СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды причастий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Узнают о разрядах причастий, научатся различать причастия от прилагательных.

Просмотр содержимого документа
«Разряды причастий»

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе

Урок 33

Школа: Б.Момышулы

Дата: 10.01.17 г.

Имя и фамилия учителя: Изеева Л.А.

Класс : 7

Тема урока: Разряды причастий

Цели обучения, которое необходимо достичь на данном уроке

узнают о разрядах причастий, научатся отличать причастия от прилагательных, на примере научатся доказывать, что причастие – это особая форма глагола.



Цели обучения

Все ученики: научатся на примере доказывать свою точку зрения ( отличать прилагательные от причастия )развивать диалогическую речь , формировать умение слушать, понимать сказанное, говорить, общаться, обогащать словарный запас.

Большинство учеников: : научатся узнавать на примере действительные причастия от страдательных причастий.

Некоторые ученики: умеют выполнять морфологический разбор причастий..

Предыдущее обучение


Раздел связан с темой «Прилагательное . Причастие. »

План

Планируемое время

Планируемые действия

Ресурсы

Начало

Урока

5 минут


I.Психологическая подготовка к уроку.

Слово учителя: Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.

– Прочитайте про себя это предложение, написанное на доске.

– А теперь его же, но с радостью вслух.

– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?

– И все вместе. Молодцы!

– А как вы понимаете, что такое успех? (Ответы учащихся.)

– А радость? (Ответы учащихся.)

II.Деление в группы .

видеть, слышать, чувствовать


карточки, рисунки, таблицы

Середина урока

10 минут













































10 минут






















15 минут

III . Актуализация знаний

  1. Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.

Вопрос учителя:

- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.

Вопрос учителя:

-Чем  же они отличаются друг от друга?

Предполагаемый ответ:

 - Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на  вопрос: какие?

-В предложении  эти слова являются определениями.

- Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам

( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам(большая – большую).

-Больших указывает на признак предмета по размеру.

-А слово  сорванные  указывает на  признак  действия (их кто-то сорвал). МОЛОДЦЫ!

- Слово СОРВАННЫЙ – причастие.

- Как вы думаете ,от какого глагола оно образовалось?

- От глагола сорвать при помощи суффикса НН.

- Сделайте вывод.

- Причастие – это часть речи. Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). Причастие по смыслу схоже с глаголом.

1.Что именно обозначает причастие?

2.Как изменяется причастие?

3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?

4.Какими членами предложения бывают причастия?

5.Как и от чего образуются причастия?

ОТВЕТ:

1.Причастие обозначает признак предмета по действию.

2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).

3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.

4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).

5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.

Новая информация (которую не запрашивали)

1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода.

2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.

3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.

IV. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

 Работа с классом ( разгадывание кроссворда):

1. который закипает;

2. который озаряем ;

3. который можно различить;

4. которую заметили;

5. который подарил;

6. которая запасается;

7. которых испытали;

8. которую разлили;

9. которые отцвели.

Подчеркните суффиксы.

V. Решение учебных задач.

На слайде изображено дерево, нарисованное  от руки. Многие учащиеся не могут находить в текстах причастия и деепричастия,  а если и находят, то не могут отличить причастия от деепричастий. Мы с вами научимся отличать причастия от деепричастий с помощью  фруктового дерева. Учитель объясняет : растет могучее дерево , которое называется «глагол». У этого  дерева начинают расти ветки, т.е. новые части речи .С одной стороны  растет ветка, к которой прибавляются признаки прилагательного, т.е. отвечают на вопросы  какая? какое?  ,в предложениях выражаются определениями, но к корню глагола прибавляются суффиксы  - ущ,  -ющ, -ащ, -ящ , -нн, и т.д. Рисую на дереве ветку  и поспевает   новый фрукт  т.е. новая часть речи – причастие – «груша»

    С другой стороны растет ветка, к  которой прибавляются признаки наречия , т.е. отвечают на вопросы как? что делая ?что сделав? в предложениях выражаются обстоятельствами, но к корню глагола прибавляются суффиксы  -а, -я, -в, -сь. Рисую на дереве ветку и поспевает новый фрукт т.е. новая часть речи – деепричастие – «яблоко» Значит, приходим к выводу, что и причастие , и деепричастие  происходит от основы глагола, т.е. дерево с корнями «глагол». Например:

Слово «играть» - играющий (причастие),играя (деепричастие),  «прыгать»-прыгающий(причастие), прыгая (деепричастие).Попробуем устно образовать от глаголов причастия и деепричастия : верить, рисовать, клеить  .

Признаки  глагола:                                      Признаки прилаг:

1.Время(настоящее и прошедшее)           1.Обозначает признак предмета

и отв. на вопр. какой?

2.Имеет вид (совершен., несовер.)            2.Изменяется по                  

3.Обозначает признак предмета

по действию.            родам, числам,

падежам.

4.В предложении могут быть  сказуемыми                  3.Может иметь

краткую форму.

                                                                                          4.В предложении

является определением.

Каждая форма причастий  имеет свои суффиксы .Проанализируем таблицу.


Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

-ущ,-ющ,-ащ,-ящ

-ш-,-вш-

-ом-,-ем-,-им-

-енн-,-нн-,-т-

Склеить-склеенный

Обидеть-обиженный

Колоть-колотый

 

 

Звать-зовущий

Петь-поющий

Лететь-летящий

Нес-несущий

Гулял-гулявший

Ведать-неведомый

Презирать-презираемый

Любить-любимый

 

Мы делаем вывод. Действительные  причастия настоящего времени – ущ,-ющ,-ащ,-ящ.

Действительные причастия прошедшего времени - - ш-, -вш-

Страдательные причастия настоящего времени - -ом-,-ем -,-им-

Страдательные причастия прошедшего времени  - -енн-,-нн-,-т-

Откройте тетради и запишите формы причастий и их суффиксы .



Слайд

Учебник

Раздаточные материалы



















































Таблица


Тетради












Конец урока

5 минут




IV. Рефлексия

Наш урок подошел к концу, что нового вы узнали на уроке.

Что получилось? Что не получилось? Почувствовали ли вы радость ?

V. Итоговая оценка

VI. Домашнее задание



Дополнительная информация

Как вы планируете стимулировать

способных учащихся?

Оценивание .

Как вы планируете оценивать приобретенные знания учащихся.

саблюдение СанПин

ИКТ компетентность связи с ценностями

Правильный ответ поощряю смайликами ,похвалой. Способных учеников ставлю в пример. Показываю их работу.





Формативно,критериальное оценивание. В групповой работе ученики работают сообща активно, помогая друг другу, придерживаясь правилам работы в группе. Умеют отвечать на вопросы , рассуждают, доказывают свои мнения.

Урок связан с литературным чтением, с казахским языком.

Использование интерактивной доски 15-20 мин. Соблюдение чистоты и порядка в классе.

Итоговая оценка:

1.Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо ( с учетом преподавания и учения )?



2. Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?



3.Что важного узнал на этом уроке ,чтобы использовать на следующем уроке?








Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какая? какое? какой? Причастию присущи признаки прилагательного и глагола. Например:   светить –глагол, светящий –причастие, отвечает на вопрос какой?

Признаки  глагола:                                                                            Признаки прилагательного:

1.Время(настоящее и прошедшее)                                1.Обозначает признак предмета и отвечает

2.Имеет вид (совершен., несовер.)                                на вопросы какая? какое?

3.Обозначает признак предмета по действию.           2.Изменяется по родам, числам, падежам.

4.В предложении могут быть  сказуемыми                  3.Может иметь краткую форму.

                                                                                          4.В предложении является определением.

Если действие совершает сам предмет, то причастие  называется действительным, если предмет испытывает действие другого лица, то это причастие называется страдательным.

Например: Ученик, читающий книгу  – это какое причастие ?( действ.).Книга ,читаемая учеником  - это какое причастие? ( страдат. )

Действительные причастия

Страдательные причастия

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

-ущ,-ющ,-ащ,-ящ

-ш-,-вш-

-ом-,-ем-,-им-

-енн-,-нн-,-т-

Склеить-склеенный

Обидеть-обиженный

Колоть-колотый

 

 

Звать-зовущий

Петь-поющий

Лететь-летящий

Нес-несущий

Гулял-гулявший

Ведать-неведомый

Презирать-презираемый

Любить-любимый
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!