СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды местоимений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Матиериал преподносится в дост упной ,игровой форме. Испоьзуются современные технологии в ходе объяснения

Просмотр содержимого документа
«Разряды местоимений»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба Пригородного района » г.Владикавыказ


Открытый урок по русскому языку

в 6 классе.




ТЕМА:






Возвратное местоимение себя











Учитель русского языка и литературы:


Хадзарагова Эльвира Ахсарбековна


2021-2022уч.г.

Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо-

бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;

формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ

в нужной форме; повторить изученное о местоимении;

2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,

внимание.

3.воспитывать познавательный интерес.



Оборудование: карточки –задания.


Литература:

.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес-

кая методика русского языка. 5 класс.»-М., 2016г.

Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки

от А до Я».-М., 1998г.

«Русские народные загадки, пословицы, поговор-

ки».-М.,1990г.

.















Фронтальный опрос.

  1. Что такое местоимение?

Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух?

2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с

другими частями речи.

3.По каким признакам местоимения делятся на разряды?

4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они

называются личными? Перечислите личные местоимения.

5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде-

жах букву Н, в каком случае?

6.Какова особенность употребления местоимения -вы (Вы)?

Когда –Вы?


Проверка домашнего задания.

Упр.515.

Назовите предложения, в которых пишется- Вы (1,2), а в каких-

вы(1,3).Почему?


Объяснение нового материала.

1.Запись на доске:

Умываюсь Извиняюсь

СЕБЯ

Улыбаюсь Стираюсь

-Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные-

обозначают возврат действия.

Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребле-

ние которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невоз-

можно.

В третьем столбике возвратное местоимение .

2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план

параграфа.

Примерный план:

  1. Себя- возвратное местоимение.

  2. Значение возвратного местоимения.

  3. Особенности изменения местоимения СЕБЯ.

  4. Местоимение не имеет формы Р.п.

  5. Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ.



Закрепление.

1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз-

ратных местоимений.

А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст

вием. (М. Горький.)

Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному,

великому делу. ( М.Горький.)

О себе он рассказывал мало.

Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.

Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525.


2.Разминка.

-Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?

1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро-

гах? (Я, мы.)

3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)

4.)Первый слог- личное местоимение, второй-детская болезнь.

Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)

5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который

издаёт лягушка. Вместе- овощ. (Тыква)

стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»


3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками,

включающими в себя возвратное местоимение.

Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат-

ного местоимения.

1)Руби дерево по себе.

2)Сам себя сжёг француз,

сам себя и поморозил.

3)Всяк сам себе загляденье.

4)Он не даст наступить себе на ногу.

5)Всяк Аксён про себя умён.

6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

7)Умный себя винит, глупый- своего товарища.

8)Дураку воля- что умному доля; сам себя губит.

9)На других умён, на себя глуп.

10)В благополучии человек сам себя забывает.

11)Всякая рука к себе загребает.

12)Выше себя не прыгнешь.

13)Друга иметь- себя не жалеть.

14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

В это время проверяется работа девочек, работавших по карточкам самостоятельно.

Подведение итогов.

-С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке?

-Какое значение имеет возвратное местоимение?

-Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений

Д\З.п. 121-124.,упр. 526.

4.Объяснительный диктант.

Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть

о нём , подарил им.

Вопрос на пять.

Представляешь, верь не верь,

Говорит при встрече дверь:

-Тяжело мне, я не скрою,

Мною хлопают порою

Так, что всё во мне болит,

Планка каждая скрипит.

Дверь, за ручку открывая,

Замечаешь: Дверь живая…

И, узнав об этом, верю,

Ты не будешь хлопать дверью.

Г.Фархади.

Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём личное местоимение Я и в каких падежах.

Проверочная работа.

Заполнить карточки –таблицы.


Местоимения- числительные

Местоимения-наречия










Местоимения-существительные

Местоимения- прилагательные











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!