МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Саниба Пригородного района » г.Владикавыказ
Открытый урок по русскому языку
в 6 классе.
ТЕМА:
Возвратное местоимение себя
Учитель русского языка и литературы:
Хадзарагова Эльвира Ахсарбековна
2021-2022уч.г.
Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо-
бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;
формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ
в нужной форме; повторить изученное о местоимении;
2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,
внимание.
3.воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карточки –задания.
Литература:
.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес-
кая методика русского языка. 5 класс.»-М., 2016г.
Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки
от А до Я».-М., 1998г.
«Русские народные загадки, пословицы, поговор-
ки».-М.,1990г.
.
Фронтальный опрос.
Что такое местоимение?
Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух?
2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с
другими частями речи.
3.По каким признакам местоимения делятся на разряды?
4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они
называются личными? Перечислите личные местоимения.
5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде-
жах букву Н, в каком случае?
6.Какова особенность употребления местоимения -вы (Вы)?
Когда –Вы?
Проверка домашнего задания.
Упр.515.
Назовите предложения, в которых пишется- Вы (1,2), а в каких-
вы(1,3).Почему?
Объяснение нового материала.
1.Запись на доске:
Умываюсь Извиняюсь
СЕБЯ
Улыбаюсь Стираюсь
-Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные-
обозначают возврат действия.
Во второй столбик записаны слова-глаголы, употребле-
ние которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невоз-
можно.
В третьем столбике возвратное местоимение .
2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план
параграфа.
Примерный план:
Себя- возвратное местоимение.
Значение возвратного местоимения.
Особенности изменения местоимения СЕБЯ.
Местоимение не имеет формы Р.п.
Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ.
Закрепление.
1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз-
ратных местоимений.
А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст
вием. (М. Горький.)
Герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному,
великому делу. ( М.Горький.)
О себе он рассказывал мало.
Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.
Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525.
2.Разминка.
-Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?
1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро-
гах? (Я, мы.)
3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)
4.)Первый слог- личное местоимение, второй-детская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)
5.)Первый слог – личное местоимение, второй-звук, который
издаёт лягушка. Вместе- овощ. (Тыква)
стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»
3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками,
включающими в себя возвратное местоимение.
Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат-
ного местоимения.
1)Руби дерево по себе.
2)Сам себя сжёг француз,
сам себя и поморозил.
3)Всяк сам себе загляденье.
4)Он не даст наступить себе на ногу.
5)Всяк Аксён про себя умён.
6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
7)Умный себя винит, глупый- своего товарища.
8)Дураку воля- что умному доля; сам себя губит.
9)На других умён, на себя глуп.
10)В благополучии человек сам себя забывает.
11)Всякая рука к себе загребает.
12)Выше себя не прыгнешь.
13)Друга иметь- себя не жалеть.
14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
В это время проверяется работа девочек, работавших по карточкам самостоятельно.
Подведение итогов.
-С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке?
-Какое значение имеет возвратное местоимение?
-Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений
Д\З.п. 121-124.,упр. 526.
4.Объяснительный диктант.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть
о нём , подарил им.
Вопрос на пять.
Представляешь, верь не верь,
Говорит при встрече дверь:
-Тяжело мне, я не скрою,
Мною хлопают порою
Так, что всё во мне болит,
Планка каждая скрипит.
Дверь, за ручку открывая,
Замечаешь: Дверь живая…
И, узнав об этом, верю,
Ты не будешь хлопать дверью.
Г.Фархади.
Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём личное местоимение Я и в каких падежах.
Проверочная работа.
Заполнить карточки –таблицы.
Местоимения- числительные | Местоимения-наречия |
| |
| |
| |
| |
Местоимения-существительные | Местоимения- прилагательные |
| |
| |