Тема занятия: Моделирование и решение составных задач на
встречное движение.
Цель: Развивать умение моделировать и решать задачи на встречное движение.
Задачи: 1 Упражнять учащихся в моделировании и решении задач на встречное
движение.
2Развивать умение работать в группах; анализировать предложенный
материал; составлять алгоритм действий; делать выводы.
3 Содействовать воспитанию взаимопонимания .
Оборудование: Компьютер, диск со слайд – шоу «Задачи на встречное
движение», доска.
I Разминка (фронтально)
1Летят гуси в ряд. Пятый гусь посередке. Сколько всего гусей?
2 На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
3Шел Кондрат в Ленинград,
Навстречу 12 ребят.
У каждого по лукошку,
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки 5 котят.
И задумался старый Кондрат:
Сколько котят ребята несут в Ленинград?
II Определение темы, цели и задач занятия.
- Изобразите содержание этой задачи – шутки на схеме. (на доске)
- Определите тему занятия. (Задачи на встречное движение)
- Какова цель нашего занятия? (Моделировать и решать задачи на встречное движение)
- Какие задачи для ее достижения необходимо решить? (план записывается на доске)
( 1) Вспомнить величины, характеризующие движение.
2) Вспомнить, как они взаимосвязаны.
3) Рассмотреть различные модели для задач на встречное движение и выбрать наиболее удобную.
4) Тренироваться в решении задач на движение.)
III Основная часть. (работа по составленному плану)
Движение характеризуется величинами:
Расстояние – путь, который должен пройти объект за определенное время,
Время движения
Скорость – путь за единицу времени.
Взаимосвязь величин, характеризующих движение:
S S
S = V * t V = ----- t = -----
t V
3) Моделирование.
- Является ли схема задачи – шутки моделью задачи?
- Что необходимо сделать, чтобы она стала моделью задачи на встречное движение? (дополнить ее данными и искомым)
Работа в группах:
Предложите свой вариант модели задачи.
Отчет: Представление своей модели.
Вариант 1 Если все модели одинаковые (модели прямой задачи), то предлагаю построить алгоритм решения и решить задачу с разными данными. Сделать вывод – алгоритм, который записывается на доске. А) Работа в парах: Подумайте и составьте другие модели этой задачи. Отчет: Представление моделей на доске. Вывод об удобстве данной модели для представления задачи. Вывод (после сравнения моделей): Наиболее удобной моделью является чертеж. Физминутка Б) Упражнение в составлении и решении прямых задач на встречное движение по моделям (материал предлагается в виде слайд-шоу: модели прямых задач (по модели восстановите текст задачи, по тексту – составьте модель и решите задачу); рассматриваются 2 способа решения, выбирается рациональный; вводится термин «скорость сближения») В) Составление и решение обратных задач. | Вариант 2 Если модели разные, т.е. модели обратных задач, рассматриваем их, но общего вывода пока не делаем. А) Упражнение в решении прямых задач на встречное движение по моделям (материал предлагается в виде слайд-шоу: модели прямых задач (по модели восстановите текст задачи, по тексту – составьте модель и решите задачу); рассматриваются 2 способа решения, выбирается рациональный; вводится термин «скорость сближения») Вывод – алгоритм решения прямых задач на встречное движение (записывается на доске). Физминутка Б) Работа в парах: Подумайте и составьте другие модели этой задачи. Отчет: Представление моделей на доске. Вывод об удобстве данной модели для представления задачи. Вывод (после сравнения моделей): Наиболее удобной моделью является чертеж. В) Составление и решение обратных задач. |
4) Вывод
- Наиболее удобной моделью для задач на встречное движение является …
- Алгоритм решения прямых задач на движение с использованием понятия «скорость сближения»
5)Решение усложненной задачи
- Как может звучать текст задачи, соответствующей данной модели (на доске):
П. 75км/ч 35 км/ч Т.






_____________________________________
?
660 км
(№2 Из двух городов, расстояние между которыми 660 км, навстречу друг другу вышли пассажирский и товарный поезда. На каком расстоянии друг от друга будут эти поезда через 2 часа, если скорость пассажирского поезда 75 км/ч, а товарного – 35 км/ч?)
- Как изменится алгоритм решения по сравнению с алгоритмом, который мы вывели в начале занятия? (записан на доске)
IV Итог занятия.
- Дополнило ли занятие ваши знания по теме «Решение задач на встречное движение»?
- Оцените свою работу на занятии.
Тема занятия: Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.
Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний дать понятие о моделях задач.
Задачи: 1 Активизировать имеющиеся у учащихся знания, развивать умение анализировать предложенный материал; делать выводы.
2 Развивать умение работать в группе, использовать ЭОР для проверки знаний, умению анализировать свою работу.
3 Содействовать воспитанию взаимопонимания, ответственности,
Оборудование: Компьютер, диск «1С:Образовательная коллекция. Я учусь решать задачи.», доска.
I Разминка (фронтальная)
- Назовите все двузначные числа, у которых число единиц в 3 раза меньше числа десятков (31, 62, 93)
- Рыболов за 3 минуты поймал 6 рыбок. Сколько таких же рыбок он поймает за 5 минут? (на вопрос ответить нельзя)
- У ежика было 3 целых яблока, 10 половинок, 8 четвертинок. Сколько это яблок?
-Поясните решение последней задачи.
II Определение темы и задач занятия.
Тема занятия: Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. (сообщает педагог)
- Что мы должны вспомнить в ходе занятия?
(А) Как найти долю числа.
Б) Как найти число по его доле.)
- Над чем поработать? (над задачами, содержащими эти знания, и их моделями)
- Что запомнить? (на доске план: вспомнить, поработать, запомнить)
- Задания какой сложности хотели бы для этого занятия?
III Основная часть.
1 Вспомнить.
- Как найти долю числа?
(Надо узнать, чему равна 1 часть и взять указанное число частей: число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель дроби.)
Найти 2/4 от 12, 3/7 от 28. Сколько минут в ¾ часа?
Сколько сантиметров составляют 2/5 метра?
- Как найти число по его доле?
(Надо узнать, чему равна 1 часть, т.е. разделить значение данной части числа на числитель дроби, затем результат умножить на знаменатель дроби)
3/5=15, Все число-? ¾=96, Все число-?
2/5=18 Все число- ?
- Как удобнее моделировать эти задачи? (кругом или отрезком)
2 Поработать.
Теперь давайте поработаем над задачами.
А) Работа в группах (задание на карточках без называния вида задачи)
1 группа Задача на нахождение доли числа: В коллекции 20 марок. На 3/5 всех марок изображен Кремль. На скольких марках изображен Кремль? | 2 группа Задача на нахождение числа по доле: В коробке 28 белых пуговиц, что составляет 2/5 всех пуговиц. Сколько всего пуговиц в коробке? |
Отчет по плану:
1) Какого вида задачу вы решали?
2) Какую модель использовали?
3) Каков алгоритм рассуждения?
4) Скажите решение и ответ.
Б) Физминутка.
В) Тренироваться в решении задач по теме будет на тренажере (диск «Учусь решать задачи»).- 10 минут
- Сколько задач сумели решить?
- Какие были трудности?
(Если были, то каковы, по-твоему, причины?)
Г)Упражнения для глаз
Д)Решение составных задач, включающих задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. (коллективно)
1 Обувная фабрика за день выпустила 3600 пар обуви. Детская обувь составила ¾ всей обуви, а остальная обувь – женская. Сколько пар женской обуви?
2 До обеда в кафе побывало 56 человек, что составило 4/9 от всего количества посетителей. Сколько человек побывало в кафе после обеда?
IV Итог занятия.
- Что нужно помнить при решении задач на нахождение доли числа и числа по его доле?
- Оцените свое участие в занятии.