I. Организационный момент. (2 мин)
II. Актуализация знаний. (5мин)
III. Введение в тему урока. (8 мин)
IV. Открытие нового знания. (4 мин)
V. Чтение правила. (5 мин)
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений. (13 мин)
VII. Подведение итогов. (6 мин)
VIII. Домашнее задание. (2 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. | Приветствие учителя. |
II. Актуализация знаний. | Предлагаю вам сразиться в орфографической дуэли. Сейчас я вызову одного человека к доске, а он вызовет себе соперника. Они буду сражаться у доски, а остальные в своих тетрадях. Четыре, двести, триста, шестнадцать, пятьсот, одиннадцать, четыреста, шестьдесят, миллион, семь, тридцатимиллионный город, семьдесят, трехсотый номер, к празднику Восьмое марта, поздравляем с 8 Марта, четырнадцать, гектар. Хорошо, а теперь, передаем тетрадь с последних парт на первые и все вместе проверяем наших дуэлянтов. | Ученик выходит к доске и вызывает своего соперника.
Весь класс записывает слова в тетрадях.
Ученики сдают тетради и совместно с учителем проверяют работу дуэлянтов. |
III. Введение в тему урока. | Ребята, откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем числительным. (на слайде даны числительные) Перед вами дан ряд числительных: семь, восемь, одиннадцать, сто, шестнадцать. Запишите их в столбик. Какие числительные вы записали? А образуйте от количественных числительных порядковые.
Что вы еще помните о порядковых числительных?
Хорошо. С порядковыми числительными мы познакомились, а сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. | Ученики открывают тетради, записывают число, классная работа.
Это количественные числительные. Седьмой, восьмой, одиннадцатый, сотый, шестнадцатый. Порядковые числительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие. Они, как и существительные изменяются по родам, числам и падежам – в единственном числе. |
IV. Открытие нового знания. | А какие они бывают вы мне скажите сами. Для этого ответьте мне на следующие вопросы, свои ответы записывайте. -Сколько месяцев в году? -По сколько учеников сидит за одной партой? А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть только половину. Какую часть яблока вы съели? -
Хорошо, а теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? |
12. По двое.
Одну вторую.
Да, это числительные. Все они отвечают на вопрос сколько. |
V. Чтение правила. | А теперь откройте свои учебники на странице 51 и прочитайте правило. (на слайде появляется таблица и один ученик идет и собирает ее). У вас были записаны ответы на вопросы. Определите и подпишите к какому разряду относятся данные числительные. Пока ученик собирает таблицу, каждый ряд составит предложение. 1 ряд предложение с целым числительным, 2 ряд – с дробным и 3 ряд с собирательным. Ученик составил схему. Все согласны? Запишите схему в ваши тетради. |
12 – целое, по двое – собирательное, одна вторая – дробное.
Да. |
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | А теперь обратите внимание на экран. Перед вами текст с пропущенными буквами. Ваша задача списать слова с пропусками, вставить буквы и объяснить написание данных слов. В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети участников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юн...ые спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое участников получили м…дали, пятеро - поощрительные пр…зы.
Проверяем.
А теперь выпишите количественные числительные, разделив их на разряды. Какие колонки должны быть?
Проверяем. Какие слова вы выписали в первую колонку – целые числа? Хорошо, какие во вторую – дробные числа? И в третью – собирательные?
Какое еще числительное есть в этом тексте?
Хорошо. Теперь откройте упражнение 408. Внимательно посмотрите его и исправьте ошибки. С неверными примерами составьте предложения. |
Ученики выписывают слова с пропусками.
Проходили – вставляем о, пров.сл.-проходят, команда – о-это словарное слово, участников-т-участие, остальные-а-остаться,победили-е-победа,юные-одна буква-н,слов.слово, медали-е-слов.слово, призы-и-приз.
Целые числа, дробные и собирательные. Восемнадцать Два Десять Восемь Две трети Четыре пятых Шестеро Трое пятеро
В первой-это порядковое числительное. |
VII. Подведение итогов. | О чем мы сегодня разговаривали? Какие разряды бывают?
Приведите примеры. | О разрядах количественных числительных. Целые, собирательные и дробные. Пять-целое, двое-собирательное и одна вторая-дробное. |
VIII. Домашнее задание. | Запишите домашнее задание. 1 Упр. 409. Всем спасибо за урок, до свидания! | Записывают домашнее задание. До свидания! |