с окружающей средой |
4 | Homo sapiens – представитель царства Животных |
5 | Нормальная жизнедеятельность организма определяется только его клеточным строением |
7. Выберите правильные утверждения:
1 | Homo sapiens – представитель царства Животных |
2 | Путем обмена веществами и энергией осуществляется связь организма с окружающей средой |
3 | Самовоспроизведение поддерживает непрерывность существования жизни |
4 | Нормальная жизнедеятельность организма определяется только его клеточным строением |
5 | Разнообразие форм жизни – результат эволюции |
8. Выберите правильные утверждения:
1 | В природе органические вещества встречаются только в телах живых организмов |
2 | Качественные изменения свойств организма называются развитием |
3 | Клетка – структурная единица почти всех живых организмов |
4 | Каждый организм может быстро приспособиться к любой среде обитания |
5 | Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого |
9. Выберите правильные утверждения:
1 | Самая крупная биосистема – это биосфера |
2 | Гидробионты приспособлены к жизни в водной среде |
3 | Популяцию нельзя назвать биосистемой |
4 | Живая клетка не является биосистемой |
10. Обозначьте цифрами уровни организации жизни в порядке их усложнения: от самого простого (единица) до самого сложного (семь)
Популяция трески
Целостный организм
Биосфера
Молекулы веществ, входящих в состав клетки
Биоценоз смешанного леса
Клетки мякоти листа
Виды клевера
11. Биосфера
1 | Не включает верхние слои атмосферы |
2 | Включает только атмосферу и гидросферу |
3 | Включает верхние слои литосферы |
4 | Оболочка земли, где существует жизнь |
Ключ
Введение в основы общей биологии
№ ? | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 1, 3, 4 - 2 | 1, 2, 3 |
2 | 1, 2, 4 - 3 | 1, 2, 3 |
3 | 1, 2, 4 - 3 | 1, 3 |
4 | 2, 4, 5, 8, 9 - | 1, 2, 3, 7 |
5 | 4, 6, 9 | 3 |
6 | 1, 2 | 1, 2, 3, 4 |
7 | 1, 3 | 1, 2, 3¸ 5 |
8 | 1, 2, 4, 5 | 2, 3, 5 |
9 | 1, 2, 4 | 1, 2, 3 |
10 | 4 | 4, 6, 2, 7, 1, 5, 3 |
11 | 2 | 1, 3, 4 |
Шкала отметок
Отметка | Вариант 1 | Вариант 2 |
«5» | 30 - 26 | 37 - 32 |
«4» | 25 - 20 | 31 - 26 |
«3» | 19 - 16 | 25 - 18 |
«2» | 15 | 19 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Просмотр содержимого презентации
«Биология Методы иследования Сущность жизни Microsoft PowerPoint»
Краткая история развития биологии.
Биология,
10 класс
Что изучает биология
Биология ( bios – жизнь, logos – учение ) изучает проявления жизни (живого)
- разнообразие, строение и функции живых существ и их природных сообществ
- распространение организмов
- происхождение организмов
- индивидуальное и историческое развитие организмов
- взаимосвязи живых организмов друг с другом и с неживой природой
Задачи биологии
- изучение закономерностей проявлений жизни
- раскрытие сущности жизни
- систематизация живых существ
Термин «БИОЛОГИЯ»
- 1797 год – впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т.Руз
- 1800 год – использует немецкий анатом и физиолог Фридрих Бурдах
- 1802 год - предложили термин для обозначения науки о живых организмах, немецкий ботаник и врач Готтфилд Рейнхолд Тревиранус и Жан Батист Ламарк.
ЖАН БАТИСТ ПЬЕР АНТУАН де МОНЕ ЛАМАРК (1744 – 1829)
Автор первой эволюционной теории
Профессор кафедры зоологии насекомых, червей и микроскопических животных в Музее естественной истории
Ввел термин «биология».
- Современная биология –
- быстроразвивающаяся наука.
- Сегодня она имеет совершенно иной облик.
- По уровню биологических исследований ныне можно судить о материально – техническом развитии общества.
- В связи с возросшим интересом к биологии в целом, она становится все более дифференцированной и интегрированной .
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ(выделение новых научных дисциплин)
ЗООЛОГИЯ
.
БИОЛОГИЯ – КОМПЛЕКСНАЯ НАУКА
ИНТЕГРАЦИЯ ((синтез знания, объединение ряда наук).
БИОФИЗИКА БИОХИМИЯ РАДИОБИОЛОГИЯ КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ
БИОНИКА
БИОТЕХНОЛОГИЯ
Система биологических наук
- Ботаника - наука о растениях
- Зоология - наука о животных
- Морфология - наука о закономерностях формообразования и строения живых организмов
- Анатомия - раздел морфологии, изучающий форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом, о строении и жизненных функциях организма человека и его органов
- Физиология - наука, изучающая процессы жизнедеятельности (функции) животных и растительных организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток
- Систематика - раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация по группам различного ранга
- Цитология - наука о клетке
- Генетика - наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методов управления ими
- Эмбриология - наука об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе)
- Экология - наука, изучающая организацию и функционирование популяций, сообществ, экосистем и биосферы
- Эволюционное учение (теория эволюции) - наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях эволюции живых организмов
- Палеонтология - наука о живых организмах прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам и следам жизнедеятельности
Комплексные биологические науки
- Биохимия - наука о химическом составе живой материи и о химических процессах, происходящих в живых организмах и лежащих в основе их жизнедеятельности
- Биофизика - наука о физико–химических процессах, протекающих в биологических системах, а также влиянии на них различных физических факторов
- Бионика - одно из направлений биологии и кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств
- Радиобиология - наука о действии всех видов ионизирующих излучений на живые организмы и их сообщества
- Биотехнология - использование живых организмов и биологических процессов в производстве
- Социобиология - направление в биологии, изучает биологические основы социального поведения живых существ, включая человека
- Космическая биология - отрасль биологии, изучающая действие различных факторов космического пространства на живые организмы
Основные направления развития современной биологии
- Классическая биология ( ученые натуралисты).
- Эволюционная биология (Чарлз Дарвин; синтетическая теория эволюции; первая научная теория происхождения жизни, созданная А.И.Опариным).
- Физико-химическая биология.
Развитие биологии как науки
- Биология древности ( Гиппократ , Аристотель ,Теофраст , Гай Плиний Старший, Клавдий Гален).
- Средние века – продолжалось накопление знаний по биологии.
- Эпоха Возрождения ( Леонардо да Винчи, Карл Линней, Бэр, Жан Батист Ламарк, Чарлз Дарвин, Шванн и Шлейден, Луи Пастер, Мечников , Грегор Мендель.
Методы исследования в биологии
- Наука- одна из сфер человеческой деятельности
- Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
- Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
- Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии.
Биология,
10 класс
Наука как сфера человеческой деятельности
- Наука- одна из сфер человеческой деятельности
- Цель наука- изучение и познание окружающего мира.
- Принцип учёных « Ничего не принимай на веру»
- Главная задача науки- построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть
- .
Наука как сфера человеческой деятельности
- Научный метод-это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
- Научные факты –результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов и проверенные новыми наблюдениями.
Методы исследования в биологии
- Наблюдение
- Описание
- Систематизация
- Сравнение
- Эксперимент
- Аналитический метод
- Исторический метод
- Моделирование
Свойства живого. Химический состав Свойства живого
- Химический состав Обмен веществ Клеточное строение Размножение Рост и развитие Раздражимость Саморегуляция
Наследственность и изменчивость
Химический состав
- В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в тела неживой природы, но соотношение различных элементов неодинаково.
- В состав неживых тел входят O, Si, Fe, Mg, Al.
- В живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента – C, O, N, H . В живых организмах эти элементы участвуют в образовании органических молекул
Клеточное строение
- Все живые организмы имеют клеточное строение.
- Клетка является единой структурной единицей , а также единицей развития всех живых организмов
Саморегуляция
- Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов – гомеостаз .
Обмен веществ
- Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, поглощая вещества, необходимые для питания, и выделяя продукты жизнедеятельности.
- Самыми главными процессами в круговороте органических веществ являются процессы синтеза или ассимиляции , и процессы распада или диссимиляции .
Рост и развитие
- Необратимые направленные изменения живых организмов. Выделяют индивидуальное развитие живых организмов или онтогенез , в результате которого постепенно проявляются индивидуальные свойства организмов.
- Историческое развитие или филогенез , сопровождающееся образованием новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
- Результатом эволюции является всё многообразие жизни на Земле.
Раздражимость
- Способность организмов реагировать на определённые воздействия окружающей среды той или иной активной реакцией, помогающей им выжить.
- Реакции многоклеточных организмов на раздражение осуществляется с участием нервной системы и называется рефлексом .
- Реакцию организмов, не имеющих нервной системы называют таксисами или тропизмами , они могут быть как положительными так и отрицательными
Размножение
- Свойство организмов воспроизводить себе подобных, в результате чего поддерживается длительное существование вида и обеспечивается преемственность родители – дети.
- Самовоспроизведение или репродукция проявляется в виде бесполого или полового размножения особей .
Наследственность и изменчивость
- Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение
- Изменчивость- способность живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития нывые признаки.
Среды жизни
- Водная Наземно-воздушная Почвенная Организменная
Экологические группы организмов
- Гидробионты Аэробионты, или террабионты Педобионты, или эдафобионты Эндобионты
Гидробионты
- Гидробионты (греч. Hydor – вода, biontos – живущий) – растения,животные и микроорганизмы,
населяющие морские и материковые водоeмы
Аэробионты или террабионты
- Аэробионты (греч. aer – воздух, biontos – живущий), или террабионты (греч. terra – земля, biontos – живущий) – организмы, населяющие наземно-воздушную среду.
Педобионты или эдафобионты
- Педобионты (греч. pedon – почва, biontos – живущий), или эдафобионты (греч. edaphos – почва) – обитатели почвенной среды.
Эндобионты
- Эндобионты (греч. endon – внутри, biontos – живущий) – организмы, обитающие внутри другого живого организма
Уровни организации жизни
- Биосферный Биогеоценотический Популяционно-видовой Организменный Клеточный Молекулярный
Биосферный
совокупность всех
биоценозов, система,
охватывающая все
явления жизни на
нашей планете.
- На этом уровне происходит круговорот
веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов.
Биогеоценотический
- Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов и различной сложности организации с факторами среды их обитания.
- В процессе совместного развития организмов разных систематических групп образуются динамичные, устойчивые сообщества.
Популяционно-видовой
- Совокупность организмов одного вида, объединенная общим местом обитания с относительно однородными условиями, в котором создаётся популяция – надорганизменная система.
- В этой системе осуществляются элементарные эволюционные преобразования
Организменный
- Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая рассматривается в развитии – от момента зарождения до прекращения существования.
- Рассматриваются процессы и явления, происходящие в организме и механизмы согласованного функционирования его органов и систем, приспособительные изменения и поведение в различных экологических условиях.
Клеточный
- Клетка – элементарная структурная и функциональная единица, а также единица развития всех живых организмов, обитающих на Земле.
- На клеточном уровне происходит передача информации и превращение веществ и энергии.
Молекулярный
- Любой живой организм состоит из биологических молекул: нуклеиновых кислот, белков, липидов и углеводов.
- На этом уровне начинаются разнообразные процессы жизнедеятельности организмов: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и пр.
Структурные уровни организации жизни
Растительный организм как биосистема — совокупность взаимодействующих органов, тканей и клеток