Урок 18. Разрядные слагаемые
Цели: учить раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые; читать и записывать числа больше 1000; применять знания и способы действий в измененных условиях; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; работать в парах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Учебник: № 106 (с. 25).
Ответ: через 4 ч, так как два промежутка по 2 ч. Рабочая тетрадь: № 10 (с. 18).
Какую карточку вы закрасили? (16л.)
Как вы рассуждали? (4 + 8 = 12 (л) - молока осталось, 12 + 4= 16 (л) — молока было.)
Актуализация знаний
Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—».)
В числе 302 три сотни и два десятка.
Число 942 больше, чем число 924.
В числе 249 две единицы первого разряда, четыре единицы второго разряда и девять единиц третьего разряда.
В каждом из чисел: 920, 9432, 908 - по 9 сотен.
Если к 4 сотням прибавить 3 десятка, то получим число 430.
60 плюс 600 плюс 6 - получится 666.
899 меньше 900 на 1.
В записи чисел 423, 324, 234,432 использованы одинаковые цифры.
9) Число 988 меньше, чем число 900, на 88. 10) Если число 132 уменьшить на 2 десятка, получится 130. (Взаимопроверка.)
Ответы: 1) -; 2) +; 3) - ; 4) -; 5) +; 6) +; 7) +; 8) +; 9) -; 10) -.
Самоопределение к деятельности
Сколько единиц каждого разряда в числе 468? (4 сотни, 6десятков, 8единиц.)
Разложите число на разрядные слагаемые. (400 + 60 + 8.)
Что значит «разложить на разрядные слагаемые»?
А как разложить на разрядные слагаемые число 406 740? (406 740 = 400 ООО + 6000 + 700 + 40.)
Сформулируйте задачи урока. (Научиться раскладывать многозначные числа на разрядные слагаемые.)
Работа по теме урока
Работа по учебнику
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 26.
Правильно ли вы разложили число на разрядные слагаемые? № 107(с. 26).
(Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй — самостоятельно. Три ученика работают на откидной доске. Самопроверка, самооценка.) №108 (с. 26).
(Самостоятельное выполнение. Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.) № 109 (с. 26).
(Устное выполнение в парах.) №110 (с. 26).
(Работа в парах. Проверка.)
Какие числа вы записали на месте пропусков? Запишите их на доске. (9999, 10000.)
(Самооценка.)
Физкультминутка
Крутим мельницу вперед, А потом наоборот.
(Вращение прямыми руками вперед и назад.) Наклоняться будем все, Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперед.) А потом назад прогнемся, Хорошенько разомнемся. (Наклоны назад.) И попрыгать нам пора, Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье. (Шаги на месте.) Поскакали, потянулись — Вот и славно отдохнули. (Сеет ь за парту.)
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику №113 (с. 26).
Прочитайте условие задачи. Поставьте вопрос. (Сколько солнечных дней было за три этих месяца?)
Решите задачу самостоятельно. (Проверка.)
Сколько солнечных дней было в феврале? (8.)
Сколько солнечных дней было в марте? (16.)
Сколько солнечных дней было за три месяца? (38.) №114 (с. 26).
Прочитайте задание.
Постройте диаграмму.
Что мы можем определить по диаграмме? (Сколько солнечных дней было в каждом месяце. В каком месяце солнечных дней было больше (меньше) и на сколько.)
Выполнение заданий в рабочей тетради № 13 (с. 19).
(Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка.)
Какую схему вы выбрали? Почему? (Схему 2, так как коробка с бананами в 4раза тяжелее, значит, в коробке с бананами 4раза содержится коробка с виноградом.)
Сколько весит коробка с виноградом? (12:3 — 4 (кг).) №14 (с. 20).
(Один ученик записывает числа на доске и читает их, осталь- ные работают на местах.)
Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 26). ( амопроверка по образцу.) Ответы: 601 030, 5040.
Оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока
Чему вы научились сегодня на уроке?
Чем полезен был урок для вас?
Домашнее задание
Учебник: № 112, 115, 116 (с. 26).