СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки занятий для 3-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Моделирование и решение составных задач на встречное движение.

    Цель: Развивать умение моделировать и решать задачи на встречное движение.

2. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

   Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний дать понятие о моделях задач. 

Просмотр содержимого документа
«разработки занятий для 3-4 классов»

Тема занятия: Моделирование и решение составных задач на

встречное движение.

Цель: Развивать умение моделировать и решать задачи на встречное движение.

Задачи: 1 Упражнять учащихся в моделировании и решении задач на встречное

движение.

2Развивать умение работать в группах; анализировать предложенный

материал; составлять алгоритм действий; делать выводы.

3 Содействовать воспитанию взаимопонимания .

Оборудование: Компьютер, диск со слайд – шоу «Задачи на встречное

движение», доска.



I Разминка (фронтально)

1Летят гуси в ряд. Пятый гусь посередке. Сколько всего гусей?

2 На столе стояли три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?

3Шел Кондрат в Ленинград,

Навстречу 12 ребят.

У каждого по лукошку,

В каждом лукошке – кошка,

У каждой кошки 5 котят.

И задумался старый Кондрат:

Сколько котят ребята несут в Ленинград?



II Определение темы, цели и задач занятия.

- Изобразите содержание этой задачи – шутки на схеме. (на доске)

- Определите тему занятия. (Задачи на встречное движение)

- Какова цель нашего занятия? (Моделировать и решать задачи на встречное движение)

- Какие задачи для ее достижения необходимо решить? (план записывается на доске)

( 1) Вспомнить величины, характеризующие движение.

2) Вспомнить, как они взаимосвязаны.

3) Рассмотреть различные модели для задач на встречное движение и выбрать наиболее удобную.

4) Тренироваться в решении задач на движение.)


III Основная часть. (работа по составленному плану)

  1. Движение характеризуется величинами:

Расстояние – путь, который должен пройти объект за определенное время,

Время движения

Скорость – путь за единицу времени.

  1. Взаимосвязь величин, характеризующих движение:

S S

S = V * t V = ----- t = -----

t V

3) Моделирование.

- Является ли схема задачи – шутки моделью задачи?

- Что необходимо сделать, чтобы она стала моделью задачи на встречное движение? (дополнить ее данными и искомым)

Работа в группах:

Предложите свой вариант модели задачи.

Отчет: Представление своей модели.

Вариант 1

Если все модели одинаковые (модели прямой задачи), то предлагаю построить алгоритм решения и решить задачу с разными данными. Сделать вывод – алгоритм, который записывается на доске.

А) Работа в парах:

Подумайте и составьте другие модели этой задачи.

Отчет: Представление моделей на доске. Вывод об удобстве данной модели для представления задачи.

Вывод (после сравнения моделей):

Наиболее удобной моделью является чертеж.

Физминутка

Б) Упражнение в составлении и решении прямых задач на встречное движение по моделям (материал предлагается в виде слайд-шоу: модели прямых задач (по модели восстановите текст задачи, по тексту – составьте модель и решите задачу); рассматриваются 2 способа решения, выбирается рациональный; вводится термин «скорость сближения»)

В) Составление и решение обратных задач.

Вариант 2

Если модели разные, т.е. модели обратных задач, рассматриваем их, но общего вывода пока не делаем.

А) Упражнение в решении прямых задач на встречное движение по моделям (материал предлагается в виде слайд-шоу: модели прямых задач (по модели восстановите текст задачи, по тексту – составьте модель и решите задачу); рассматриваются 2 способа решения, выбирается рациональный; вводится термин «скорость сближения»)

Вывод – алгоритм решения прямых задач на встречное движение (записывается на доске).

Физминутка

Б) Работа в парах:

Подумайте и составьте другие модели этой задачи.

Отчет: Представление моделей на доске. Вывод об удобстве данной модели для представления задачи.

Вывод (после сравнения моделей):

Наиболее удобной моделью является чертеж.

В) Составление и решение обратных задач.


4) Вывод

- Наиболее удобной моделью для задач на встречное движение является …

- Алгоритм решения прямых задач на движение с использованием понятия «скорость сближения»


5)Решение усложненной задачи

- Как может звучать текст задачи, соответствующей данной модели (на доске):

П. 75км/ч 35 км/ч Т.

_____________________________________

?

660 км

(№2 Из двух городов, расстояние между которыми 660 км, навстречу друг другу вышли пассажирский и товарный поезда. На каком расстоянии друг от друга будут эти поезда через 2 часа, если скорость пассажирского поезда 75 км/ч, а товарного – 35 км/ч?)

- Как изменится алгоритм решения по сравнению с алгоритмом, который мы вывели в начале занятия? (записан на доске)

IV Итог занятия.

- Дополнило ли занятие ваши знания по теме «Решение задач на встречное движение»?

- Оцените свою работу на занятии.














Тема занятия: Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

Цель: На основе имеющихся у учащихся знаний дать понятие о моделях задач.

Задачи: 1 Активизировать имеющиеся у учащихся знания, развивать умение анализировать предложенный материал; делать выводы.

2 Развивать умение работать в группе, использовать ЭОР для проверки знаний, умению анализировать свою работу.

3 Содействовать воспитанию взаимопонимания, ответственности,

Оборудование: Компьютер, диск «1С:Образовательная коллекция. Я учусь решать задачи.», доска.


I Разминка (фронтальная)

- Назовите все двузначные числа, у которых число единиц в 3 раза меньше числа десятков (31, 62, 93)

- Рыболов за 3 минуты поймал 6 рыбок. Сколько таких же рыбок он поймает за 5 минут? (на вопрос ответить нельзя)

- У ежика было 3 целых яблока, 10 половинок, 8 четвертинок. Сколько это яблок?

-Поясните решение последней задачи.


II Определение темы и задач занятия.

Тема занятия: Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. (сообщает педагог)

- Что мы должны вспомнить в ходе занятия?

(А) Как найти долю числа.

Б) Как найти число по его доле.)

- Над чем поработать? (над задачами, содержащими эти знания, и их моделями)

- Что запомнить? (на доске план: вспомнить, поработать, запомнить)

- Задания какой сложности хотели бы для этого занятия?



III Основная часть.

1 Вспомнить.

- Как найти долю числа?

(Надо узнать, чему равна 1 часть и взять указанное число частей: число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель дроби.)

Найти 2/4 от 12, 3/7 от 28. Сколько минут в ¾ часа?

Сколько сантиметров составляют 2/5 метра?

- Как найти число по его доле?

(Надо узнать, чему равна 1 часть, т.е. разделить значение данной части числа на числитель дроби, затем результат умножить на знаменатель дроби)

3/5=15, Все число-? ¾=96, Все число-?

2/5=18 Все число- ?

- Как удобнее моделировать эти задачи? (кругом или отрезком)

2 Поработать.

Теперь давайте поработаем над задачами.

А) Работа в группах (задание на карточках без называния вида задачи)

1 группа

Задача на нахождение доли числа:

В коллекции 20 марок. На 3/5 всех марок изображен Кремль. На скольких марках изображен Кремль?

2 группа

Задача на нахождение числа по доле:

В коробке 28 белых пуговиц, что составляет 2/5 всех пуговиц. Сколько всего пуговиц в коробке?

Отчет по плану:

1) Какого вида задачу вы решали?

2) Какую модель использовали?

3) Каков алгоритм рассуждения?

4) Скажите решение и ответ.



Б) Физминутка.

В) Тренироваться в решении задач по теме будет на тренажере (диск «Учусь решать задачи»).- 10 минут

- Сколько задач сумели решить?

- Какие были трудности?

(Если были, то каковы, по-твоему, причины?)

Г)Упражнения для глаз

Д)Решение составных задач, включающих задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. (коллективно)

1 Обувная фабрика за день выпустила 3600 пар обуви. Детская обувь составила ¾ всей обуви, а остальная обувь – женская. Сколько пар женской обуви?

2 До обеда в кафе побывало 56 человек, что составило 4/9 от всего количества посетителей. Сколько человек побывало в кафе после обеда?

IV Итог занятия.

- Что нужно помнить при решении задач на нахождение доли числа и числа по его доле?

- Оцените свое участие в занятии.