III . Актуализация знаний Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах. Вопрос учителя: - Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки. Вопрос учителя: -Чем же они отличаются друг от друга? Предполагаемый ответ: - Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие? -В предложении эти слова являются определениями. - Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам ( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам(большая – большую). -Больших указывает на признак предмета по размеру. -А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал). МОЛОДЦЫ! - Слово СОРВАННЫЙ – причастие. - Как вы думаете ,от какого глагола оно образовалось? - От глагола сорвать при помощи суффикса НН. - Сделайте вывод. - Причастие – это часть речи. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). Причастие по смыслу схоже с глаголом. 1.Что именно обозначает причастие? 2.Как изменяется причастие? 3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? 4.Какими членами предложения бывают причастия? 5.Как и от чего образуются причастия? ОТВЕТ: 1.Причастие обозначает признак предмета по действию. 2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе). 3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении. 4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.). 5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов. Новая информация (которую не запрашивали) 1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода. 2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках. 3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи. IV. Мотивация. Создание проблемной ситуации. Работа с классом ( разгадывание кроссворда):  1. который закипает; 2. который озаряем ; 3. который можно различить; 4. которую заметили; 5. который подарил; 6. которая запасается; 7. которых испытали; 8. которую разлили; 9. которые отцвели. Подчеркните суффиксы. V. Решение учебных задач. На слайде изображено дерево, нарисованное от руки. Многие учащиеся не могут находить в текстах причастия и деепричастия, а если и находят, то не могут отличить причастия от деепричастий. Мы с вами научимся отличать причастия от деепричастий с помощью фруктового дерева. Учитель объясняет : растет могучее дерево , которое называется «глагол». У этого дерева начинают расти ветки, т.е. новые части речи .С одной стороны растет ветка, к которой прибавляются признаки прилагательного, т.е. отвечают на вопросы какая? какое? ,в предложениях выражаются определениями, но к корню глагола прибавляются суффиксы - ущ, -ющ, -ащ, -ящ , -нн, и т.д. Рисую на дереве ветку и поспевает новый фрукт т.е. новая часть речи – причастие – «груша» С другой стороны растет ветка, к которой прибавляются признаки наречия , т.е. отвечают на вопросы как? что делая ?что сделав? в предложениях выражаются обстоятельствами, но к корню глагола прибавляются суффиксы -а, -я, -в, -сь. Рисую на дереве ветку и поспевает новый фрукт т.е. новая часть речи – деепричастие – «яблоко» Значит, приходим к выводу, что и причастие , и деепричастие происходит от основы глагола, т.е. дерево с корнями «глагол». Например: Слово «играть» - играющий (причастие),играя (деепричастие), «прыгать»-прыгающий(причастие), прыгая (деепричастие).Попробуем устно образовать от глаголов причастия и деепричастия : верить, рисовать, клеить . Признаки глагола: Признаки прилаг: 1.Время(настоящее и прошедшее) 1.Обозначает признак предмета и отв. на вопр. какой? 2.Имеет вид (совершен., несовер.) 2.Изменяется по 3.Обозначает признак предмета по действию. родам, числам, падежам. 4.В предложении могут быть сказуемыми 3.Может иметь краткую форму. 4.В предложении является определением. Каждая форма причастий имеет свои суффиксы .Проанализируем таблицу. Действительные причастия | Страдательные причастия | Настоящее время | Прошедшее время | Настоящее время | Прошедшее время | -ущ,-ющ,-ащ,-ящ | -ш-,-вш- | -ом-,-ем-,-им- | -енн-,-нн-,-т- Склеить-склеенный Обидеть-обиженный Колоть-колотый | Звать-зовущий Петь-поющий Лететь-летящий | Нес-несущий Гулял-гулявший | Ведать-неведомый Презирать-презираемый Любить-любимый | Мы делаем вывод. Действительные причастия настоящего времени – ущ,-ющ,-ащ,-ящ. Действительные причастия прошедшего времени - - ш-, -вш- Страдательные причастия настоящего времени - -ом-,-ем -,-им- Страдательные причастия прошедшего времени - -енн-,-нн-,-т- Откройте тетради и запишите формы причастий и их суффиксы . |